об обязании выплатить субсидию



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М.В.

с участием адвоката Сацик Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой А. А. к Муниципальному учреждению «Департамент координации строительства и перспективного развития», 3-е лицо Администрация Ростова-на-Дону об обязании выплатить субсидию


Установил :

Истица обратилась в суд с настоящим иском, указав, что она является ветераном ВОВ и состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, распоряжением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список лиц, имеющих право на получение субсидии из средств федерального бюджета. После издания этого распоряжения Администрацией г. Ростова-на-Дону было принято постановление № 755 о предоставлении мер социальной поддержки за счет средств бюджета города. Для получения максимальной расчетной субсидии за счет средств бюджета города в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010г. №794 и постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону №755 от 06.10.2010г, она обратилась в администрацию Октябрьского района г.Ростова-на-Дону с соответствующим заявлением и представила необходимые документы. МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении субсидии за счет средств бюджета города в связи с тем, что правовые акты не имеют обратной силы и не применяются к отношениям, возникшим до введения постановления Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010г. в действие, а применяются только к тем отношениям, которые возникли после введения его в действие. С данным решением она не согласна. Ей министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства за счет средств федерального бюджета, ранее были перечислены денежные средства в сумме 982,8 тыс. рублей, однако данная сумма не соответствует цене приобретаемой в собственность квартиры. Право на оплату части стоимости квартиры за счет бюджетных средств у нее возникло с момента включения ее в список о пофамильном распределении средств, а также с момента перечисления денежных средств в размере 982,8 тыс.руб. на лицевой счет покупателя. По обоюдному соглашению с продавцом ДД.ММ.ГГГГ ими было составлено дополнительное соглашение в части уточнения цены приобретаемой в собственность квартиры. Таким образом, договор купли-продажи был заключен ею ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства из федерального бюджета, были перечислены ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после введения в действие Постановления Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010г. Дополнительное соглашение к договору купли-продажи заключено ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия Постановления № 755. На основании изложенного истица просила суд обязать Администратцию г. Ростова-на-Дону выплатить за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону в ее пользу максимально расчетную субсидию для оплаты части стоимости сделки купли-продажи жилого помещения, приобретенного ею.

В ходе рассмотрения дела истица уточнила исковые требования, и просит суд обязать Муниципальное учреждение «Департамент координации строительства и перспективного развития» и Администрацию г.Ростова-на-Дону выплатить за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону в ее пользу максимально расчетную субсидию для оплаты части стоимости сделки купли-продажи жилого помещения, приобретенного ею в размере <данные изъяты> рублей.

Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представитель истицы – Селиванова О. П., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что Кузнецова А. А. участник ВОВ. Проживает истица в квартире, принадлежащей на праве собственности ее внуку, она не является ни собственником, ни нанимателем жилых помещений. Внук приобрел данную квартиру в 2000г. по договору долевого участия, и временно в этой квартире проживает истица. Как ветеран ВОВ истица состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. Она подала в Администрацию Октябрьского района г. Ростова-на-Дону все необходимые документы для предоставления квартиры, однако квартиру ей не предоставили, и разъяснили, что выплатят ей субсидию для оплаты части стоимости квартиры. Распоряжением Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» она была включена в список. Истицу пригласили в администрацию и предложили подыскать квартиру стоимостью <данные изъяты> руб. Однако за данную сумму невозможно купить квартиру. ДД.ММ.ГГГГ истица заключила с С. договор купли-продажи квартиры и ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра по РО было зарегистрировано право собственности истицы с обременением, т.к. денежные средства продавцу перечислены не были. В договоре купли-продажи истица и С. указали стоимость квартиры <данные изъяты> руб. по рекомендации сотрудника квартотдела Администрации Октябрьского района Чернышевой, которая пояснила, что поскольку из федерального бюджета выделили сумму 928800 руб. то и указывать в договоре необходимо эту сумму. Денежные средства были перечислены ДД.ММ.ГГГГ. После издания распоряжения Администрации РО, было принято решение Ростовской-на-Дону Думы об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам ВОВ за счет средств муниципального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону №755, согласно которому предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета г.Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Истица заключила ДД.ММ.ГГГГ с С. дополнительное соглашение об изменении стоимости квартиры, а именно стоимость была увеличена на <данные изъяты> руб. После этого ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в администрацию Октябрьского района о выплате субсидии на приобретение жилого помещения из средств бюджета г. Ростова-на-Дону. ДД.ММ.ГГГГ МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону истице было отказано в предоставлении субсидии в размере <данные изъяты>. Данный отказ истица считает незаконным. В заключенном ДД.ММ.ГГГГ дополнительном соглашении указана стоимость квартиры – <данные изъяты>, такую стоимость квартиры указали по рекомендации работника квартотдела администрации, поскольку это максимальная сумма двух субсидий: федеральной и муниципальной. Рыночная стоимость такой квартиры составляет <данные изъяты> руб. Дополнительное соглашение было заключено в связи с принятием Постановления № 755 от 06.10.2010 года, согласно которому правом на получение муниципальной субсидии пользуются ветераны и участники ВОВ, включенные в распоряжение Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Истица включена в указанное распоряжение, и, следовательно, имеет право на получение субсидии за счет бюджета города.

Представитель истицы – Сацук Е. В., действующая на основании ордера, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, суду пояснила, что Постановлением Администрации города № 755 от 06.10.2010 года всем ветеранам и участникам ВОВ предоставлено право на получение субсидии за счет средств бюджета города для приобретения жилого помещения. Истица обратилась в администрацию за получением субсидии, однако ей было отказано, со ссылкой на то, что Постановление № 755 обратной силы не имеет. Договор купли-продажи был заключен истицей ДД.ММ.ГГГГ, а Постановление № 755 принято 06.10.2010 года, однако до ДД.ММ.ГГГГ обязательства по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не были, денежные средства были перечислены только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия Постановления № 755. Истица состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени с учета не снята. В Распоряжение Администрации Ростовской области № были включены все ветераны ВОВ, состоявшие на квартучете.

Представитель МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» - Ефимов А. П., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений, либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья. Администрации районов города в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем приема полного пакета документов, осуществляют расчет предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии и представляют расчет и документы, подтверждающие приобретение жилья, в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» для их проверки и перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны. После перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3-х рабочих дней передает документы, в том числе документы, подтверждающие оплату субсидии из городского бюджета, в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для оплаты денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета. На момент заключения между истицей и С. дополнительного соглашения к договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор фактически был сторонами исполнен, а именно, денежные средства в размере 982 800 рублей, составляющие стоимость приобретаемого истицей жилого помещения, были перечислены С., <адрес>, расположенная в жилом доме по <адрес> в <адрес> была передана истице. Заключенное между истицей и С. дополнительное соглашение, согласно которому обязательства покупателя изменяются в сторону увеличения стоимости объекта договора на 360 000 рублей, при этом обязательства продавца остаются неизменными, обладает признаками мнимой сделки, то есть сделки, совершенной лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Если бы истица обратилась за получением субсидии до перечисления денежных средств на счет продавца, ей была бы выплачена эта субсидии, а поскольку она обратилась после исполнения сторонами условий договора, то право на получение субсидии из муниципального бюджета в неё отсутствует.

Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону – Потокина М. В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении иска, суду пояснила, что исходя из п. 2.2. и п. 2.5. Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ и приравненных к ним лиц, утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010г., к компетенции МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» относиться осуществление проверки пакета документов для получения бюджетной субсидии, а также предоставление субсидии путем перечисления таковой на расчетный счет продавца жилого помещения, с момента регистрации бюджетных обязательств. Полномочия о предоставлении субсидии отнесены к исключительной компетенции Муниципального учреждения «Департамент координации строительства и перспективного развития», которое в свою очередь является распорядителем бюджетных средств. Администрация города не может являться надлежащим ответчиком. Дополнительное соглашение было заключено после того, как субсидия за счет средств федерального бюджета была выплачена, и поэтому права на получение субсидии из муниципального бюджета истица не имеет.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает требования подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что истица является ветераном Великой Отечественной войны, и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениям в Администрации Октябрьского района г. Ростов-на-Дону.

Распоряжением Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» распределены субвенции, поступившие в областной бюджет из федерального бюджета, согласно распоряжению Правительства РФ от 20.08.2010 года № 1399-р на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в объеме 3032920,9 тыс. руб.

В приложении к указанному распоряжению содержится список лиц, которым производится выплата субсидии и определен размер субсидии каждому ветерану- <данные изъяты> руб. Кузнецовой А. А. согласно указанному распоряжению включена в список ветеранов Великой Отечественной Войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ между С. и Кузнецовой А. А. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого Кузнецова А. А. приобрела у С. <адрес>, общей площадью 41,1 кв.м., в том числе жилой площадью 19,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.

В пункте 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сторонами указана стоимость приобретаемого жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., а также указано, что денежные средства в счет оплаты стоимости жилого помещения – <адрес> в <адрес> будут перечислены Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, предусмотренные для Кузнецовой А. А. по распоряжению Администрации Ростовской области № 151 от 07.09.2010 года, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Постановлением Администрации ростовской области от 03.08.2007 года № 312, Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614, Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, путем зачисления средств на счет С. в Ростовское отделение СБ РФ № по адресу: <адрес>, <адрес> на счет: №, кор/счет: №, БИК №, КПП №, ИНН №, по мере поступления средств из бюджета Ростовской области.

ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности Кузнецовой А. А. на жилое помещение – <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, и Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серия №.

При этом в свидетельстве о государственной регистрации права указано ограничение (обременение) права собственности Кузнецовой А. А. – ипотека в силу закона.

В соответствии с выпиской Ростовского отделения СБ РФ № из лицевого счета № открытого на имя С., денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, были перечислены на счет С. ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается справкой Ростовского отделения СБ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).

ДД.ММ.ГГГГ между С. и Кузнецовой А. А. было заключено Дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым были внесены изменения в пункт 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, а именно была изменена стоимость жилого помещения – <адрес> в <адрес> с <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> руб.

При этом в пункте 2 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ указано, что денежные средства в размере <данные изъяты> руб. перечисляются Администрацией г. Ростова-на-Дону за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», решения Ростовской-на-Дону Городской Думы от 26.09.2010 года № 794 «Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам», на основании постановления Главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 года «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам», на основании заявления гражданина, в течение 10 рабочих дней после предоставления оригинала и копии зарегистрированного договора купли-продажи квартиры с дополнительным соглашением, копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенную <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области произведена государственная регистрация сделки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, номер регистрации №.

ДД.ММ.ГГГГ Кузнецова А. А. обратилась к Главе администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором просила предоставить ей субсидию из городского бюджета в соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.09.2010 года № 794 «Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам за счет средств бюджета города», Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 06.10.2010 года № 755 «Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лицам» и перечислить предоставляемую ей социальную помощь (субсидию) из городского бюджета в целях приобретения жилого помещения – <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> на расчетный счет продавца – С.

К заявлению Кузнецовой А. А. были приложены все необходимые документы: копия справки из Ростовского отделения СБ РФ, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о государственной регистрации права.

Заявление Кузнецовой А. А. Администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону было направлено для рассмотрения и принятия решения заместителю Главы Администрации г. Ростова-на-Дону.

МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18) отказано Кузнецовой А. А. в предоставлении субсидии из городского бюджета.

Отказывая Кузнецовой А. А. в предоставлении субсидии из городского бюджета Департамент указал, что в соответствии с Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 г. (далее - Постановление) предоставление мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений, либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов. Для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области «О пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов» представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья. Администрации районов города в течение 2-х рабочих дней со дня, следующего за днем приема полного пакета документов, осуществляют расчет предоставляемой ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии и представляют его и документы, подтверждающие приобретение жилья, в МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» для их проверки и перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны или приравненным к нему лицом. После перечисления субсидии на расчетный счет продавца жилого помещения, приобретаемого ветераном Великой Отечественной войны, МУ «Департамент координации строительства и перспективного развития» в течение 3-х рабочих дней передает документы, в том числе документы, подтверждающие оплату субсидии из городского бюджета, в Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для оплаты денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета.

Таким образом, для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 года ветерану Великой Отечественной войны (приравненному к нему лицу) необходимо предоставить в администрацию района г. Ростова-на-Дону, где указанные категории граждан состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, документы, подтверждающие приобретение жилья, в том числе договор с условием об оплате части стоимости сделки купли-продажи, либо оплаты части стоимости договора участия в долевом строительстве за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону с последующим перечислением денежных средств в счет стоимости жилья из областного бюджета.

Поскольку в соответствии с нормами действующего законодательства правовые акты не имеют обратной силы, положения Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону № 755 от 06.10.2010 года не применяются к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, возникшим до введения указанного постановления в действие и применяются только к тем отношениям, которые возникли после введения его в действие.

Отказ в предоставлении субсидии по указанным основаниям суд считает незаконным, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации Октябрьского района истица принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий из муниципального жилищного фонда, и соответственно имеет статус признанной уполномоченным органом нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" в качестве мер социальной поддержки ветеранов ВОВ предусмотрено получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О

ветеранах".

Во исполнение данного Указа Президента РФ распоряжением Правительства РФ от 20.08.2010 N 1399-р «О направлении бюджетных ассигнований Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан» направлены бюджетные ассигнования в размере 67621219,2 тыс. рублей за счет средств, предусмотренных частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Минрегиону России на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в дополнение к бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на эти цели распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 472-р.

Истица включена в сводный список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, и согласно распоряжению Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151 из средств федерального бюджета ей выделено на приобретение жилого помещения 982800 руб.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предложено высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот несовершеннолетним узникам фашистских лагерей и гетто", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Ростовская –на-Дону городская Дума 28.09.2010 приняла решение от N 794 "Об утверждении социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам за счет средств бюджета города".

Данным решением утверждена социальная субсидия за счет средств бюджета города на улучшение жилищных условий гражданам, признанным нуждающимися в жилье, включенным в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, относящихся к следующим категориям:

- инвалидов Великой Отечественной войны;

- участников Великой Отечественной войны;

- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах воздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

- членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне, лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

- несовершеннолетних узников фашистских лагерей и гетто.

Пунктом 2 данного решения утвержден максимальный размер предоставляемой из бюджета города ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам социальной субсидии из расчета разницы между стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и стоимостью 1 квадратного метра жилья, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для Ростовской области.

Согласно пунктам 3 и 4 решения социальная субсидия имеет заявительный характер и предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 данного решения, на основании документов, предусмотренных Администрацией города, и перечисляется на расчетный счет продавца жилого помещения.

Администрации города Ростова-на-Дону предложено разработать порядок предоставления социальной субсидии ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.09.2010 N 794 "Об утверждении выплаты социальной субсидии на улучшение жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам" Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 06.10.2010 N 755 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц", и главным распорядителем средств бюджета города на реализацию мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц определено МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития". МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития"предписано обеспечить результативность, адресность и целевой характер использования указанной субсидии.

Указанное Положение определяет порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на софинансирование полномочий Российской Федерации путем предоставления социальной субсидии для оплаты части стоимости сделок купли-продажи жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья либо оплаты части стоимости договоров участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов.

Согласно пунктам 1.2., 1.3, 1.5, 1.6, 1.7 Положения правом получения социальной поддержки в виде субсидии пользуются ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, включенные в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. Предоставление субсидий носит заявительный характер. Заявление о предоставлении субсидии подается на имя главы администрации района города по месту постановки на квартирный учет.

Срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Максимальный размер предоставляемой из бюджета города субсидии определяется из расчета разницы между рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, определенной приказом министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области для города Ростова-на-Дону, и рыночной стоимостью 1 кв. м жилья, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ для Ростовской области, на момент подачи ветеранами Великой Отечественной войны или приравненными к ним лицами заявления на предоставление субсидии в администрацию района города по месту постановки на квартирный учет, умноженной на расчетную площадь предоставляемого ветерану жилья в размере 36 кв. м общей площади:

Размер бюджетной субсидии за счет средств городского бюджета не должен превышать разницы между общей стоимостью приобретаемого жилого помещения и размером бюджетной субсидии, предоставляемой из средств федерального бюджета, утвержденной распоряжением Администрации Ростовской области.

При стоимости приобретаемого жилого помещения более общей суммы, складывающейся из предоставляемой Администрацией Ростовской области ветерану Великой Отечественной войны или приравненному к нему лицу субсидии и максимальной расчетной субсидии за счет бюджета города, оплата превышения фактической разницы стоимости жилого помещения осуществляется за счет собственных средств ветеранов Великой Отечественной войны или приравненных к ним лиц.

Как усматривается из представленных доказательств истица является ветераном Великой Отечественной войны и включена в распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. Рыночная стоимость приобретенной ею квартиры превышает размер субсидии, выделенной из средств федерального бюджета. Следовательно, она имеет право на предоставление из бюджета города субсидии на приобретение жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что истица не имеет право на получение субсидии из бюджета города, т.к. договор купли-продажи жилого помещения заключен до принятия Постановления Администрации г. Ростова н/Д от 06.10.2010 N 755, и нормы Положения, утвержденного данным постановлением не распространяются на правоотношения, возникшие до его принятия, суд считает несостоятельными.

Из содержания указанных нормативных актов усматривается, что они приняты в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах"во исполнение, и определяют порядок предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, включенных в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов. То есть действие этих нормативных актов распространяется именно на тех лиц, которые включены в распоряжение Администрации Ростовской области от 07.09.2010 года № 151.

Согласно п.2.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, для получения бюджетной субсидии ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица после принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов представляют в администрацию района города Ростова-на-Дону, где они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующие документы:

- заявление на субсидию, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество заявителя полностью; паспортные данные; сведения о фактическом месте проживания;

- 2 экземпляра оригинала и копии зарегистрированного в Росреестре по РО договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на первичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения, в случае, если ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица приобретают жилье на вторичном рынке жилья;

- 2 экземпляра оригинала и копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;

- в случае, если цена договора превышает суммарный размер предусмотренных федеральных и городских средств на предоставление субсидии, граждане представляют платежный документ, подтверждающий оплату суммы, превышающей размер субсидий;

- копию распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Таким образом, из содержания данной нормы усматривается, что указанная субсидия предоставляется лицам, включенным в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов уже после заключения договоров на приобретения жилого помещения и после государственной регистрации права собственности на приобретенные ими жилые помещения.

Из содержания решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, не усматривается, что действие данных нормативных актов распространяется только на правоотношения, возникшие после их принятия.

Более того, в силу п.1.3. Положения срок использования субсидии составляет 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

Следовательно, независимо от даты заключения договора на приобретение жилого помещения, т.е. до принятия указанных нормативных актов или после их принятия, лица, указанные в п. 1.2 Положения имеют право на получение социальной поддержки в виде субсидии, если они обратились за её получением в течение 6 месяцев с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

6-ти месячный срок с даты принятия распоряжения Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, на момент обращения истицы за получением данной субсидии не истек.

Истица на момент обращения с заявлением о выплате субсидии за счет бюджета города, и на момент рассмотрения дела не снята с учета лиц, нуждающихся в жилых помещения, и договор купли-продажи квартиры зарегистрирован с обременением- ипотека в силу закона.

Возникновение права на получение субсидии не может ставиться в зависимость от даты заключения сделки.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагает на нее обязанности по обеспечению государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, развитию системы социальных служб, а также установлению государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7).

Законодатель должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки. Данные принципы требуют, в частности, обеспечения социальной поддержки нуждающимся в этом гражданам на началах справедливости, с использованием необходимой индивидуализации и дифференциации мер социальной защиты в целях наиболее полного восполнения потерь от объективно сложившихся трудных жизненных обстоятельств (преамбула; статья 1, часть 1; статьи 7 и 19 Конституции Российской Федерации).

Истица является ветераном Великой Отечественной войны, признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, и следовательно, имеет право на получение субсидии.

То обстоятельство, что договор купли-продажи заключен до принятия Решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц не может рассматриваться как обстоятельство, препятствующее признанию за истицей права на получения субсидии.

Таким образом, на момент обращения с заявлением о выплате субсидии, у истицы имелись все, предусмотренные указанным Положением основания для назначения субсидии.

Доводы ответчика о том, что цена объекта купли-продажи изменена дополнительным соглашением сторон не являются существенными.

Как усматривается из договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ стороны указали стоимость объекта недвижимого имущества <данные изъяты> руб. И согласно п.3 договора купли-продажи денежные средства в счет оплаты стоимости жилого помещения – <адрес> в <адрес> будут перечислены Министерством территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, предусмотренные для Кузнецовой А. А. по распоряжению Администрации Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Постановлением Администрации ростовской области от 03.08.2007 года № 312, Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года № 614, Федеральными законами от 12.01.1995 года № 5-ФЗ и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, путем зачисления средств на счет С.

Как поясняет представитель истицы, в договоре они указали стоимость квартиры <данные изъяты> руб. по настоянию представителя квартотдела Администрации Октябрьского района, которая пояснила, что поскольку из бюджета выделяется субсидия в размере <данные изъяты> руб., то именно эта стоимость и должна быть указана в договоре купли-продажи, реальная же рыночная стоимость квартиры значительно выше. А после принятия Решения Ростовской –на-Дону городской Думы и Положения, истицу пригласили в Администрацию Октябрьского района и разъяснили, что она имеет право на получение субсидии из бюджета города, и для этой цели было предложено заключить дополнительное соглашение, зарегистрировать его в Управлении Росреестра по РО и представить в администрацию. Расчет максимального размера предоставляемой субсидии в соответствии с п.1.5 Положения был сделан сотрудником Администрации Октябрьского района, и составил <данные изъяты> руб. Поэтому в дополнительном соглашении стоимость квартиры была указана с учетом размера субсидии, а не действительная рыночная стоимость квартиры.

Согласно справке ООО «Полис» среднерыночная стоимость квартиры по адресу : <адрес> <адрес> учетом этажности, года постройки, общей площади и состояния квартиры составляет <данные изъяты> руб.

Согласно приказу Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области от 31.07.2009г. № 24 средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2009 года по городу Ростову –на-Дону составляет 39,4 тыс. руб. Общая площадь приобретаемой истицей квартиры составляет 41,1 кв.м., следовательно, в соответствии с данным приказом стоимость её будет составлять 1619340 руб.

Доводы ответчика о мнимости сделки не состоятельны, ответчиком не оспаривается эта сделка, до настоящего времени она не признана недействительной, истица проживает в данной квартире и зарегистрирована по месту жительства. Зарегистрированное право собственности на объект недвижимого имущества ответчиком также не оспаривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Обязать Муниципальное учреждение «Департамент координации строительства и перспективного развития» г.Ростова-на-Дону выплатить Кузнецовой А. А. социальную субсидию за счет средств бюджета города Ростова-на-Дону на улучшение жилищных условий в сумме 360000 руб. как ветерану Великой Отечественной войны, признанной нуждающейся в жилье и включенной в распоряжение Администрации Ростовской области о пофамильном распределении средств на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

судья