Постановление по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (Нарушение требований пожарной безопасности)



Дело №5-61/11

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г.Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону Дзюба В.Г., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону, по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 9, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Закрытого акционерного общества «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта), место нахождения: г.Ростов-на-Дону, пер.Халтуринвский, 103, ОГРН 1026103265297, ИНН 6164084233, КПП 616401001, поступившее из ОГПН по городу Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области,

У С Т А Н О В И Л:

11.05.2011 года прокурором Ленинского района г.Ростова-на-Дону вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому прокуратурой Ленинского района г.Ростова-на-Дону по заданию прокуратуры Ростовской области совместно с сотрудниками Ленинского отделения надзорной деятельности отдела надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону Управления ГПН и ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ростовской области» 28.04.2011 года проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон», в холе которой выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также Правил пожарной безопасности в Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №313 (ППБ 01-03), Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 №315 (НПБ 110-03), а также Строительных норм и правил Российской Федерации. Проверкой установлено следующее:

при проведении концертов все стулья и ряды крепить к полу, в соответствии с требованиями п.149 ППБ 01-03; вентиляционный канал, проходящий транзитом через складские помещения не выполнен с пределом огнестойкости 0,5 ч. согласно п.4.136 СНиП 2.04.05-86; двери складских помещений, электрощитовых и кладовых не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости 0,6 часа согласно нормам п.1.82 СНиП 2.08.02-89; не демонтирована сгораемая облицовка путей эвакуации закулисного буфета согласно п.53 ППБ 01-03; не все помещения спортивного комплекса оборудованы автоматическими установками противопожарной защиты (системами автоматического пожаротушения), согласно НПБ 110-03 табл. 1-4; автоматические установки пожаротушения не приведены в рабочее состояние, согласно требованиям п.98 ППБ 01-03; здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре 4-го типа в соответствие с НПБ 104-03, табл.1,2; на путях эвакуации из зала и со стороны выхода из административной части установлены турникеты, в нарушение п.53 ППБ 01-03; хранение сгораемых материалов осуществляется в подвальных помещений, не имеющих окон с приямками для дымоудаления; не демонтирована или не обработана сгораемая отделка буфета, в соответствии с п.п.53, 150 ППБ 01-03; электрощитовая в подвале не отделена от насосов противопожарными перегородками с дверью, согласно п.1.82 СНиП 2.08.02-89; не вынесены столярные мастерские, склады, размещенные в подвальном и цокольном этаже, за пределы ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон», в соответствии с п.40 ППБ 01-03; оставшиеся сгораемые конструкции подвесного потолка не заменены на несгораемые, в соответствии со СНиП 21-01-97, табл.4; соединения жил электропроводов и кабелей не выполнены при помощи сварки, опрессовки или спец.сжимовчем согласно требованиям п.57 ППБ 01-03 и п.2.1.21 ПУЭ; воздуховоды, проходящие транзитом через складские и подсобные помещения не выполнены с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч., как предусмотрено нормами п.4.132 СНиП 2.04.05-89; перегородки, отделяющие подтрибунное пространство от фойе, не выполнено из несгораемых материалов в соответствии с п.53 ППБ 01-03; планы эвакуации требуют переработки в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009; отсутствуют указатели расположения ближайших пожарных гидрантов, в соответствии с п.90 ППБ 01-03; не предусмотрен обособленный выход наружу из подвального этажа, отделенный от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа, согласно п.6.9 СНиП 21-01-97; не определена для всех складских и производственных помещений категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, соответственно – на дверях входа в эти помещения не установлены обозначения категорий и зон, что не соответствует требованиями ППБ 01-03, п.33; здание не оборудовано аварийным освещением с устройством электроснабжения светильников эвакуационного освещения от сети, не зависящей от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции или от ввода в здание, как предусмотрено нормами п.61 ППБ 01-03; вентиляционные воздуховоды не очищены от горючих отходов производства в сроки, определенные приказом по организации (п.78 ППБ 01-03); не включены световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход» у эвакуационных выходов здания, как предусмотрено п.61 ППБ 01.03; лестницы высотой более 45 см не оборудованы ограждениями с перилами, что не соответствует п.6.28 СНиП 21-01-97; пожарные краны внутреннего пожарного водопровода, располагающиеся в помещениях, не заключены в соответствующие сертифицированные шкафы установленного образца согласно п.4.1 НПБ 151-00; не произведены замеры давления воды во внутреннем пожарном водопроводе здания по длине компактной струи воды пожарных кранов, в соответствии с требованиями п.89 ППБ 01-03; места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности не обозначены знаками пожарной безопасности, что является нарушением п.27 ППБ 01-03; в приямках у окон подвала установлены глухие металлические решетки, в нарушение п.40 ППБ 01-03; помещения насосной не оборудованы противопожарной дверью требуемого предела огнестойкости, в соответствии с п.5.14, табл.2, п.8.4 СНиП 21-01-97; на путях эвакуации не демонтированы сгораемые панели и не осуществлена отделка стен с показателем пожарной опасности соответствующими нормами, предусмотренными п.53 ППБ 01-03; в местах пересечения противопожарных стен в помещении венткамеры образовавшиеся технологические проемы не заделаны строительным раствором на всю их толщину, согласно п.37 ППБ 01-03; не демонтированы на путях эвакуации и в коридорах покрытия полов (линолеум) с высокой пожарной опасностью, и не оборудованы материалами согласно требованиям п.53 ППБ 01-03; отсутствуют в требуемом количестве первичные средства пожаротушения, предусмотренные п.108 приложение №3 ППБ 01-03; не разработана и не согласована с УНД Главного управления МЧС России по Ростовской области схема расстановки автотранспорта на территории внутреннего двора здания с учетом обеспечения требуемых противопожарных расстояний от автомобилей до здания, проезда пожарных автомобилей и установки пожарных подразделений с них в окна всех помещений и этажей здания, что не соответствует п.23 ППБ 01-03; территория автостоянки не оборудована первичными средствами пожаротушения в количестве, предусмотренном п.108 приложение №3 ППБ 01-03; эвакуационный выход из фойе административного корпуса выполнен высотой менее 1,9 м., согласно нормам, предусмотренным п.6.16 СНиП 21-01-97; не заключен договор со специализированной организацией на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, согласно требованиям ППБ 01-03 п.96; не произведен ремонт установки пожарной автоматической сигнализации в соответствии с требованиями п.98 ППБ 01-03; прибор приемно-контрольной охранно-пожарной системы автоматической установки пожарной сигнализации «ВЭРС-ПК 24» на посту охраны установлен на сгораемом основании, в нарушение НПБ 88-2001; на посту охраны отсутствует аварийное освещение, предусмотренное п.12.55 НПБ 88-2001; на посту охраны не установлен пожарный извещатель, согласно п.4 НПБ 110-03; в коридоре 1-го этажа около кабинета №64 расстояния от пожарного извещателя до стены не выполнено в соответствии с требованиями НПБ 88-2001 таб5; не установлены ручные пожарные извещатели на пути выходов из здания, как предусмотрено НПБ 88-2001 прил.13; в помещениях №68, 69 не установлены пожарные извещатели по нормам, установленным п.12.16 НПБ 88-2001; проходы небронированных кабелей, защищенных и незащищенных проводов через несгораемые стены (перегородки) и междуэтажные перекрытия не выполнены в отрезках труб, или в коробах, или проемах, а через сгораемые – в отрезках стальных труб согласно п.3.18 СНиП 3.05.06-85; в помещениях №67, 66, 65 не установлены пожарные извещатели по нормам, установленным п.12.16 НПБ 88-2001; в помещениях с фальшпотолком провода шлейфов пожарной сигнализации не закреплены к оцинкованной стали, с помощью полиэтиленовых эластичных скоб, что предусмотрено п.12.21.1 пособия к РД 78.145-93 1; около приемной генерального директора ручной пожарный извещатель не установлен от пола на расстоянии, предусмотренном п.12.41 НПБ88-2001; в приемной не установлены пожарные извещатели в соответствии с п.12.16 НПБ 88-2001; не произведен ремонт шлейфа №14 с выходом на ППКОП; в помещении конгресс-холла тепловые пожарные извещатели не установлены на расстоянии, предусмотренном нормами НПБ 88-2001 таб.8; в помещении конгресс-холла расстояния от теплового пожарного извещателя составляет 4,6 м., а расстояния между тепловыми пожарными извещателями составляет 6,6м., чем нарушены нормы НПБ 88-2001, таб.8; отсутствует рабочий проект на АУПС в соответствии с НПБ 88-2001; помещения в фойе не оборудованы АУПС согласно требованиям п.4 НПБ 110-03; у выходов из зрительного зала не установлены ручные пожарные извещатели, предусмотренные НПБ 88-2001, прил.13; в гримерной №10 пожарные извещатели не очищены от лакокрасочных материалов; в гримерной №11 пожарные извещатели не очищены от лакокрасочных материалов; в гримерной №12 не установлены пожарные извещатели, предусмотренные п.4 НПБ 110-03; в помещении пресс-бара у не становлены пожарные извещатели по нормам, установленным п.12.16 НПБ 88-2001; не установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями, предусмотренными НПБ 110-03 таб.2, не произведен ремонт теплового пожарного извещателя в помещении №68; не произведен ремонт ручного пожарного извещателя около помещения №3; не произведен ремонт дымового пожарного извещателя в коридоре около насосной; не произведен ремонт пожарных извещателей в зрительном зале; не принять меры к устранению нарушений НПБ 88-2001, выразившихся в том, что сплинкерные направления АУПТ находятся в закрытом состоянии; не произведен ремонт основного и резервного насосов АУПТ в автоматическом режиме; отсутствует вода при открытии пожарного крана возле входа в шестой сектор, в гардеробной, что не соответствует требованиям СНиП 2.04.01-85; не работает ручной пожарный извещатель около помещения насосной; насос охраны не соответствует нормам и составляет 2,82/11,84м., что не соответствует п.12.55 НПБ 88-2001; не размещены на видном месте план эвакуации людей и транспортных средств и инструкция о мерах пожарной безопасности на автостоянке на случай возникновения пожара, как предусмотрено п.356 ППБ-01-03; в соответствие с НПБ 110-03 п.14 помещения автостоянки не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации; оснастить площадки открытого хранения транспортных средств автостоянки буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 ед.техники, как предусмотрено п.357 ППБ 01-03; на стоянке не установлены первичные средства пожаротушения в требуемом количестве, предусмотренном ППБ 01 – 03 п.108 приложение №3; электрические розетки установить на несгораемом основании, в соответствии с п.57 ППБ 01 – 03, ПУЭ; пожарный щит на автостоянке не укомплектован первичными средствами пожаротушения, согласно п.108 ППБ 01-03.

Прокурор Ленинского района г.Ростова-на-Дону считает, что необходимо назначение наказания в виде административного приостановления деятельности помещения, занимаемого обществом, в связи с созданием непосредственной угрозы возникновения пожара и угрозы безопасности жизни и здоровья людей.

В ходе рассмотрения данного дела защитником юридического лица Газарьяном Б.О., действующим на основании ордера №0611/1 от 20.06.2011 года, было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения данного дела в связи с необходимостью проведения проверки органом пожарного надзора устранения ЗАО «СЗК «Спорт-Дон» в настоящее время нарушений, выявленных в ходе проверки, для чего просил дать поручение органам пожарного надзора провести проверку произведенных работ.

Судом данной ходатайство было удовлетворено и поручено провести проверку устранения ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» выявленных в ходе проверки 28.04.2011 года нарушений законодательства о пожарной безопасности Ленинскому отделению надзорной деятельности по г.Ростову-на-Дону Управления ГПН и ГУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Ростовской области».

В ходе выполнения поручения суда 30.06.11 года проведена проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности закрытого акционерного общества «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта)» начальником Ленинского отделения НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону Химичем П.П. и специалистом ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по РО» Дорошевым С.М., в ходе которой установлено, что не выполнены следующие нарушения требований пожарной безопасности

1. Двери складских помещений, электрощитовых и кладовых не выполнены противопожарными с пределом огнестойкости 0,6 часа СНиП 2.08.02-89, п.1.82;

2. Имеющиеся автоматические установки пожаротушения не приведены в рабочее состояние (ППБ 01-03, п.98);

3. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре 4-го типа НПБ 104-03, табл.1,2;

4. Электрощитовая в подвале не отделена от насосов противопожарными перегородками с дверью СНиП 2.08.02-89, п.1.82;

5. Соединение жил электропроводов и кабелей не выполнены при помощи сварки, опрессовки или спец.сжимов ППБ 01-03, п.57, ПУЭ п.2.1.21);

6. Планы эвакуации требуют переработки в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 ППБ 01-03 п.16;

7. Отсутствуют указатели расположения ближайших пожарных гидрантов ППБ 01-03 п.90;

8. Для всех складских и производственных помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства элекроустановок, соответственно – на дверях входа в эти помещения отсутствуют обозначения категорий и зон ППБ 01-03, п.33;

9. При высоте лестниц более 45 см отсутствуют ограждения с перилами. СНиП 21-01-97, п.6.28;

10. Помещения насосной не оборудованы противопожарной дверью требуемого предела огнестойкости СНиП 21-01-97, п.5.14, табл.2, п.8.4;

11. На путях эвакуации допускается использование материалов панели) для отделки стен с показателем пожарной опасности не соответствующим нормам ППБ 01-03 п.53;

12. Помещение №68 установлено по одному пожарному извещателю (НПБ 88-2001, п.12.16);

13. В помещениях с фальшпотолком провода шлейфов пожарной сигнализации не закреплены к строительным конструкциям при помощи скреп из тонколистовой оцинкованной стали, полиэтиловых эластичных скоб. (Пособие к РД 78.145-93 п.12.21.11);

14. В помещении конгресс-холла расстояния от теплового пожарного извещателя составляет 4,6 м., а расстояния между тепловыми пожарными извещателями составляет 6,6 м. (НПБ 88-2001, таб.8);

15. Рабочий проект на АУПС отсутствует. НПБ 88-2001;
16. Помещения в фойе не оборудованы АУПС НПБ 110-03, п.4;

17 Помещения пресс-бара расстояния от тепловых пожарных извещателей до стены 3м. (НПБ 88-2001, таб.8);

18. Сплинкерные направления АУПТ находятся в закрытом состоянии. НПБ 88-2001;

19. Основной и резервный насосы АУПТ в автоматическом режиме не включаются. НПБ 88-2001.

Из-за отсутствия доступа в помещения закрытого акционерного общества «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта) в помещения центрального склада №1, центрального склада №2, склада энергослужбы, склада ПСО, склада сантехслужбы, подвала, пристройки и зрительного зала и опломбирования представителями юридического лица, сотрудникам ГУ МЧС России по РО не представилось возможным провести проверку устранения следующих требований пожарной безопасности:

1. Вентиляционный канал, проходящий транзитом через складские помещения не выполнен с пределом огнестойкости 0,5 ч. СНиП 2.04.05-86 п.4.136;

2. Хранение сгораемых материалов осуществляется в подвальных помещениях, не имеющих окон с приямками для дымоудаления ППБ 01-03 п.513;

3. Столярная мастерская, склады, размещенные в подвальном и цокольном этаже, не вынесена за пределы Дворца (ППБ 01-03, п.40);

4. Оставшиеся сгораемые конструкции подвесного потолка не заменены на несгораемые СНиП 21-01-97, табл.4;

5. Воздуховоды, проходящие транзитом через складские и подсобные помещения не выполнены с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч. СНиП 2.04.05-89, п.4;

6. Выход из подвального этажа предусмотрен через общие лестничные клетки, при этом отсутствует обособленный выход наружу, отделенный от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; СНиП 21-01-97, п.6.9;

7. В приямках у окон подвала установлены глухие металлические решетки (ППБ 01-03, п.40);

8. У выходов из зрительного зала не установлены ручные пожарные извещатели. (НПБ 88-2001, прил.13);

9. При сработке пожарного извещателя в зрительном зале сигнал «Пожар» на ППКОП не поступил. НПБ 88-2001.

В день и время рассмотрения данного дела в суд явились: законный представитель ЗАО «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» генеральный директор Зильберман Д.З., защитник Газарьян Б.О., действующий на основании ордера №0611/1 от 20.06.2011 года, представитель ЗАО «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» Маковецкий С.Н., действующий на основании доверенности б/н от 20.06.2011 года, начальник Ленинского отделения НД отдела надзорной деятельности УНД гос.инспектор г.Ростова-на-Дону по пожарному надзору Химич П.П., помощник прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону Троицкая Т.Н.. К участию в деле по ходатайству защитника Газарьяна Б.О. был допущен в качестве специалиста директор ООО «Центр экологии и права» Аксенов В.П., действующий на основании Свидетельства об аккредитации в области проведения независимой оценки рисков МЧС России №ПБ/ГО/ЧС-273 от 23.10.09 года.

Специалист Аксенов В.П. по не устраненным нарушениям требований пожарной безопасности пояснил следующее: по п.1 проверки устранения нарушений требований пожарной безопасности от 30.06.11 года ЗАО ЗСК «Спорт-Дон» заключило договор на обмер, изготовление и установку противопожарных дверей с рекомендованной огнестойкостью, огнестойкость противопожарных дверей определяется при расчете категорий взрывопожарной и по пожарной опасности складских и производственных помещений, расчет которых заказан эксплуатирующей организацией, но еще не выполнен; по п.2 проверки: на основании приказа Гендиректора, согласно п.96 ППБ 01-03 в настоящее время проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительные работы, заключен и выполнен договор на проектирование АУПС тип 4; по п.3: договор на проектирование АУПС тип 4 заключен, проект разработан, однако монтаж, наладка данной системы может быть произведена в ходе капитального ремонта и согласована с проектной организацией, которая проектировала данное сооружение), так как при монтаже АУПС 4 типа возникнут дополнительные нагрузки на несущие конструкции сооружения; по п.5 пояснил, что данное требование не относится к ответственности ОНД ГУ МЧС РФ, это функции Энергонадзора поскольку ст.15 ФЗ №294-ФЗ запрещено МЧС РФ контролировать данные параметры; по п.6: заключен договор на разработку планов эвакуации, планы разработаны и переданы в ОНД ГУ МЧС РФ по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону для согласования; п.7: данный пункт выполнен, о чем имеются фотографии; по п.8: заключен договор; по п.9: проектом на строительство не предусмотрено, данную рекомендацию и требование нормативных документов можно выполнить только при проведении капитального ремонта сооружения; по п.10: помещение насосной оборудовано противопожарной дверью требуемого предела огнестойкости, что подтверждается фотографиями и актом установки; по п.11: на использованные материалы для отделки стен с показателями пожарной опасности у эксплуатирующей организации имеется сертификат, а вывод ОНД У МЧС РФ сделан без заключения специализированной лаборатории ИПЛ; по п.12: пожарный извещатель установлен 01.07.2011 года, что подтверждается фотографиями и актом установки; по п.13: данный пункт выполнен 01.07.2011 года, что подтверждается фотографиями и актом выполнения; по п.14: выполнен 01.07.2011 года, что подтверждается фотографиями и актом установки; по п.15: документ, на который ссылается надзорный орган, не является нормативным, так как не прошел регистрацию в Минюсте РФ; по п.16: АУПС (НПБ 110-03 п.4) в фойе проектом здания 1967 года не предусмотрено, в разработанном проекте АУПС выполнение данных мероприятий предусмотрено, заключен договор на проектирование АУПС тип 4; по п.17: данный пункт выполнен 01.07.2011 года, что подтверждается фотографиями и актом установки; по п.18: на основании приказа Гендиректора, согласно п.96 ППБ 01-03, в настоящее время проводятся регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительные работы); по п.19: проектом 1967 года включение основного и резервного насоса АУПТ в автоматическом режиме не предусмотрено, также эксплуатирующей организацией заключен договор на проектирование АУПС тип 4, а капитальный ремонт должен производится с разрешения и финансирования собственника сооружения; по поводу указания надзорным органом о том, что не представляется возможным произвести осмотр помещений Дворца спорта: на основании приказа Гендиректора складские помещения освобождены от материальных ценностей, обесточены, опломбированы с ограничением доступа, все потребители электроэнергии отключены. Кроме того, специалист пояснил, что органами пожарного надзора не представлена оценка индивидуального риска в соответствии с ППБ 01-03 (п.4), выполненная по утвержденным в установленном порядке методикам, в соответствии с которой возможен только вывод о том, имеющиеся нарушения пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью людей или нет. По данному пункту ППБ 01-03 требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей должен составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной безопасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Однако данного расчета в материалах дела нет, в связи с чем органами пожарного надзора не подтверждено обстоятельство наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей, в связи с чем приостанавливать деятельность организации нет оснований.

Участвующий в рассмотрении дела начальник Ленинского отделения НД отдела надзорной деятельности УНД гос.инспектор г.Ростова-на-Дону по пожарному надзору Химич П.П. суду пояснил, что невыполнение требований: имеющиеся автоматические установки пожаротушения не приведены в рабочее состояние (ППБ 01-03, п.98); не оборудование системой оповещения людей о пожаре 4-го типа НПБ 104-03, табл.1,2; использование материалов (панели) для отделки стен с показателем пожарной безопасности, не соответствующих нормам ППБ 01-03 п.53; установление в помещении №68 по одному пожарному извещателю (НПБ 88-2001, п.12.16); не оборудование помещения фойе АУПС (НПБ 88-2001); не включение основного и резервного насоса АУПТ в автоматическом режиме; нахождение сплинкерных направлений АУПТ в закрытом состоянии (НПБ 88-2001) может привести к угрозе жизни или здоровью людей.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года.

В силу п.10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п.38 тех же Правил).

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законном основании. Таким лицом может являться арендатор помещения в случае, если стороны в договоре аренды урегулировали вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения данного дела установлено, что 03.06.2009 года между Министерством имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций области (Арендодатель), балансодержателем сдаваемого в аренду имущества является Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области, и Закрытым акционерным обществом «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Арендатор) заключен договор аренды недвижимого имущества 3277/1/09, в соответствии с которым Арендатор принял в аренду недвижимое имущество, являющееся государственной собственностью, расположенное по адресу: г.Ростов-на-Дону, пер.Халтуринский, 101-103/100/70а, срок аренды до 16 марта 2022 года.

Согласно п.2.4.4 договора аренды Арендатор обязуется обеспечить соблюдение условий и мер пожарной безопасности. А балансодержатель обязуется осуществлять капитальный ремонт переданного в аренду имущества (п.2.2.3).

В соответствии с п.4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27июня 2003 г., регистрационный №4838) (далее Правила) руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений.

Согласно ч.2 п.4 Правил требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам.

Судом в ходе рассмотрения данного дела установлено, что ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» не обеспечило выполнение основных требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: помещения в фойе и другие помещения не оборудованы АУПС (НПБ 110-03 п.); на путях эвакуации допускается использование материалов (панели) для отделки стен с показателем пожарной безопасности, не соответствующим нормам ППБ 01-03 п.53, поскольку сертификат, подтверждающий негорючесть материалов отделки на момент рассмотрения дела лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлен.

Согласно протоколу №133-ПСН/11 от 30.06.2011 года испытания работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, составленному Государственным учреждением «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ростовской области», система автоматической установки пожарной сигнализации в здании работоспособна, однако имеются отклонения от нормативных требований пожарной сигнализации (НПБ 88-104-03), а кроме, того, отсутствует система оповещения людей о пожаре 4-го типа (оповещение о начале пожара и начале эвакуации) (НПБ 104-03).

Кроме того, на момент проверки не определено категорирование помещений на пожаровзрывоопасность и пожарную опасность (это относится к складским и производственным помещения).

Выводы суда подтверждаются выводами проверок от 01.07.2011 года и 29.04.2011 года устранения нарушений требований пожарной безопасности закрытого акционерного общества «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта)», сделанных начальником Ленинского отделения НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону Химичем П.П. и специалистом ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по РО» Дорошевым С.М..

Однако в материалах дела отсутствует обоснование требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей, который в соответствии с п.4 ППБ 01-03 должен составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека.

Таким образом, в материалах дела отсутствует оценка величины индивидуального пожарного риска для здания ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон», обосновывающая наличие реальной угрозы жизни и здоровью людей (ППБ 01-03 п.4).

Судья находит установленным факт совершения ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» правонарушения, и соответственно наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, что подтверждается постановлением о возбуждении прокурором Ленинского района г.Ростова-на-Дону дела об административном правонарушении от 11.05.2011 года, выводами проверок от 01.07.2011 года и 29.04.2011 года устранения нарушений требований пожарной безопасности закрытого акционерного общества «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта)», сделанных начальником Ленинского отделения НД отдела НД по г.Ростову-на-Дону Химичем П.П. и специалистом ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ» по РО» Дорошевым С.М..

При назначении наказания суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Действия ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» (Дворец спорта) квалифицированы по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред.Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ).

Однако в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» №120-ФЗ от 3 июня 2011 года в ст.20.4 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми часть первая изложена в следующей редакции: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии с указанными изменениями в ст.20.4 КоАП РФ, такой вид наказания, как административное приостановление деятельности, предусмотрен частью пятой, в соответствии с которой повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; для юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Закон опубликован 06.06.2011 года в «Российской газете» (№120), «Собрание законодательств РФ» (№23, ст.3260), в «Парламентской газете» (№28-29, 10-16.06.2011). Начало действия документа – 17.06.2011 года.

С 15.06.1994 года по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Федеральный закон от 14.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Официальные источники опубликования: «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», дополнительно с 26.10.1999 – «Парламентская газета».

Таким образом, на день рассмотрения данного дела из части 1 ст.20.4 КоАП РФ исключен такой вид наказания для юридического лица, как административное приостановление деятельности. Однако увеличены нижний и верхний пределы санкций статьи, устанавливающие наказание в виде административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Часть 2 указанной статьи устанавливает, что закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к административной ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Это корреспондирует со ст.54 Конституции Российской Федерации, согласно которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

С учетом положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при определении, какой закон смягчает ответственность, должно приниматься во внимание не возможное уменьшение или увеличение размера наказания для конкретного лица, а смягчение или отягчение установленной законом административной ответственности за правонарушение, то есть сравнению подлежат санкции самих статей, характеризующие подход законодателя к установленной ответственности в целом.

Исключение административного приостановления деятельности из перечня видов административных наказаний части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, предусмотренных для юридических лиц, должно рассматриваться как обстоятельство, во всяком случае, улучшающее положение лица, привлекаемого к ответственности, поскольку с учетом специфики данного взыскания лицо на определенный период времени лишается возможности осуществлять деятельность.

Если в статьях КоАП РФ, действовавшего на момент совершения административного правонарушения и статьях вступившего в силу после его совершения установлено основное наказание в виде штрафа, исчисляемого одинаково, то при разных нижних и верхних пределах: - если и верхний, и нижний пределы санкции, установленной одной статьей, превышают пределы, предусмотренные другой статьей то применяется последняя статья.

Так как Закон, исключающий административное приостановление деятельности из санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а также устанавливающий верхний, и нижний пределы санкции, установленной статьей ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, превышающие пределы, предусмотренные другой статьей, действовавшей на момент совершения правонарушения, вступил в действие с 17.06.2011 года, то на момент рассмотрения данного дела – 04.07.2011 года, суд при назначении наказания должен руководствоваться ч.2 ст.1.7 КоАП РФ.

Поскольку на день рассмотрения данного дела из части 1 ст.20.4 КоАП РФ исключен такой вид наказания для юридического лица, как административное приостановление деятельности, что улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности, данный вид наказания не может быть применен в соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП РФ.

В связи с тем, что материалами дела не подтверждено обстоятельство наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей, то у суда не имеется оснований для применения в отношении ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» такого вида наказания как приостановление деятельности.

Поскольку суд приходит к выводу о недоказанности наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей, а также в силу вышеописанных изменений закона, применению подлежит наказание в виде административного штрафа.

При таком положении суд, назначая наказание Закрытому акционерному обществу «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта), руководствуется ч.2 ст.1.7 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ (в ред.Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ), действовавшей на момент совершения правонарушения, в части назначения наказания виде административного штрафа.

При определении размера административного штрафа суд учитывает привлечение к административной ответственности впервые, учитывает то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела большая часть установленных нарушений правил пожарной безопасности юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, устранены, что подтверждается проведенной органами пожарного надзора проверкой в ходе рассмотрения данного дела, учитывает общественную опасность совершенного правонарушения, в связи с чем считает необходимым назначить ЗАО «ЗСК «Спорт-Дон» административный штраф в размере 20000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Закрытое акционерное общество «Зрелищно-спортивный комплекс «Спорт-Дон» (Дворец спорта) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ (в ред.Федеральных законов от 09.05.2005 №45-ФЗ, от 22.06.2007 №116-ФЗ), за что подвергнуть его административному штрафу в размере – 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок с момента его вручения либо получения в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Реквизиты для перечисления штрафа:, р/с 40101810400000010002, Банк ГРКЦ ГУ Банка России по РО г.Ростов-на-Дону, БИК 046015001, ИНН 6164046076, КПП 616401001, Получатель – УФК по РО (УВД по г.Ростову-на-Дону), КБК 188116270000140, ОКАТО 60401000000.

Одновременно разъясняются положения ст.20.25 ч.1 КоАП РФ: неуплата административного штрафа в 30-дневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Судья