о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома



Дело № 2-1944/11

Мотивированное решение

составлено 06.04.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.03.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Кудяковой А.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Генераловой ФИО7, Елизаровой ФИО8 к администрации ФИО9, третье лицо: НП «ФИО10» о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома (<адрес>)

УСТАНОВИЛ:

Истицы обратились в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что они проживают в <адрес>, и являются собственниками указанных квартир. <адрес> построен в 1968 году, 5-этажный. За все время в доме не было проведено ни одного капитального ремонта, в связи с чем, он пришел в негодность. Просят суд обязать ответчика произвести капитальный ремонт дома, а именно: фасад – выполнить утепление части стыков панельных стен, восстановление защитного слоя, герметизация швов, заделка трещин с восстановлением отделочных покрытий; восстановить штукатурки окраску цоколя; внешнее благоустройство – восстановить асфальтобетонную отмостку по периметру жилого дома; помещения мест общего пользования – восстановить окрасочное покрытие конструкции стен и потолков; система водоснабжения – произвести полную замену трубопроводов, задвижек, вентилей; установить приборы учеты потребления ресурсов и узлов управления; система отопления – произвести полную замену трубопроводов, задвижек, вентилей; установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система канализации – произвести полную замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации и чугунных трубопроводов; система электроснабжения – произвести замену отдельных участков сетей в помещениях общего пользования.

Представитель истцов в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно указав, что дом <адрес> 5-этажный, 4-подъездный. Квартиры истцов расположены в 4-ом подъезде на 2-ом и цокольном этажах. Система электроснабжения работает, но требует капитального ремонта.

Представитель администрации г. ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истцы в ДД.ММ.ГГГГ году выбрали способ управления – УК ФИО11. В доме имеется только 9 муниципальных квартир. Истцы имеют право требовать произведение ремонта только 4-го подъезда. Не конкретизировано, где требуется ремонт системы водоснабжения, не представлено доказательств того, что требуется капитальный ремонт системы электроснабжения. Истцы не вправе требовать проведение капитального ремонта всего дома.

Представитель НП «ФИО12» в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, указав, что о том, что дому требуется капитальный ремонт, собственник жилого фонда знал, владел полной информацией.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. 210 ГК РФ администрация г. ФИО5, являясь собственником муниципального жилого фонда, должна нести бремя его содержания.

В соответствии со ст.39 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в связи с чем, в силу ст.158 ЖК РФ каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с п.п.21, 23 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений …. Собственник вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Согласно ст. 244, 288, 290 ГК РФ, п.п. 2, 5 ч. 2 ст. 6 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ», за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007)).

При этом суд учитывает, что данная обязанность должна возникнуть у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) именно на момент приватизации и не быть им исполнена.

Материалами делу установлено, что Генералова Л.И. является сособственником <адрес> на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Елизарова С.В. является собственником <адрес> на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные факты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.5,6).

В судебном заседании установлено, что дом <адрес> 1968 года постройки, 5-этажный, 4-подъездный; квартиры истцов расположены в 4-ом подъезде на 2-ом и цокольном этажах.

Дом № <адрес> внесен в реестр муниципальной собственности на основании Решения Малого ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ . В доме 66 квартир, их них 57 квартир переданы в собственность граждан (л.д.63). На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ собственниками жилых помещений указанного дома выбран способ управления домом – НП «ФИО14» (л.д.64-65).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. ФИО5 и НП «ФИО15» заключен агентский договор об оказании услуг по организации обслуживания общего имущества в многоквартирных домах. Согласно акту оценки технического состояния дома (Приложение к агентскому договору) состояние инженерного оборудования дома № ФИО16 находится в неудовлетворительном состоянии (л.д.69-71).

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ директором НП «ФИО17» направлены в адрес УСЖФ и ГТ администрации г. ФИО5 письма с предложениями о включении в проект капитального ремонта на ДД.ММ.ГГГГ годы по ремонту конструктивных элементов и инженерного оборудования жилых домов <адрес>, в том числе <адрес> (л.д.72-85).

Согласно Акту обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе гл. специалиста ОЭЖФ УСЖФ администрации г. ФИО5, инспектора НП «ФИО18», мастера ООО «ФИО19», фасад - панельный, окрашенный, наблюдается растрескивание герметизирующей мастики по стыкам стеновых панелей, выветривание окрасочного слоя панелей; входы в подъезды - окрашены; ж/бетонная плита (козырек) над входом в подвал третьего подъезда имеет разрушения. Придомовая территория - бетонные площадки перед входом в подъезд - выбоины, трещины, просадка; отмостка - асфальтобетонное покрытие имеет разрушения: трещины, просадка, выбоины, отставание от стен дома. ЦО – отопление на л/ клетках функционирует, радиаторы чугунные окрашены; розлив и стояки на уровне подвала: тр/провод (не изолирован) и запорная арматура покрыты ржавчиной, видны следы ремонта по замене труб; течи нет, трубопровод в рабочем состоянии; ТУ- в помещении сухо, течи нет, трубопровод изолирован, окрашен, грязевик окрашен, на грязевике установлены новые болты, запорная арматура новая (бронзовые вентили), задвижки смазаны, приборы учета отсутствуют. ГВС - розлив: тр/провод не изолирован, покрыт ржавчиной, течи нет, трубопровод в рабочем состоянии. ХВС – разводящий тр/провод (не изолирован), стояки на уровне подвала и запорная арматура покрыты ржавчиной.
Видны следы ремонта по замене тр/провода, местами запорная арматура подтекает.
ТУ- трубопровод не изолирован, не окрашен, тр/провод и запорная арматура покрыты ржавчиной, отсутствуют КИП, приборы учета. Канализация – сколы, трещины отсутствуют; течи нет,
трубопровод в рабочем состоянии. Электрооборудование – помещение щитовой сухое, освещенное, ВРУ- скрутки, оголенные провода отсутствуют, предохранители в наличии, провод изолирован, оборудование в рабочем состоянии. Лестничная клетка - оконные блоки - из ПХВ профиля, загрязнение, отслоение окрасочного слоя на стеновых панелях. Дверные заполнения - Входные двери в подъезд металлические, без повреждений (л.д.61-62).

В материалах дела имеется заключение по обследованию и определению технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес>, выполненного ООО «ФИО20» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе обследования выявлены и зафиксированы дефекты, свидетельствующие о значительном физическом износе конструктивных элементов и инженерных систем обследуемого жилого дома. В целом, состояние большинства инженерных систем и конструктивных элементов - неудовлетворительное. Соответственно, общее техническое состояние исследуемого жилого дома оценивается как неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта по следующим позициям: фасад – состояние неудовлетворительное, необходимо: утепление части стыков панельных стен, восстановление защитного слоя, герметизация швов, заделка восстановлением покрытий; восстановление штукатурки и окраски цоколя; внешнее благоустройство – состояние неудовлетворительное, необходимо: восстановление асфальтобетонной отмостки по периметру жилого дома; помещение мест общего пользования – состояние неудовлетворительное, необходимо: восстановление окрасочного покрытия конструкции стен и потолков; система водоснабжения, состояние неудовлетворительное, необходимо: произвести полную замену трубопроводов, задвижек, вентилей, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система отопления – состояние неудовлетворительное, необходимо: произвести полную замену трубопроводов, задвижек, вентилей, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система канализации – состояние неудовлетворительное, необходимо: провести полную замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации из чугунных трубопроводов; система электроснабжения – состояние неудовлетворительное, необходимо: замена отдельных участков сетей в помещениях общего пользования (л.д.7-49).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

В соответствии с п. 3.6.9 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами, должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: кровельные покрытия – 50%; покрытия полов – 20%, остальные конструкции и инженерное оборудование – 15% их общего объема в жилом здании.

Согласно п. 2.2, п. 5.1, Приложению 3 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Согласно приложению № 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, ремонт крыш, фасада, стыков полносборных зданий до 50 %, а также ремонтно-строительные работы по замене элементов жилых зданий и благоустройство дворовых территорий (отмостки) относится к работам по капитальному ремонту.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт необходимости проведения капитального ремонта следующих конструктивных элементов дома <адрес>: герметизация швов фасада дома; восстановление асфальтобетонной отмостки по периметру жилого дома; замена трубопроводов, задвижек, вентилей системы холодного, горячего водоснабжения и системы канализации и отопления в подвальном помещении дома, что подтверждается вышеуказанными материалами дела, в том числе Актом обследования технического состояния жилого дома <адрес> в г. ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением выполненным ООО «ФИО21» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым имеются: многочисленные трещины и разрывы по поверхности герметика межпанельных швов – выбоины местами в фактурном слое, отслоение раствора в стыках заполнения межпанельных стыков, наблюдается растрескивание мастики по стыкам стеновых панелей; асфальтобетонная отмостка жилого дома имеет разрушения, физический износ 50%, в связи с чем возникает необходимость проведения капитального ремонта; системы холодного, горячего водоснабжения, отопления и канализации имеют физический износ 65%, в связи с чем возникает необходимость проведения капитального ремонта указанных систем.

Учитывая выводы, установленные Актом обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключением выполненным ООО «ФИО22» ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая, что истцы приватизировали свои квартиры в доме № <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года, а необходимость проведения катального ремонта вышеуказанных элементов дома возникла до ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается вышеуказанными материалами дела, т.е. до приватизации истцами квартиры, то суд приходит к выводу, что администрация г. ФИО5 является надлежащим ответчиком по делу и полагает возможным возложить на ее обязанность проведения капитального ремонта: герметизация швов фасада дома; восстановление асфальтобетонной отмостки по периметру жилого дома; замена трубопроводов, задвижек, вентилей системы холодного, горячего водоснабжения и системы канализации и отопления в подвальном помещении дома.

В силу ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что истцы проживают и являются собственниками квартир, расположенных в 4-ом подъезде 4-подъездного дома, что им не предоставлено право на защиту интересов жителей всего дома, что на администрацию г.ФИО23 возложена обязанность осуществлять капитальных ремонт жилого фонда, находящегося в ее собственности, то не подлежат удовлетворению исковые требования об обязании произвести восстановление окрасочного покрытия конструкции стен и потолков мест общего пользования, поскольку, несмотря на то, что выделить в натуре долю в праве собственности истцов на места общего пользования невозможно, приходящаяся на них доля не превышает 15 % от общего объема в жилом здании (Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9.). При этом, производство ремонта в каждом отдельном подъезде возможно, в связи с чем возможно и определить, что ремонт в 4 подъезде (где проживают истцы) будет носить объем текущего ремонта. Не представлено истцам право и на обращение в суд с требованием о полной замене вертикальных (стояков) системы канализации во всех квартирах дома, а данное требование в части квартир истцов не носит капитального характера.

Кроме этого, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами в судебном заседании не представлено, а судом не добыто каких-либо достаточных или допустимых доказательств того, что приборы учета потребления ресурсов и узлов управления были установлены в доме <адрес> ранее, т.е. на момент приватизации истцами квартир, и что данная установка является обязанностью администрации г. ФИО5 и является ремонтом капитального характера.

Не нашел своего подтверждения факт необходимости проведения капитального ремонта системы электроснабжения дома 17 <адрес>, а также необходимость восстановления штукатурки и окраски цоколя дома. Так, согласно, вышеуказанному заключению выполненному ООО «ФИО24» ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что система электроснабжения дома находится в неудовлетворительном состоянии, требуется проведение текущего ремонта системы. Согласно Акту обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оборудование в рабочем состоянии.

Кроме того, судом установлено, что факты, отраженные в заключении выполненном ООО «ФИО25» ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в Акте обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В частности не установлена необходимость проведения капитального ремонта в виде утепления части стыков панельных стен, восстановления защитного слоя, заделки трещин с восстановлением отделочных покрытий, восстановлении штукатурки и окраски цоколя.

При этом, ссылку экспертов в заключении выполненном ООО «ФИО26» ДД.ММ.ГГГГ на истечение сроков эксплуатации конструктивных элементов дома, суд не принимает в качестве доказательства, поскольку истечение данных сроков не свидетельствует об износе их эксплуатации и необходимости проведения именно капитального ремонта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Генераловой ФИО27, Елизаровой ФИО28 к администрации гФИО29, третье лицо: НП «ФИО30» о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома (<адрес>) – удовлетворить в части.

Обязать администрацию г. ФИО5 произвести капитальный ремонт дома № <адрес>, а именно: герметизация межпанельных швов фасада дома; восстановление асфальтобетонной отмостки по периметру дома; капитальный ремонт системы холодного и горячего водоснабжения в подвальных помещениях дома с заменой трубопровода, задвижек и вентилей; капитальный ремонт системы отопления с заменой трубопровода, задвижек и вентилей в подвальных помещениях дома; капитальный ремонт системы канализации с заменой трубопровода, задвижек и вентилей в подвальных помещениях дома.

В удовлетворении остальной части исковых требований Генераловой ФИО31, Елизаровой ФИО32 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районногосуда г. Владивостока О.А. Зайцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200