об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации



Дело № 2-3520/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи Соловьевой О.В.

при секретаре Долиной В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Акимцова <данные изъяты> об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>,

у с т а н о в и л :

Акимцов Е.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он направил в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> письменное обращение об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома.

Письмом сп от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке, расположен объект, обозначенный как «КН» правоустанавливающие документы на который не предоставлены. Дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне объектов отдыха, спорта, туризма, и развлечений, градостроительным регламентом которой размещение жилых домов не предусмотрено. Считает отказ Управления муниципального имущества градостроительства и архитектуры администрации <адрес> в утверждении схемы незаконным, нарушающим его право на получение земельного участка в собственность. Просил признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома; обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома; обязать Администрацию <адрес> и Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> обратиться в комиссию по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и внести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в зону Ж-1 – зону застройки индивидуальными жилыми домами; обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> внести изменения в планшете 251 (251-7; 251-11) и удалить строение КН с участка по адресу: <адрес> как несуществующее по материалам проверок.

В судебном заседании представитель Акимцова Е.А. по доверенности ФИО3 уточнила заявленные требования, не настаивала на требованиях о возложении обязанности на Администрацию <адрес> и Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> обратиться в комиссию по внесению изменений в Правила землепользования и застройки и внести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в зону Ж-1 – зону застройки индивидуальными жилыми домами и внести изменения в планшете 251 (251-7; 251-11) и удалить строение КН с участка по адресу: <адрес> как несуществующее по материалам проверок.

Просила суд признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома; обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома.

Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> по доверенности ФИО4 не согласилась с заявленными требованиями и суду пояснила, что на испрашиваемом земельном участке расположен объект, правоустанавливающие документы на который не предъявлены. Действующим законодательством не предусмотрено утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, при отсутствии правоустанавливающих документов на объект недвижимости. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне «рекреационного назначения» согласно схеме функционального зонирования по Генеральному плану ВГО. В соответствии со ст. 98 п. 5 ЗК РФ, на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. В соответствии с градостроительными регламентами зоны Р-2 среди основных и условно разрешенных видов использования отсутствует размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок входит в состав зоны Р-2 и соответственно не может быть сформирован под эксплуатацию ИЖС.

Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, считает, что заявление Акимцова Е.А. подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены его права и свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Акимцов Е.А. обратился в Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для дальнейшей эксплуатации жилого дома.

Письмом сп от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, со ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке, расположен объект, обозначенный как «КН» правоустанавливающие документы на который не предоставлены. Дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма, и развлечений, градостроительным регламентом которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В силу ст. 36 п. 7 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Наличие какого-либо объекта обозначенного как «КН» не является основанием для отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте является промежуточным техническим документом и законодатель не наделяет орган местного самоуправления, на которого возложены функции по утверждению схемы расположения земельного участка, принимать решение о распоряжении земельным участком.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>», постановлением <адрес> -па от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по распоряжению земельными участками в <адрес>, являющимися собственностью <адрес>, переданы Департаменту земельных ресурсов и землеустройства <адрес>, в связи с чем, рассмотрение вопроса о возможности предоставления Акимцову Е.А. испрашиваемого земельного участка не относится к компетенции УГА администрации <адрес>.

В силу п. 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Указанная норма содержит исключительные случаи отказа в предоставлении в собственность земельного участка.

Таким образом, нахождение на земельном участке объекта обозначенного как «КН» не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>.

Вместе с тем, не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> и нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), поскольку законом не предусмотрен отказ в утверждении схемы на этом основании.

В силу п.4.18 Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , полномочиями утверждать схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора наделено управление.

Таким образом, на администрацию <адрес> возлагается обязанность, предусматривающая изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории в месячный срок.

Земельный кодекс РФ не предусматривает отказ в рассмотрении обращения об утверждении схемы расположения земельного участка.

Как указано в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Поскольку жилой дом по <адрес> городского округа, согласно которых испрашиваемый земельный участок отнесен к зоне (Р-2) и заявитель обратился в администрацию города с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка ещё до принятия указанных Правил, но, данное обращение своевременно не было разрешено, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ Акимцов Е.А. имеет исключительное право на приватизацию земельного участка или право аренды под принадлежащим ему строением, то отказ УГА Акимцову Е.А. в утверждении схемы расположения земельного участка является незаконным.

Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Оспариваемое действие нарушает права и законные интересы Акимцова Е.А., так как препятствует оформлению прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации жилого дома.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, местного самоуправления… устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Однако, суд не может обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, поскольку не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления.

Таким образом, нарушение прав Акимцова Е.А. должно быть устранено путем возложения на Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> обязанности рассмотреть обращение заявителя об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Акимцова <данные изъяты> об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ письмом сп Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ сп об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в районе <адрес> в <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> рассмотреть заявление Акимцова <данные изъяты> об утверждении схемы земельного участка находящегося в районе <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Судья: О.В. Соловьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200