постановление по делу № 5-7/2012 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП



Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону Дело 5-7/ 2012 года

ул. Пушкинская,9

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону Зусикова Н.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 7», юридический адрес: <адрес>/ пе<адрес>, <адрес>

Установил :

Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону с привлечением специалистов Управления Росздравнадзора по Ростовской области и МУ «Управлении здравоохранения г. Ростова-на-Дону» в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по обращению Б. о допущенных нарушениях при оказании медицинской помощи инвалиду 1 группы Е.

В ходе проведенной проверки выявлено нарушение лицензиатом требований пп. «з» п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 21.04.2010), постановления Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», пп 1.1 приложения №13 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110

По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 7» по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ и дело направлено на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.

Представитель прокуратуры Ленинского района г. Ростова –на-Дону К., действующая на основании удостоверения, в судебное заседание явилась, полагала, что имеется событие административного правонарушения, в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, вина доказана материалами дела, и оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности не имеется.

Законные представители муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 7» -М. и К1., действующие по доверенностей, в судебное заседание явились, просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, и пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ от Б. поступил вызов участкового врача на дом к пациенту Е. Однако врач-терапевт С. не имел возможности выйти на дом, т.к. осуществлял прием пациентов в поликлинике, и разъяснил по телефону Б., что необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, т.к. имеются подозрения на желудочно-кишечное кровотечение, и просил сообщить ему о дальнейших событиях. Однако Б. более не позвонила в этот день и врач на дом не выходил. ДД.ММ.ГГГГ в поликлинику вновь поступил вызов врача на дом к пациенту, и врач С. посетил больную, при осмотре он правильно поставил диагноз : желудочно-кишечное кровотечение, выписал направление на госпитализацию, и в его присутствии дочь Е.- Б. вызвала скорую медицинскую помощь. Но поскольку у врача было много других вызовов, он не имел возможности дождаться приезда скорой помощи, и созвонился с врачом травматологом, который направлялся к указанной больной, т.к. у неё был перелом шейки бедра, и попросил его остаться с больной до приезда скорой медицинской помощи. В данной ситуации врач не допустил никаких нарушений, т.к. помощь больной могла быть оказана только в условиях стационара, а участковый терапевт не имел права на дому делать больной капельницы, и у него не имеется для этого никаких медицинских препаратов. У участкового врача при вызове на дом имеются только два препарата- адреналин и преднизолон, которые он вправе ввести внутримышечно для снятия анафилактического шока. Врачом не были выписаны Е., являющейся инвалидом 1 групп рецепты на бесплатное получение лекарственных средств, т.к. еще в 2009 году она отказалась от набора социальных услуг, и получала денежную компенсацию. То обстоятельство, что врачом не было допущено нарушений, подтверждается справкой по результатам документальной проверки случая оказания медицинской помощи Е.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения законных представителей муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 7» судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности в нарушении условий, предусмотренных лицензией.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, включена медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Согласно ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения "О лицензировании медицинской деятельности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

В Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включены, в том числе, работы (услуги), выполняемые при осуществлении медицинской деятельности - доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) по бактериологии, вирусологии, дерматовенерологии, инфекционным болезням, паразитологии, психиатрии.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В соответствии с п.п. «з» п.5 и п.6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются : обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пп. "а" - "г" и "е" - "з" п. 5 настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что МБУЗ «Городская поликлиника № 7» имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Министерством здравоохранения Ростовской области, срок действия которых установлен соответственно до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения проверки было установлено, что указанным учреждением при осуществлении деятельности, связанной с оказанием медицинской помощи, в нарушение требований пп. «з» п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 21.04.2010), постановления Правительства РФ от 04.10.2010 № 782 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год», пп 1.1 приложения №13 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 (ред. от 25.09.2009) участковым врачом -терапевтом С., инвалиду I группы Е. ДД.ММ.ГГГГ не были выписаны рецепты на назначенные лекарственные препараты; в нарушение требования пп. «з» п.5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 21.04.2010), ст.39 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", действовавшего на момент совершения правонарушения п.2 «Порядка оказания скорой медицинской помощи», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179 (ред. от 15.03.2011) "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи", предусматривающего обязанность оказывать скорую медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах в соответствии со стандартами медицинской помощи, приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.09.2006 №647 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с желудочно-кишечным кровотечением не уточненным», ДД.ММ.ГГГГ участковый врач-терапевт С. не обеспечил транспортировку пациента службой скорой медицинской помощи вне медицинского учреждения (организация), так как не вызвал скорую помощь; в нарушение требования пп. «з» п.5 Положения, ст.39 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", п.2 «Порядка оказания скорой медицинской помощи», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179 (ред. от 15.03.2011) "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи", предусматривающих обязанность медицинского работника оказывать скорую медицинскую помощь гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, врач-терапевт С. ДД.ММ.ГГГГ., выдав направление на госпитализацию в порядке скорой помощи в связи с наличием острого желудочно-кишечного кровотечения оставил больную, которая согласно его записям могла находиться в состоянии шока (с артериальным давлением 90/60 мм.рт.ст.), и не вызвал скорую помощь.

В соответствии с п. 6 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а»-«г» и «е-з» пункта 5 настоящего положения - относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Выявленные нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «з» пункта 5 «Положения о лицензировании медицинской деятельности», относятся к грубым.

Данные факты подтверждаются актом проверки специалиста территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, объяснением Главного врача поликлиники, приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности врача С.

Из материалов дела усматривается, что больной Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно оказывалась медицинская помощь медицинскими работниками поликлиники и СМП по поводу закрытого перелома шейки правого бедра и в качестве обезболивающего средства производились инъекции фламакса и дексалгина. ДД.ММ.ГГГГ больной был поставлен диагноз : «ИБМ, церебральный криз». Фельдшерами СМП больной оказывалась медпомощь ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ( два вызова), ДД.ММ.ГГГГ ( в 00 часов 24 минуты) – диагноз « приступ стабильной стенокардии».

Участковый терапевт вызывался на дом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, им даны соответствующие рекомендации по продолжению гипотензивной терапии и по применению обезболивающих средств.

ДД.ММ.ГГГГ ( суббота) состояние больной ухудшилось и в 9-30 в регистратуру поликлиники № 7 поступил вызов врача на дом, при этом было сообщено, что у больной рвота с кровью. Вызов был передан дежурному врачу- терапевту С., который не явился по вызову к больной, и не оказал никакой помощи.

В объяснениях С. указал, что после получения вызова он звонил родственникам больной, сообщил, что он будет на приеме в поликлинике до 14 часов, и рекомендовал вызвать бригаду скорой медицинской помощи для экстренной госпитализации больной и порекомендовал препараты для оказания первой помощи, и попросил перезвонить, однако до 14 часов родственники больной не позвонили.

Б.- дочь Е., в своей жалобе указывала, что 14 октября состояние здоровья её мамы резко ухудшилось, сильно понизилось давление, появилась обильная рвота, начались сильные боли в области живота, и она немедленно вызвала скорую помощь. Врач, который ранее посещал её маму ДД.ММ.ГГГГ, вел себя грубо и неуважительно. Он показала врачу рвотные массы, в которых были обильные кровяные выделения, и спросила почему продолжается обильная рвота, и выразила свою обеспокоенность, однако врач ответил, что ничего не обязан пояснять, это дело участкового врача, и не госпитализировал больную. Поскольку состояние ухудшалось, она повторно через час вызвала бригаду скорой медпомощи, прибывший врач подтвердил, что давление падает, сделал кардиограмму и укол, но больную не госпитализировал. ДД.ММ.ГГГГ она вызвала на дом участкового врача, он перезвонил, сказал, что не сможет явиться, она в телефонном режиме сообщила ему о состоянии своей мамы, и что с последнего его посещения-ДД.ММ.ГГГГ состояние существенно ухудшилось: появилась обильная рвота с кровяными выделениями, начало снижаться артериальное давление, стали беспокоить боли в области живота. Она настаивала на явке врача на дом, но он сказал, что не сможет явиться, и дал рекомендации по приему кровоостанавливающих и противорвотных препаратов. ДД.ММ.ГГГГ она вновь вызвала врача на дом, участковый врач прибыл, осмотрел больную и пояснил, что необходимо больную госпитализировать, написал направление и уехал. Через полчаса в тот же день приехал травматолог, осмотрел больную, измерил давление, и самостоятельно сразу же вызвал бригаду скорой медицинской помощи и реанимацию. Бригады скорой медицинской помощи и реанимации прибыли незамедлительно, поставили капельницы, сделали несколько уколов и доставили больную в хирургическое отделение МЛПУЗ «Городская больница № 1 им. Н.А. Семашко», там сделали УЗИ, ФГДС и поставили диагноз : язва 12-перстной кишки и поместили в отделение реанимации. Однако спасти её маму не удалось, и ДД.ММ.ГГГГ она умерла. Согласно справке о смерти, причиной смерти явилась хроническая язва желудка с кровотечением и перфорацией.

Из материалов проверки усматривается, что вызов врача на дом ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в регистратуре поликлиники № 7, подтверждается журналом регистрации, актом проверки, справкой документальной проверки случая оказания медицинской помощи. Однако врач не выполнил свои должностные обязанности, и не явился по вызову к больной, не оказал своевременно квалифицированную медицинскую помощь, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ больная с желудочно-кишечным кровотечением была оставлена без помощи. Несвоевременно оказанное лечение, способствовало ухудшению состояния здоровья больной, и в результате привело к летальному исходу. А при явке к пациенту ДД.ММ.ГГГГ участковый врач-терапевт, произвел осмотр, измерил артериальное давление, которое было низким- 90/60, диагностировал острое желудочно-кишечное кровотечение, и, несмотря на то, что состояние больной требовало срочного медицинского вмешательства, врач, выдав направление на госпитализацию, в нарушение ст.39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», п.2 «Порядка оказания скорой медицинской помощи», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179, покинул больную, не оказав никакой помощи, не обеспечил транспортировку пациента службой скорой медицинской помощи, т.к. не была вызвана скорая помощь.

В соответствии с п.2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179 скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.

Следует отметить, что никто из прибывавших по вызовам фельдшеров скорой медицинской помощи ( за исключением врача, прибывшего ДД.ММ.ГГГГ), несмотря на жалобы больной, не госпитализировали её, не выясняли информацию о имевшихся у больной заболеваниях и делали ей инъекции обезболивающих препаратов без учета того, что больная страдала на протяжении 5 лет язвенной болезнью желудка и 12перстной кишки. При этом ей вводили такие препараты как «дексалгин» и «фламакс» для купирования болевого синдрома в связи с переломом шейки бедра. В то же время побочным эффектом дексалгина со стороны пищеварительной системы являются: тошнота, рвота, эрозивно-язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, включая кровотечения и перфорацию; и противопоказанием является : язвенная болезнь желудка, 12перстной кишки, желудочно-кишечные кровотечения, другие активные кровотечения и другие желудочно-кишечные заболевания. Противопоказанием для применения фламакса является язвенная болезнь желудка и 12 перстной кишки в стадии обострения, язвенный неспецифический колит и др., с осторожностью применять при наличии данных о развитии язвенной болезни желудочно-кишечного тракта. Из жалобы Б. усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ она вызвала скорую медицинскую помощь, и у больной уже была рвота, но фельдшер Бондарев сказал, что это следствие высокого артериального давления ( 170/90), и сделал инъекцию дексалгина. Обращает на себя внимание фраза в объяснительной записке фельдшера Б2. «родственники больной в агрессивной форме требовали госпитализации больной». Больную доставили в БСМП№ 1, где сделали рентген, поставили диагноз «закрытый предвертельный перелом правого бедра» и отправили домой.

Фактически ни фельдшерами скорой медицинской помощи, ни врачом терапевтом поликлиники № 7 больной не была оказана квалифицированная медицинская помощь.

В данном случае лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности не был осуществлен контроль за соответствием качества выполняемых медицинских услуг установленным требованиям (стандартам).

Суд считает, что Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника № 7» грубо нарушено действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Вина ФБУ «Городская поликлиника № 7» в совершении административного правонарушения объективно подтверждается представленными и изученными в судебном заседании документами.

Таким образом, поскольку юридическое лицо ФБУ «Городская поликлиника № 7» нарушило Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы ФБУ «Городская поликлиника № 7» об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения не могут быть признаны убедительными, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 7» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 19.20 Кодекса об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Реквизиты оплаты штрафа:

Получатель : УФК по Ростовской области, наименование банка : ГРКЦ ГУ Банка России по РО, р/с , ИНН , КПП , БИК , ОКАТО , КБК .

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

СУДЬЯ: