Судья: Ящук С.В. Дело № 11-140/11 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 июля 2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Л.Н. Пяловой при секретаре С.Ф. Гайчук рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васякина ФИО8 к ГУ ФИО9 Фонда Социального страхования РФ с апелляционной жалобой ГУ ФИО10 Социального страхования РФ на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ., УСТАНОВИЛ: Васякин В.В. обратился в суд с иском к ФИО11 Фонда социального страхования РФ о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно В обоснование иска он указал, что в соответствии с приглашением ФГУ Эндокринологический научный центр НИИ детской эндокринологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на госпитализацию его дочери ФИО12 на ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в Департамент здравоохранения <адрес> на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан талон № на получение специальных талонов на проезд. С указанными документами он обратился к ответчику для получения проездных документов. Первоначально ему в устной форме был дан отказ в виду того, что проезд может быть предоставлен только железнодорожным транспортом, Учитывая, что проезд к месту лечения железнодорожным транспортом по медицинским показаниям невозможен, он был вынужден ДД.ММ.ГГГГ обратиться с письменным заявлением к ответчику о предоставлении проезда на самолете. Ввиду того, что ответчик предоставил ему письменный отказ, он была вынужден приобрести авиабилеты за свой счет и выехать в <адрес> для госпитализации его дочери. Считает отказ ответчика незаконным. Проезд к месту лечения и обратно для дочери по медицинским показаниям противопоказан, так как в пути следования с учетом ее заболеваний не могут быть обеспечены все необходимые условия. Кроме того, при госпитализации необходимо выполнить ряд обязательных условий, установленных медицинским учреждением. Так, один из документов - справка об эпидокружении действительна всего 5 дней. С учетом времени, необходимого для ее получения, и времени на проезд до <адрес> к моменту госпитализации указанный документ будет недействителен. Согласно выписки из истории болезни его дочь находилась в детском отделении ФГУ ЭНЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. взыскать с ответчика в его пользу стоимость авиабилетов - <данные изъяты> рублей. Истец просил взыскать с ответчика в его пользу стоимость авиабилетов - <данные изъяты> рублей. Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца удовлетворены. С данным решением не согласился ответчик, в связи с чем, подал кассационную жалобу, в которой указал, что Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гарантируя предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, вместе с тем не определяет конкретные виды междугороднего транспорта и порядок его предоставления. Постановлением № 864 определены виды междугороднего транспорта, подлежащие оплате транспортным организациям за счет средств федерального бюджета. Приказом от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а утверждены Правила. Авиационный транспорт (экономический класс) используется при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга". В силу пункта 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Компенсация стоимости проезда к месту лечения и обратно непосредственно гражданину - получателю набора социальных услуг Правилами не предусмотрена, так как средства на обеспечение граждан проездом перечисляются транспортной организации. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Васякина Ю. В., является ребенком — инвалидом по причине заболевания сахарный диабет первого типа тяжелый декомпресионный и не имеет заболеваний или травм спинного мозга, действие Правил не может применяться к спорным отношениям. ГУ - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не имело возможности предоставить бесплатный проезд к месту лечения Васякиной Ю.В. авиационным транспортом. Финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляемое за счет средств федерального бюджета. Региональное отделение Фонда социального страхования РФ не должно нести ответственность по данным обязательствам, поскольку ФСС РФ является лишь передаточным звеном денежных средств от федерального бюджета к получателям набора социальных услуг. При вынесении решения суд неправильно истолковал закон, а именно, взыскал денежные средства, понесенные истцом самостоятельно на проезд к месту лечения и обратно, при том, что законом предусмотрено финансирование расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями. Просит решение от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № 3 отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Васякина В.В. отказать. В судебном заседании истец с апелляционной жалобой не согласился, поддержал иск, просил оставить жалобу без удовлетворения, решением мирового судьи без изменения. Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд апелляционную жалобу удовлетворить. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения мирового судьи. Разрешая данное дело по существу, мировой судья, верно, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», представленными доказательствами, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Мировым судьей установлено, что Васякина Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии №, удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ. Васякиным В.В. было получено приглашение ФГУ Эндокринологический научный центр НИИ детской эндокринологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на госпитализацию его дочери - ФИО13 на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения <адрес> истцу был выдан талон № на получение специальных талонов на проезд к месту лечения - в медицинское учреждение ГУ Эндокринологический научный центр Российской академии медицинских наук <адрес>, для получения ФИО5 медицинской помощи. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - ФИО14 фонда социального страхования РФ отказало истцу в предоставлении проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, указав, что основным видом транспорта для перевозки граждан - получателей социальных услуг к месту лечения и обратно является железнодорожный транспорт. ФИО5, 1999 г.р., нуждается в лечении по поводу основного заболевания в НИИ Эндокринология <адрес>. Проезд до места лечения и обратно разрешен авиатранспортом. Справка об эпидокружении действительна 5 дней, в то время как время следования по маршруту Владивосток-Москва на железнодорожном транспорте составляет 7 дней. Истец с дочерью совершили перелет по маршруту Владивосток - Москва ДД.ММ.ГГГГ г. и перелет по маршруту <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, стоимость авиабилетов составила <данные изъяты> рублей. Согласно статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаи болезни, инвалидности. На основании п.п. 9 ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» (Закон № 178 - ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети - инвалиды. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2. Закона № 178 - ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 (Правила) - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В число указанных граждан входят, в том числе и дети - инвалиды - п.п. «и» п. 2 Правил. В соответствии с п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 (Порядок) организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. В соответствии с п. 4.4. Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 года № 617, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № указанного образца. Талон № представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. В соответствии с п. 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно п.п. «б» п. 11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 (в ред. от 02.08.2005 № 477, 03.09.2019 № 676) средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на: оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:, железнодорожный транспорт (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. В п. 22 Правил указано, что фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы осуществляют финансирование расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансовое обеспечение оплаты стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, осуществляется Фондом в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. В Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2010 N КАС10-325 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864» организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом, а для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться, в том числе, и авиационным транспортом (экономический класс) независимо от наличия или отсутствия железнодорожного сообщения, поскольку вышеуказанный Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не является актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к постановлению Правительства Российской Федерации. Суд признает не состоятельным довод представителя ответчика о том, что финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляемое за счет средств федерального бюджета. Региональное отделение Фонда социального страхования РФ не должно нести ответственность по данным обязательствам, поскольку ФСС РФ является лишь передаточным звеном денежных средств от федерального бюджета к получателям набора социальных услуг, поскольку исполнителем социального страхования четко определен Фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы, которые осуществляют финансирование. Кроме того, дети-инвалиды, имеют право воспользоваться вместе со своими сопровождающими авиационным транспортом (экономический класс) независимо от наличия или отсутствия железнодорожного сообщения. Используя авиационный транспорт Васякин В.В.. выполнял указания врача по перевозки ребенка – инвалида. Суд принимает во внимание отдаленность выезда ребенка инвалида: из <адрес> в <адрес>. Отказывая отцу ребенка, состояние здоровья очень тяжелое, в оплате авиабилетов, ответчик тем самым нарушает права ребенка, направленные на реализацию восстановления здоровья. По мнению суда, ответчик в каждом отдельном случае при оплате проезда больных к месту лечения должен подходить индивидуально. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ – не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 327 – 328 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по иску Васякина ФИО15 к ГУ ФИО16 Фонда Социального страхования РФ - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ФИО17 Фонда Социального страхования РФ на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Ленинского районного суд г. Владивостока Пялова Л.Н.