о признании действий администрации г. Владивостока незаконными



Решение в мотивированном

виде изготовлено 28.03.2010 г

Дело № 2-1826/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.03.2011 г. г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Литвиновой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Луненко ФИО4 о признании действий ФИО5 незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Луненко В. В. обратилась в суд с заявлением о признании действий ФИО5 незаконными, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ она <данные изъяты> подала заявление в ФИО7 с просьбой предоставить земельный участок в собственность, площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> для дальнейшей эксплуатации части жилого дома (лит.А). К данному заявлению был приложен весь необходимый пакет документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. №370 и приложила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории – для её утверждения органом местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 направил письмо-обращение с приложенным ею пакетом документов на имя ФИО5 с просьбой в месячный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно письму ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Считает, что действие ФИО5 выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконно. Так, из буквального толкования п.7 ст. 36 ЗКРФ следует, что выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка производится после получения заявителем утвержденных схем расположения земельного участка. Утверждение схем расположения земельного участка не требует выполнения каких-либо кадастровых работ. Наличие результата кадастровых работ требуется при обращении в орган государственного кадастрового учета с заявлением об осуществлении кадастрового учета испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории. Ни один закон, включая и Земельный кодекс РФ не требует от заявителя прикладывать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и тем более Технический паспорт жилого дома. Обжалуемое письмо обязывает её привести в соответствие правоустанавливающие документы на жилой дом. Считает, что указанное письмо незаконно возлагает на неё дополнительную обязанность привести правоустанавливающие документы в соответствие, так как ни один закон или иной нормативно правовой акт не наделяет орган местного самоуправления в лице ФИО5 правом обязывать заявителя приводить в соответствие правоустанавливающие документы на жилой дом. Действия ФИО5 нарушают её права. Считает, что ФИО5 умышленно уклоняется от утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и затягивает этот процесс. Просит признать действие ФИО5, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ФИО5 утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> Луненко В.В. для эксплуатации части жилого дома (лит.А) в течение недели с момента вступления в законную силу решения суда, взыскать с ФИО5 в её пользу денежную сумму за оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании заявитель и её представитель поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным заявлении. Также указали, что второй этаж дома сгорел, однако подтверждающих данное обстоятельство документов, представить не могут.

Представитель ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала, представила письменные возражения в которых указала, что обращение ФИО7 по заявлению Луненко В.В. было рассмотрено органом местного самоуправления, о чем сообщено заявителю в письме от ДД.ММ.ГГГГ, а Луненко В.В. для сведения. Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден регламент предоставления ФИО5 услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», в соответствии с которым в перечень возможных для получения услуги документов входит копия технического паспорта на здание, строение, сооружение. Однако, в представленном комплекте документов отсутствовал технический паспорт на объект недвижимости, расположенный по <адрес>. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права, заявитель является собственником части жилого дома, этажностью 2, а на представленной Луненко В.В. орган местного самоуправления схеме расположения земельного участка и топографической съемке, объект указан как одноэтажный жилой. Таким образом, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрены промежуточные ответы в адрес заявителя, а в представленном пакете документов, поданном для утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> имелись не соответствия и отсутствовали необходимые документы, заявителю было предложено устранить допущенные недостатки и вновь обратиться за утверждением схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Полагает, что решение выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным и соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав заявителя, его представителя, представителя ФИО5, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования Луненко В. В. о признании действий ФИО5 незаконными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Так, ДД.ММ.ГГГГ. Луненко В.В. обратилась к руководителю ФИО7 с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> для дальнейшей эксплуатации части жилого дома (лит.А).

В свою очередь ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФИО5 с требованием в месячный срок утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего проведения государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Письмом ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в ФИО7 возвращен представленный комплект документов без утверждения схемы расположения земельного участка, по тем основаниям, что в представленном комплекте документов отсутствует технический паспорт. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ заявителя является собственником части жилого дома этажностью 2. Согласно представленной топографической съемке (М 1:500) и схеме расположения земельного участка на земельном участке расположен объект, обозначенный как «ж». Таким образом, необходимо привести в соответствие правоустанавливающие документы на жилой дом.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. №370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Из указанного Перечня следует, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок; выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Таким образом, Перечнем не предусмотрено предоставление такого документа как Технический паспорт жилого дома, в связи с чем, администрация г. Владивостока не вправе требовать от заявителя приложения к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения технического паспорта.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, в представленном пакете документов, поданном для утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> имелись несоответствия.

Так, согласно Свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Луненко В.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. является собственником части жилого дома (лит.А) площадью <данные изъяты> кв.м, этажность:2, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес>

Из технического паспорта на жилой дом, представленного в материалы гражданского дела, следует, что указанный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, число этажей:1. Площадь изменилась в результате реконструкции после пожара. Остальная часть дома разрушена (остался фундамент). Разрешение на реконструкцию и акт ввода в эксплуатацию не предъявлены.

Таким образом, заявитель является собственником части жилого дома (лит.А) площадью <данные изъяты> кв.м, этажность:2, назначение: жилое, расположенного по адресу: <адрес> площадь которого изменилась в результате реконструкции после пожара. Разрешение на реконструкцию и акт ввода в эксплуатацию не предъявлены.

Согласно ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.

Таким образом, поскольку представленные в ФИО5 документы имеют несоответствия, а именно этажность жилого дома указанная в Свидетельстве о государственной регистрации права не соответствует этажности жилого дома указанной в топографической съемке и схеме расположения земельного участка, кроме того, имеет место несоответствие площади жилого дома указанной в свидетельстве о государственной регистрации права, площади указанной в техническом паспорте, что не позволяет определить границы передаваемого земельного участка, в связи с чем, ФИО5 правомерно Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. возвращен в ФИО7 представленный комплект документов без утверждения схемы расположения земельного участка для приведения в соответствие правоустанавливающих документов на жилой дом.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконными действий ФИО5, выразившихся в отказе утвердить схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> заявителю для эксплуатации части жилого дома.

Кроме того, согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Поскольку принятие решений по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказе в совершении указанных действий находится в компетенции органа местного самоуправления в силу закона, требования заявителя об обязании ФИО5 утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в течении недели с момента вступления в законную силу решения суда удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Луненко ФИО4 о признании действий ФИО5 незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Шевчук Г.Ю.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200