об отказе в регистрации по месту жительства



Дело № 2-476/11

Мотивированное решение

составлено 29.03.2011 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.03.2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи О.А Зайцевой

при секретаре А.Г. Кудяковой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кромских ФИО8, Кромских ФИО9 об оспаривании решения администрации <адрес> об отказе в регистрации по месту жительства

УСТАНОВИЛ:

Кромских Н.И. и Кромских Т.С. обратились в суд с вышеназванным заявлением, по существу указав, что решением Ленинского райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, им согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена двухкомнатная <адрес>А (ныне - <адрес>) в г. ФИО6, в которой они проживают до настоящего времени. Он, Кромских Н.И., являясь военнослужащим МО СССР, по условиям службы был переведен для дальнейшего прохождения службы в <адрес>а, <адрес> (приравненный к району Крайнего Севера), где и проходил службу, выслужил пенсию и в 2003 г., был снят с воинского учета. Вернувшись с супругой к прежнему месту жительства в <адрес>, они не могут встать на регистрационный учет в указанной квартире. Их неоднократные попытки зарегистрироваться в собственной квартире и ранее оставались не реализованными. Их заявления о регистрации по месту жительства просто не рассматривались. Переписка с администрацией г. ФИО6 закончилась тем, что решением начальника Управления по учету и распределению жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ им было отказано в регистрации по месту жительства по надуманным основаниям, без ссылки на нормы права, а именно, якобы приобретение квартиры в <адрес> (название улицы отсутствует) по жилищному сертификату не позволяет встать на регистрационный учет по месту их настоящего места жительства, в квартире полученной на основании ордера. Просят суд решение должностного лица Управления по учету и распределению жилой площади администрации г. ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ признать необоснованным и незаконным и обязать должностное лицо устранить в полном объеме допущенные препятствия и нарушения их прав и свобод по постановке на регистрационный учет по адресу: г. <адрес>

Кромских Н.И. и его представитель, действующий также как представитель Кромских Т.С. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что они приобрели право на квартиру на основании ордера и никто не вправе лишать их этого права. ГЖС они не получали, поскольку были обмануты. В настоящее время они зарегистрированы в квартире, которую приобрел их сын.

Кромских Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.156).

Представитель администрации г. ФИО6 с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что бронь на квартиру после 1994 г. не продлевалась. Кромских Н.И. как увольняющийся военнослужащих, не обеспеченный жилым помещение был включен в программу и получил ГЖС за счет средств государства. Согласно ответам администрации <адрес> администрации <адрес> ГЖС был реализован Кромских Н.И.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ЖК РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).

Отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 года N 9-П).

Формы и порядок реализации военнослужащими и гражданами, уволенными с военной службы, конституционного права на жилище установлены статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Так, для военнослужащих-граждан, которые имеют общую продолжительность военной службы 10 лет и более, увольняются с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и изъявили желание изменить место жительства, предусмотрено право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов (абзац первый пункта 14). При этом в силу пункта 13 той же статьи военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством; данный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по указанным основаниям, чья общая продолжительность военной службы составляет 10 лет и более.

Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим - гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Материалами дела установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему Кромских ФИО10 была предоставлена двухкомнатная квартира на четырех человек по адресу: г. <адрес> (л.д.6).

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын истцов) был зарегистрирован по адресу г. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30).

ДД.ММ.ГГГГ в связи с переездом в <адрес> Кромских Н.И. было выдано охранное свидетельство (броня) на бронирование занимаемого им жилого помещения по адресу: г. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28). Как следует из справки УУРЖ администрации <адрес>, позже указанного срока бронь на данную квартиру не продлевалась (л.д.28,31).

К имеющемуся в материалах дела ходатайству командира войсковой части <адрес> об оформлении охранного свидетельства до 2005 г. на квартиру, расположенную по адресу: г. <адрес> суд относиться критически (л.д.25). Данный документ в подлинном экземпляре был приобщен к материалах дела истцом. Доказательств того, что данное ходатайство было направлено в администрацию <адрес> суду не представлено. Никакого охранного свидетельства Кромских Т.С. – доверенное лицо Кромских Н.И., не получала и в суд не представила.

Кроме этого, согласно карточки прописки: Кромских Н.И., Кромских Т.С., ФИО3 и ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.46,51-53).

Данная квартира (служебная) была предоставлена военнослужащему Кромских Н.И. на состав семьи 4 человека по месту службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.108).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Кромских Н.И., 1953 г.р. уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ по организационно-штатным мероприятиям (л.д.117, 120).

На основании заявления Кромских Н.И. он был поставлен на учет на получение жилья по месту жительства составом семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ и включен в списки участников подпрограммы ГЖС (л.д.111, 120).

При этом, сведений о имеющемся у него охранном свидетельстве на квартиру, расположенную по адресу: г. ФИО6<адрес> Кромских Н.И. нигде при оформлении документов для включения в списки участников подпрограммы ГЖС, а в последующем при получении ГЖС, не сообщал.

В соответствии с информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной главой ФИО11, Кромских Н.И. ДД.ММ.ГГГГ получил государственный жилищный сертификат серия ГУ на сумму <данные изъяты> По данным выписки из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по Министерству строительства <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Кромских Н.И. за счет средств государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ приобрел в <адрес> жилое помещение. В связи с реализацией Кромских Н.И. государственного жилищного сертификата, на основании распоряжения главы администрации ФИО12 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р, Кромских Н.И. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории военнослужащие, уволенные в запас (л.д.37-40,54-59).

ДД.ММ.ГГГГ Кромских Н.И. было подписано обязательство, согласно которому он, в связи с предоставлением государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории <адрес>, принял на себя обязательство: жилое помещение по адресу: <адрес>, освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи в 2-месячный срок с даты приобретения жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата (л.д.41-42, 112-114).

Кроме этого, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что после получения денежных средств по ГЖС, Кромских Н.И. и членами его семьи на основании договора купли-продажи от июля 2007 г. приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.149), а также на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, долю в праве собственности на которую в последующем Кромских Н.И. подарил своему сыну ФИО5 (л.д.150-146).

На основании распоряжения главы администрации ФИО13 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р, Кромских Н.И. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как реализовавший свое право на улучшение жилищных условий с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом военнослужащего, уволенного в запас (л.д.54-59).

Согласно справке ООО «ФИО14» от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из лицевого счета, и справкам Отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> Кромских Н.И. зарегистрирован в <адрес> вместе с женой Кромских Т.С. и сыном ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление по учету и распределению жилой площади администрации г. ФИО6 сообщило Кромских Н.И., что у администрации г. ФИО6 отсутствуют основания зарегистрировать его по месту жительства по адресу: г. <адрес>, в обоснование указав, что согласно журналу учета забронированных помещений в г. ФИО6 на указанную квартиру на его имя выдавалось охранное свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ и позже указанного срока бронь на данную квартиру им не продлевалась. В соответствии с предоставленной администрацией <адрес> информацией в 2007 году он реализовал государственный жилищный сертификат – приобрел на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.7).

Порядок реализации военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, своего права на приобретение жилья по избранному ими месту жительства посредством использования средств социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153).

В соответствии с пунктом 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение, представленному распорядителем счета.

При этом гражданин - участник подпрограммы считается реализовавшим свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) только после направления государственным заказчиком программы выписки из реестра оплаченных сертификатов органу исполнительной власти, выдавшему сертификат. Указанная выписка является основанием для снятия подразделениями и органами местного самоуправления гражданина - участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) (пункт 64 Правил).

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства <адрес> в адрес главы ФИО15 муниципального района была направлена выписка из реестра оплаченных государственных жилищных сертификатов по <адрес> выпуска 2007 года, среди граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается вышеуказанными материалами дела и не оспаривается самими заявителями и их представителем, Кромских Н.И. получил государственный жилищный сертификат и реализовал его, т.е. реализовал свое право на приобретение жилья по избранному им месту жительства посредством использования средств социальной выплаты. Довод Кромских Н.И. и его представителя о том, что в результате мошеннических действий он не смог приобрести жилое помещение в собственность на реализованные денежные средства государственного жилищного сертификата, не является основанием для признания за ним какого-либо права на какое-либо иное жилое помещение.

В силу п. 3 Постановления Совмина СССР от 16.04.1988 N 477 "О гарантии жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы", граждане, выехавшие из места постоянного жительства по условиям и характеру работы, могут приниматься на учет для улучшения жилищных условий на предприятиях, в учреждениях и организациях по месту работы, независимо от наличия у них жилой площади в месте постоянного жительства. При получении этими лицами жилой площади или вселении на жилую площадь членов семьи, а также в иных случаях обеспечения их жилой площадью для постоянного жительства право пользования ранее занимаемым жилым помещением, из которого они выбыли, утрачивается.

П. 16 Постановление Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 336 (ред. от 28.02.1996) "Об утверждении Инструкции о порядке бронирования жилого помещения": если наниматель или члены его семьи в течение шести месяцев после окончания срока действия охранного свидетельства (брони) не предъявят требование о возврате им помещения, договор найма жилого помещения в соответствии со статьей 62 Жилищного кодекса РСФСР расторгается.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для регистрации заявителей в квартире по адресу: г. <адрес>, и соответственно обоснованности отказа администрации г. ФИО6 в их регистрации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Кромских ФИО16, Кромских ФИО17 об оспаривании решения администрации гФИО18 об отказе в регистрации по месту жительства – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней с момента составления мотивированного.

Судья Ленинского районногосуда г. Владивостока О.А. Зайцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200