об отказе в предоставлении проезда авиационным транспортом



Дело № 2-284/11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.01.2011 года. г. Владивосток.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Ю.В. Ундольской,

при секретаре Гайчук С.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> 2 ) о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении проезда авиационным транспортом, взыскании стоимости авиабилетов, морального вреда и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском к ответчику о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении проезда авиационным транспортом, взыскании стоимости авиабилетов, указав в обоснование своих требований, что ей как инвалиду 2ой группы по закону предоставлено право раз в год на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно (железнодорожным, речным, АВИА, автомобильным). Филиалом <адрес> учреждения Приморского регионального отделении <данные изъяты> ей была предложена путевка в санаторий «Анапа» на выбор с разными сроками заезда. Более приемлемый был с ДД.ММ.ГГГГ. Сообщив по телефону о выделении ей путевки директор филиала <адрес> предупредила о проезде только железнодорожным транспортом. Она пояснила ей, что по медицинским показаниям ей это противопоказано -тяжелое течение заболевания. Она вынуждена была обратиться письменно к директору филиала и к управляющему <данные изъяты> Но ей было отказано в предоставление талонов на бесплатный проезд на самолете к месту лечения и в устной форме и в письменной, и филиалом, и <данные изъяты> с разъяснениями - предоставляются только железнодорожным транспортом, а авиационным там, где нет железнодорожного. Ввиду того что ей было отказано в письменной форме, а лечение было так необходимо, она вынуждена была приобрести билеты на самолет ФИО3 -Москва, Москва-ФИО3, за свой счёт стоимость которых составила – <данные изъяты> рублей. <адрес> до <адрес> она получила талоны на проезд железнодорожным транспортом от <адрес> до <адрес>, и <адрес> до <адрес>) и вылетела на лечение. Считает отказ Фонда Социального страхования незаконным. Проезд к месту лечения и обратно для нее в железнодорожном транспорте противопоказан, так как в пути следования с учетом ее заболевании не могут быть обеспечены все необходимые условия. На любой резкий запах у нее мог быть приступ, который возможно снять только капельно в присутствии врача кардиолога. В самолете разряженный воздух, который благоприятно действует на ее заболевание и приступов не вызывает. Просит суд признать решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГл об отказе в предоставлении проезда авиационным транспортом незаконным, взыскать с ответчика в ее пользу стоимость авиа билетов -<данные изъяты> рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила требования, просила признать отказ ГУ ПРО фонда социального страхования незаконным, взыскать с ответчика сумму стоимости авиа билетов в размере -<данные изъяты> рублей, сумму морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за причинение нравственных и физических страданий, сумму понесенных ею транспортных расходов в размере <данные изъяты> рублей.

В настоящем судебном заседании истица на уточненных исковых требованиях настаивала, ссылаясь на основания и доводы указанные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что по медицинским показаниям ей противопоказано длительное время пребывать в железнодорожном транспорте, поскольку, у неё тяжелое течение заболевания. Кроме того, согласно приказа Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок предоставления набора социальных услуг, согласно которым для следования к месту лечения граждане –инвалиды вправе воспользоваться железнодорожным транспортом, авиационным, водным и автомобильным транспортом. Поскольку, у неё тяжелое заболевание, то, в силу указанного приказа она вправе воспользоваться авиационным транспортом. Полагает, что отказ <данные изъяты> в проезде авиационным транспортом является незаконным. Поскольку, ей было отказано, то она была вынуждена за свой счет приобрести авиабилеты, стоимость которых составляет <данные изъяты> рублей. Просила признать отказ ГУ ПРО фонда социального страхования незаконным, взыскать с ответчика сумму стоимости авиа билетов в размере -<данные изъяты> рублей, сумму морального вреда в размере <данные изъяты> рублей за причинение нравственных и физических страданий, сумму понесенных ей транспортных расходов в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика по доверенности с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв и пояснила, что свое право истец на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно реализует исправно: в 2007 году В.А. была предоставлена путевка со сроком заезда с ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Изумрудный; в 2008 году - со сроком заезда со ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Изумрудный»; в 2009 году - со сроком заезда со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в санаторий «Сахарный ключ»; в 2010 году - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в санаторий Анапа». Граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи, не являются непосредственно участниками этих правоотношений. Довод заявителя о противоречии Федеральному закону "О государственной социальной помощи" подпункта "б" пункта 11 Правил, предусматривающего оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, является необоснованным. Федеральный закон, гарантируя предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, вместе с тем не определяет конкретные виды междугороднего транспорта и порядок его предоставления. Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации определило виды междугороднего транспорта, подлежащие оплате транспортным организациям за счет средств федерального бюджета, что не нарушает прав и законных интересов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Изменить действующее законодательство Российской Федерации не в компетенции Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации не является главным распорядителем средств федерального бюджета и субъектом бюджетного планирования, ответственным за планирование ассигнований, направляемых на исполнение в плановом периоде расходных обязательств Российской Федерации по обеспечению инвалидов социальным пакетом. Объем средств на финансирование расходов на обеспечение граждан государственной социальной помощью, в том числе в виде набора социальных услуг, предусматриваемых ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете и передаваемых Фонду социального страхования Российской Федерации, определяется Министерством финансов Российской Федерации и является расходным обязательством Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета. Фонд, являясь распорядителем денежных средств, выделенных федеральным бюджетом и поступивших из иных источников финансирования, не вправе производить выплаты, не предусмотренные законодательством РФ об обязательном социальном страховании бюджетом Фонда, поскольку такое расходование средств Фонда по существу будет являться нецелевым. Государственное учреждение - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не может нести ответственность по данным обязательствам, и не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям о взыскании расходов за самостоятельно приобретенные авиабилеты. Именно Российская Федерация является публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование указанных мероприятий. Исходя как из норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так и в соответствии с принятыми во исполнение требований указанного Закона Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 864 возможность направления Фондом социального страхования Российской Федерации средств на выплату гражданам денежных компенсаций за приобретение авиабилетов не предусмотрена. Законом гарантировано предоставление указанного вида социальных услуг только в натуральном выражении. Полагает, что нарушений действующего законодательства со стороны ГУ ФСС РФ в отношении истицы не было, кроме того, истица воспользовалась проездными билетами на железнодорожном транспорте от <адрес> до <адрес>. Просила истцу в иске отказать.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является группы 2 –ой инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2004 , удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, внесена в федеральный регистр льготников по категории -08- инвалид 2 группы, 2 степени.

Судом установлено, что Филиалом <адрес> учреждения Приморского регионального отделении ФСС истице была предложена путевка в санаторий «Анапа». Сообщив по телефону о выделении ей путевки директор филиала <адрес> предупредила, что проезд только железнодорожным транспортом, данный факт не оспаривает и сама истица.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> филиал <адрес> отказало истце в предоставлении проезда к месту лечения и обратно авиационным транспортом, указав, что в соответствии с п. б п. 11 правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора специальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Фонд социального страхования обеспечивает граждан льготной категории специальными талонами на право бесплатного проезда к месту лечения и обратно следующими видами транспорта: железнодорожный транспорт, водный транспорт третьей категории, автомобильный транспорт общего пользования, авиационный транспорт, при отсутствии железнодорожного сообщения.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с последующими изменениями и дополнениями) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 6.2); порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5); порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 данного Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 5 статьи 6.3).

Федеральный закон, гарантируя предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, вместе с тем не определяет конкретные виды междугороднего транспорта и порядок его предоставления. Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением определило виды междугороднего транспорта, подлежащие оплате транспортным организациям за счет средств федерального бюджета, что не нарушает прав и законных интересов граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 328 Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6.5 названного Закона Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 864 Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Таким образом, во исполнение федерального закона "О государственной социальной помощи" Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, а утвержденные Правила определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов Фондом социального страхования, т.е. регулируют межбюджетные отношения.

Согласно п.п. "б" п. 11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 864 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ) средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно......авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга".

В связи с чем, доводы ФИО1, что <данные изъяты> незаконно лишило ее права на бесплатный проезд на авиа транспорте к месту санаторно-курортного лечения <адрес> и обратно, отказав выдать талоны для получения проездных билетов, со ссылкой на Приказ , и Постановление Правительства РФ , суд находит не состоятельными.

ГУ Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не наделено полномочиями компенсировать расходы гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, расходов на проезд к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно, или в виде компенсации на приобретение билетов на проезд в будущем, так как из норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», так и в соответствии с принятыми во исполнение требований указанного Закона Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 864 компенсация за приобретение авиабилетов не предусмотрена. Федеральные средства, планируемые на цели определенные для исполнения Фондом по оказанию социальной помощи не предусматривают возможности дополнительных расходных обязательств или выплат компенсационного характера. Законом гарантировано предоставление указанного вида социальных услуг только в натуральном выражении.

Кроме того, объем средств ежегодно в Федеральном законе о Федеральном бюджете и передаваемых Фонду социального страхования Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Следовательно, <данные изъяты> выполнило свои обязательства по отношению к ФИО1, установленные федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в полном объеме, т.е. предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий "Анапа", предоставлен бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту санаторно -курортного лечения и обратно, которым и воспользовалась истица частично по своему усмотрению, что не оспаривается и истицей.

Таким образом, суд полагает, что истица реализовала свое право на санаторно-курортное лечение в полном объеме.

Суд также полагает, что представленная истицей выписка из медицинской амбулаторной карты от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в графе рекомендации указано, что истица по своему соматическому состоянию не переносит длительное передвижение на железнодорожном транспорте, не может служит основанием для получения истицей бесплатного права на предоставление проезда к месту лечения авиационным транспортом, поскольку, п.п. "б" п. 11 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 864 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ ), указано, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно предусмотрен......авиационным транспортом (экономический класс) при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга". Имеющееся у истицы заболевание не входит в указанный перечень заболеваний.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 к <данные изъяты> (далее – <данные изъяты> ) о признании действий незаконными, в связи с отказом в предоставлении проезда авиационным транспортом не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку, истцом не верно определен закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон.

Поскольку, суд пришел к выводу, что отказ <данные изъяты> истцу в предоставлении проезда авиационным транспортом был правомерен, то соответственно, требования истца о взыскании с ответчика стоимости проезда авиационным транспортом в сумме 10 000 рублей не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Частью 2 ст. 1099 ГК РФ определено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В связи с чем, возмещение морального вреда по данной категории спора гражданским законодательством не предусмотрен. Требования истца о взыскании судебных расходов в сумме 700 рублей, не конкретизированы и не подтверждены, а кроме того, учитывая, что суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований ФИО1, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, требования истца о взыскании судебных расходов не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Захарченко ФИО5 к ФИО6 ) о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении проезда авиационным транспортом, взыскании стоимости авиабилетов, морального вреда и судебных расходов– оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская

-32300: transport error - HTTP status code was not 200