Судья: Ящук С.В. Дело № 11-125/11 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 01 августа 2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Л.Н. Пяловой при секретаре С.Ф. Гайчук рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василькова ФИО6 к ГУ ФИО7 Фонда Социального страхования РФ с апелляционной жалобой ГУ ФИО8 Фонда Социального страхования РФ на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Васильков В.П. обратился в суд с иском к ФИО9 Фонда социального страхования РФ о взыскании расходов на проезд к месту лечения и обратно В обоснование иска он указал, что является инвалидом по общему заболеванию. По направлению Приморского департамента здравоохранения и по вызову ФГУ «ФИО10» <адрес> в конце ДД.ММ.ГГГГ г. ему была сделана операция в <адрес>. После операции, в соответствии с рекомендациями врачей в выписном эпикризе, вернулся в <адрес> воздушным авиатранспортом за свой счет, так как в поезде отсутствуют условия необходимые в послеоперационный период. Ответчик выделил талоны только на проезд железнодорожным транспортом. В целях компенсации понесенных затрат на проезд к месту лечения и обратно в размере <данные изъяты> рублей, он обратился с заявлением к ответчику. Ответчик отказал по причине, что не предусмотрено законодательством. Истец просил взыскать с ответчика в его пользу сумму расходов на проезд к месту лечения и обратно в размере <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Решением мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца удовлетворены. С данным решением не согласился представитель ответчика, в связи, с чем подал кассационную жалобу, в которой указал, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № указанного образца. Талон № представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. В соответствии с п. 4 Правил (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864) финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение (далее - предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение) и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В п. 22 указано, что фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы осуществляют финансирование расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями. Решением суда взыскано с Регионального отделения расходы на проезд к месту лечения и обратно авиационным транспортом, незаконно, поскольку имеется проезд железнодорожным транспортом от <адрес> до Владивостока. Самостоятельное приобретение билетов на проезд авиационным транспортом ФИО1 не вытекает из правоотношений, установленных Федеральным законом № 178-ФЗ. В решение не указана ни одна норма права, в соответствии с которой предусмотрена компенсация понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно. В связи с тем, что финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляемое за счет средств федерального бюджета. Региональное отделение Фонда социального страхования РФ не должно нести ответственность по данным обязательствам, поскольку ФСС РФ является лишь передаточным звеном денежных средств от федерального бюджета к получателям набора социальных услуг. Суд, при вынесении решения неправильно истолковал закон, а именно, взыскал денежные средства, понесенные истицом самостоятельно на проезд к месту лечения и обратно, при том, что законом предусмотрено финансирование расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями. В судебном заседании истец с апелляционной жалобой не согласился, поддержал иск, просил оставить жалобу без удовлетворения, решением мирового судьи без изменения. Истец дополнительно пояснил суду, что инвалиды вправе воспользоваться авиатранспортом, если расстояние белее 1500 км. Если у государственного органа не заключены договоры с транспортной компанией, то это не должно нарушать права инвалида. Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд апелляционную жалобу удовлетворить, дополнительно пояснила суду, что протезирование не относится к реабилитационным мероприятиям, а относится к средству лечения. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения мирового судьи. Разрешая данное дело по существу, мировой судья, верно, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», представленными доказательствами, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований. Мировым судьей установлено, что Васильков В.П. является инвалидом № группы. Ему ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения <адрес>, было выдано направление № к месту лечения для получения медицинской помощи, и Талон № на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения и обратно для получения медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Региональное отделение с заявлением на обеспечение бесплатным проездом к месту лечения. ДД.ММ.ГГГГ Региональным отделением Василькову В.П. были выданы талоны на право безденежного проезда в поезде дальнего следования, данный факт подтвержден сторонами в судебном заседании и не оспорен. Васильков В.П., ДД.ММ.ГГГГ лет, находился на лечении в травматолого-ортопедическом отделении ФГУ «ФИО11» (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ, диагноз: двусторонний идиопатический коксартроз 3 степени, проводимое лечение- операция. Рекомендовано: в раннем послеоперационном периоде перелет авиатранспортом. Истец совершил перелет по маршруту <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, стоимость авиабилета <данные изъяты> рублей. Согласно статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаи болезни, инвалидности. В силу ст.6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с которым гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляется государственная социальная помощь в виде набора следующих социальных услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Инвалиды включены в данный федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Порядок представления гражданам социальный услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона). Указанный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 (Правила) - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В число указанных граждан входят, в том числе и инвалиды - п.п. «з» п. 2 Правил. В соответствии с п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 (Порядок) организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. В соответствии с п. 4.4. Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется на основании направления, выдаваемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 года № 617, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон № указанного образца. Талон № представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. В соответствии с п. 4 Правил финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно выписному эпикризу ФГУ «ФИО13» Василькову В.П. рекомендован перелет авиатранспортом в связи с перенесенной операцией. Таким образом, суд полагает, что право пользования авиатранспортом Васильковым В.П. имеющим статус инвалида, обоснованно, поскольку, воспользовавшись услугами авиатранспортом, он выполнил рекомендации лечащего врача, т.к. проезд на железнодорожном транспорте ему был затруднителен по состоянию здоровья. Кроме того, суд учитывает продолжительность проезда на поезде от <адрес> в пределах до № суток. В Определении Верховного Суда РФ от 20.07.2010 N КАС10-325 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2010, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864» организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом, а для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться, в том числе, и авиационным транспортом (экономический класс) независимо от наличия или отсутствия железнодорожного сообщения. Суд признает не состоятельным довод представителя ответчика о том, что финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляемое за счет средств федерального бюджета. Региональное отделение Фонда социального страхования РФ не должно нести ответственность по данным обязательствам, поскольку ФСС РФ является лишь передаточным звеном денежных средств от федерального бюджета к получателям набора социальных услуг, поскольку исполнителем социального страхования четко определен Фонд социального страхования Российской Федерации или его исполнительные органы, которые осуществляют финансирование. Граждане-инвалиды, имеют право воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) независимо от наличия или отсутствия железнодорожного сообщения. Кроме того, используя авиационный транспорт для перемещения, Васильков В.П. выполнял рекомендации врача. При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ – не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 327 – 328 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ по иску Василькова ФИО14 к ГУ Приморское ФИО15 Фонда Социального страхования РФ - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ФИО16 Фонда Социального страхования РФ на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Судья Ленинского районного суд г. Владивостока Пялова Л.Н.