о предоставлении жилого помещения



Дело №2-769/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 17 марта 2011г.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.

при секретаре Гнедаш К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Алмазова ФИО5 к Администрации <адрес> о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Алмазов П.А. обратился в суд с исковым заявлением к <адрес> о предоставлении ему жилого помещения (квартиры) в <адрес> в обоснование указав, что примерно в августе 1993 года он был найден в <адрес> сотрудниками милиции Первореченского РОВД. После чего, по ходатайству Отдела народного образования этого же района, ему была присвоена фамилия и установлена примерная дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отдел ЗАГС <адрес> выдал ему свидетельство о рождении V- ВС от ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ он был признан ребенком, оставшимся без попечения родителей, опеку над истцом до достижения 18-летнего возраста осуществлял Орган опеки и попечительства Отдела народного образования <адрес>; является инвалидом с детства 3 (рабочей) группы. Истец с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проживал и воспитывался в Государственном образовательном учреждении « Специальная (коррекциониая) школа-интернат 6 вида» <адрес>; после чего был направлен на обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище » <адрес>, где проживал в общежитии и был временно зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> до окончания обучения, т.е. до июня 2010г. Согласно сообщения Мэрии <адрес> об от ДД.ММ.ГГГГ Алмазов П.А. был включен в список на предоставление жилой площади под №75. До настоящего времени жилое помещение в <адрес> истцу не предоставлено.

Определением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена ответчика с <адрес> на Администрацию <адрес>. Определением от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского районного суда <адрес> в качестве соответчика была также привлечена администрация <адрес>.

Алмазов П.А. в судебном заседании уточнил свои требования, пояснил, что просит обязать ответчиков выдать ему свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Представитель администрации <адрес> в суде исковые требования не признал, указал, что в соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и т.д. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставления жилых помещений данным категориям граждан осуществляются органами исполнительной власти по месту жительства. Лицам, указанной категории, жилое помещение предоставляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ и от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ. Таким образом, предоставление жилых помещений вышеуказанным лицам осуществляется администрацией <адрес>, следовательно администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком.

В судебном заседании представитель администрации <адрес> с иском не согласилась, согласно пояснениям в суде и письменному отзыву требования Алмазова П.А. необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.1 Закона -КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки (попечительства), окончания пребывания в детском доме семейного типа, приемной семье, образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном вышеназванным Законом с закреплением сроков и органов уполномоченных за реализацию мер по обеспечению жилья детей-сирот. Существующий порядок предусматривал, что после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении органы опеки и попечительства, в которых находятся, дети-сироты до 1 апреля текущего года представляют в уполномоченный орган сведения о данных лицах, которых необходимо обеспечить жилыми помещениями в следующем за текущим годом. Уполномоченный орган проводит проверку представленных документов и в случае соответствия представленных документов требованиям законодательства, включает ребенка в сводный список лиц, имеющих право на получение жилого помещения. Сводный список утверждается АПК, а уполномоченный орган осуществляет выбор помещения, приобретает его и заключает договор социального найма. Во исполнение существующего порядка, документы в отношении истца были переданы в уполномоченный орган, который провел проверку на соответствие требованиям, и включили его в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на получение жилья в 2011 году. В связи с этим полагают, что <адрес> принимаются меры, возложенные на нее законом -КЗ, говорить о нарушении права до окончания 2011 года преждевременно. <адрес> не оспаривается право истца на жилое помещение, доказательств того, что существующий порядок в отношении него не исполняется суду не представлено. Наличие льготного статуса у истца не может быть основанием для возложения обязанности на АПК в срочном порядке предоставить жилье именно ему, в связи с чем просила в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 149 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно ч.1 ст.8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ « Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории <адрес>» регулирует отношения по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ст. <адрес> -КЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки (попечительства), окончания пребывания в приемной семье, детском доме семейного типа, образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями в порядке, установленном настоящим Законом. Указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - социальная выплата); при наличии одного из следующих обстоятельств: местом выявления и первичного устройства лица в семью или в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) является <адрес>; местом регистрации рождения лица является <адрес>; последним местом жительства лица является территория <адрес>, если место его рождения находится за пределами территории Российской федерации. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов <адрес> учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 16 квадратных метров и не более 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. <адрес> приобретаемого на средства социальной выплаты жилого помещения не может быть менее 16 квадратных метров. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья, приобретаемого в собственность <адрес> для предоставления по договору социального найма, подтверждается органами местного самоуправления городского округа (муниципального района), на территории которого приобретается жилое помещение, либо в случае, установленном настоящей статьей, - данными территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>. Размер социальной выплаты для лиц рассчитывается органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес> исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения согласно данным органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) <адрес>, в котором лицо стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Если согласно данным органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) <адрес> средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения в городском округе (муниципальном районе) <адрес>, в котором лицо стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, превышает среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади типового жилья на вторичном рынке по <адрес> согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>, размер социальной выплаты рассчитывается исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади типового жилья на вторичном рынке по <адрес> согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по <адрес>. Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, удостоверяющего право на ее получение и является неизменным на весь срок действия свидетельства. Жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего муниципального образования. Согласно ч.3 ст. <адрес> -КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории <адрес>», обеспечение лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, жилыми помещениями осуществляется в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ.

В соответствии с изменениями, внесенными ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что надлежащим ответчиком по делу является администрация <адрес>, так как в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав указанных лиц на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Также, согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Как следует из преамбулы Федерального Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), а также ст. 1 данной нормы, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Алмазов П.А. определен в детский дом (л.д.8). Согласно постановлению сведений о родителях и его возможном месте жительства не установлено. Таким образом, в соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Алмазов П.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Алмазов П.А., как следует из сообщения мэрии <адрес> (л.д.10) был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включен в список под №75.

Согласно справке ГОУ НПО «Профессиональное училище » от ДД.ММ.ГГГГ Алмазов П.А. окончил указанное училище по профессии мастер общестроительных работ, каменщик, печник (л.д.12).

Согласно представленным сведениям Управления Федеральной регистрационной службы и ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Филиал по <адрес> за Алмазовым П.А. квартир, домовладений, нежилых помещений не значится.

Данное обстоятельство подтверждается и тем, что <адрес> Алмазов П.А. был включен в сводный список от ДД.ММ.ГГГГ детей-сирот, как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Алмазова ФИО7 к <адрес> удовлетворить.

Обязать <адрес> выдать Алмазову ФИО6 свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения исходя из 33 квадратных метров общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения согласно данным органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) <адрес>, в котором лицо стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в размере, рассчитанном на дату выдачи свидетельства.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Круковская Е.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200