Решение по делу № 2-2144/2012 об обязании демонтировать рекламную конструкцию



Отметка об исполнении решения ДЕЛО № 2-2144/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                              г. Ростов-на-Дону

председательствующего – судьи Худавердян В.А.,

с участием помощника прокурора Барышниковой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания Поповой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону о признании недействительным разрешения № 13990м на установку рекламной конструкции по <адрес> (Алмаз) железнодорожный переезд в г. Ростове-на-Дону, выданное ООО «Глобус Аутдор Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону и обязании ООО «Глобус Аутдор Медиа» осуществить демонтаж рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском указав, что ими проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы.

Проверкой, проведенной совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Ростова-на-Дону, а также при содействии специалистов ФБУ «Ростовский ЦСМ» установлено, что рекламная конструкция ООО «Глобус Аутдор Медиа» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Днепропетровская (Алмаз) ж/д. переезд, размещена с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003.

Актом проверки размещения рекламной конструкции выявлены следующие нарушения, допущенные при установке средства наружной рекламы, а именно:

- расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы – 4,554 м.;

- расстояние от края проезжей части <адрес> (Алмаз) ж/д переезд до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита – 0,56 м.;

- расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части) по <адрес>, до опоры средства размещения рекламы 3,88 м.;

- расстояние от горизонтальной проекции ближней точки рекламного щита, до остановочного комплекса системы общественного транспорта 39,16м;

- расстояние от горизонтальной проекции ближней точки рекламного щита, до знака регулировки дорожного движения 6,04м.

Размещение рекламной конструкции ООО «Глобус Аутодор Медиа» по адресу: <адрес> (Алмаз) ж/д переезд, установлено в нарушение выданного МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» разрешения № 13990м, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поседений» в части размещения рекламной конструкции.

На основании изложенного прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону просит суд признать недействительным разрешение № 13990м на установку рекламной конструкции по адресу <адрес> (Алмаз) ж/д переезд, выданное МУ «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» ООО «Глобус Аутдор Медиа». Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по указанному адресу.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Барышникова Н.Г. требования прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ООО «Глобус Аутдор Медиа», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, доказательств, препятствующих рассмотрению дела, суду не представил.

Представитель третьего лица МУ «Управление наружной рекламы г. Ростова-на-Дону» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В отношении не явившихся представителей истца и ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

    Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы.

Проверкой, проведенной совместно с представителями ОГИБДД УМВД России по г. Ростова-на-Дону установлено, что рекламная конструкция ООО «Глобус Аутдор Медиа» по адресу <адрес> (Алмаз) ж/д переезд (разрешение № 13990м) размещена с нарушениями требований ГОСТ Р 52044-2003:

- расстояние от нижнего края рекламного щита до уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы – 4,55 м.;

- расстояние от края проезжей части <адрес> (Алмаз) ж/д переезд до горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита – 0,56 м.;

- расстояние от края проезжей части (края бордюрного камня, прилегающего к проезжей части) по <адрес>, до опоры средства размещения рекламы 3,88 м.;

- расстояние от горизонтальной проекции ближней точки рекламного щита, до остановочного комплекса системы общественного транспорта 39,16м;

- расстояние от горизонтальной проекции ближней точки рекламного щита, до знака регулировки дорожного движения 6,04м.

Отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ).

    В соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Порядок выдачи разрешений на установку объекта наружной рекламы и вопросы, решаемые при выдаче разрешения на установку объекта наружной рекламы, в том числе последовательность тех или иных действий, направленных на получение разрешения регулируются нормами ч.ч. 9, 11, 13, 14, 17, ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 данного Закона распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения на территориях городских и сельских поселений.

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В силу п.п. 3 п. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

Из пункта 5 ч. 20 ст. 19 указанного Закона, следует, что в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 (далее - Положение), на Госавтоинспекции возложены специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, в подпункте "ч" пункта 12 Положения установлено, что Госавтоинспекции в пределах своей компетенции осуществляют согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы.

В процессе согласования определяется соответствие размещения наружной рекламы требованиям нормативных правовых актов и технических норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 16.2 Наставления).

Доказательств согласования размещения рекламной конструкции с ГИБДД г. Ростова-на-Дону суду не представлено, ни в заявлении на получение разрешения на установку рекламной конструкции ни на приложенной к нему схеме отметок о согласовании нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.

Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.

На момент рассмотрения настоящего дела ни один технический регламент не принят.

В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», утвержденные Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст. До вступления в силу соответствующих технических регламентов применение действующих государственных и межгосударственных стандартов осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно п. 5.10 Госта Р 52044-2003 - средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.

Согласно п. 6.6 Госта 52044-2003 – расстояние от средства наружной рекламы с площадью рекламного объявления 18 кв.м. до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м.

Как установлено судом и следует из материалов дела, рекламная конструкция, установленная по адресу: <адрес> (Алмаз) ж/д переезд, установлена с нарушением указанного ГОСТа Р 52044-2003 в части размещения рекламной конструкции нижний край которой ниже допустимого Государственным стандартом значения, а именно 4,500 м., а также менее установленного от границ бордюрного камня до ближайшего края рекламного щита 5 м., в нарушение п. 5.10 ГОСТа Р 52044-2003 средств наружной рекламы не имеет маркировки с указанием рекламораспространителя и номера его телефона, расстояние от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита, до знака регулировки дорожного движения 6,04м., что менее предусмотренного требованиями п. 6.6 ГОСТ, а также не установлены дорожные ограждения первой группы по ГОСТ 23457, предусмотренные п. 6.5 ГОСТ 52044-2003.

Таким образом, ООО «Глобус Аутодор Медиа», установив рекламную конструкцию, допустило нарушение положений части 4 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» и прав на безопасность дорожного движения неопределенного круга лиц – участников дорожного движения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик доказательств обратного суду не представил.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.

Несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта создают помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляют права граждан – участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.

    Согласно положениям ФЗ РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

    То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.

    Согласно п. 20 ст. 19 Закона РФ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку рекламная конструкция установлена с нарушением требований государственного стандарта, то разрешения на установку рекламной конструкции, выданные ООО «Глобус Аутдор Медиа» должны быть признаны недействительными.

Согласно п. 21 ст. 21 вышеназванного Закона «О рекламе» в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

Учитывая, что разрешение на установку рекламной конструкции признано недействительным, то ответчик обязан в установленные законом порядке и сроки произвести демонтаж рекламной конструкции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным разрешение № 13990м на установку рекламной конструкции по <адрес> (Алмаз) ж/д переезд в г. Ростове-на-Дону, выданное ООО «Глобус Аутдор Медиа» Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону».

Обязать ООО «Глобус Аутдор Медиа» демонтировать рекламную конструкцию, размещенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес> (Алмаз) ж/д переезд.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Текст мотивированного решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

    

СУДЬЯ                                     В.А. Худавердян