об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства



Дело № 2-931/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи Соловьевой О.В.

при секретаре Долиной В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акимочкиной <данные изъяты> об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>,

у с т а н о в и л:

Акимочкина Е.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в <адрес> в районе <адрес> ключ. Департамент направил в адрес заявителя ответ на указанное выше заявление, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ , в котором содержится отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью, которой Департамент не вправе распоряжаться.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 поддержал заявленные требования, просил признать незаконным отказ Департамента в предоставлении заявителю земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет ориентировочной площадью 2500 кв.м., расположенного в районе <адрес> ключ в <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ , обязать Департамент в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление Акимочкиной Е.Е. в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> ключ в <адрес> для ведения дачного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. С мотивами отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка заявитель не согласна, считает, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, а относится к землям населенных пунктов, на кадастровый учет как земельный участок лесного фонда не поставлен. Доказательств отнесения земельного участка к землям лесного фонда Департаментом не представлено.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> по доверенности ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась и суду пояснила, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Садгородского участкового лесничества (защитные леса), что подтверждается Письмом КГУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ , следовательно, испрашиваемый земельный участок является объектом федеральной собственности, которой Департамент не вправе распоряжаться.

Заинтересованное лицо – КГУ «<данные изъяты>», надлежащим образом, извещенное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилось, причины неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении дела слушанием в суд не направило. По правилам, установленным частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения сторон, которые не возражали против рассмотрения дела в отсутствие заинтересованного лица, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.21 ст.7 <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ, с ДД.ММ.ГГГГ органы исполнительной власти <адрес> в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре <адрес>, в связи с чем, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом заявителю отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы лесов земель лесного фонда Владивостокского лесничества. Департамент в силу статей 102, 107 ЛК РФ не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Как следует из части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен статьей 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Согласно Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 119), спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, а не лесов как указывает Департамент.

Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ), то он относится к землям населенных пунктов.

Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Следовательно, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок в городе Владивостоке входит в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены

Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 ЛК РФ, частью 11 статьи 35 ГК РФ, пунктом 9 статьи 85 ЗК РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма.

На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".

При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. В соответствии с указанными Правилами испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), к которой отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства, что подтверждается Разделом IX п. 9.4. Фрагмент правил землепользования и застройки на территории <адрес> информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выданному ФГУ «<данные изъяты>» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в кадастровом квартале :<данные изъяты> в котором расположен испрашиваемый земельный участок, земельные участки, поставленные на кадастровый учет с видом разрешенного использования: леса и т.п. отсутствуют. Следовательно, у Департамента отсутствовали основания для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем мотивам, что он расположен на землях лесного фонда.

Суд полагает, что Департамент земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков.

При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении заявителям в аренду земельного участка нельзя признать законным.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на кадастровый учет, необходимо его формирование путем изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, Департамент в соответствии с требованием закона после получения заявления Акимочкиной Е.Е. обязан был направить его в Управление градостроительства и архитектуры <адрес> для изготовления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в связи с чем, суд обязывает Департамент направить заявление Акимочкиной <данные изъяты> о предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства в Управление градостроительства и архитектуры <адрес> для изготовления и утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК, суд

Р е ш и л:

Признать решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> ключ в <адрес> для ведения дачного хозяйства сроком на <данные изъяты> лет Акимочкиной <данные изъяты>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить Заявление Акимочкиной <данные изъяты> в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес> ключ в <адрес> для ведения дачного хозяйства на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья Соловьева О.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200