о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома



Дело № 2-2397/11Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.06.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Мурашко Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ФИО7 в защиту интересов Бабич ФИО8 к администрации ФИО9 о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома

УСТАНОВИЛ:

Прокурора ФИО10 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением в защиту интересов Бабич З.А. указав в обоснование заявленных требований, что <адрес> является муниципальной собственностью, относится к домостроениям старого фонда, капитальный ремонт дома не проводился, в План мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ гг. собственником не включен. Бабич З.А. является нанимателем <адрес> указанного дома. Ответчик, как собственник помещений в доме и как наймодатель, обязан провести капитальный ремонт. Просит суд обязать ответчика провести капитальный ремонт фасада, помещений мест общего пользования (лестничных клеток и внутренних коридоров), систем водоснабжения, отопления и электроснабжения дома, а также оборудовать централизованную систему канализации.

В судебном заседании ст. помощник прокурора ФИО11 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске, уточнив, что просит провести указанный в иске ремонт <адрес>

Бабич З.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила, заявлений или ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении в ее отсутствие не поступало.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Представитель администрации г. ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, указав, что у нанимателя ФИО3 не имелось претензий к наймодателю по своевременному проведению капитального ремонта дома. Нормами ЖК РФ решить вопросы о проведении текущего ремонта или капитального ремонта администрация г. ФИО5 не может без учета мнения других собственников. В рамках действующего законодательства в отношении капитального ремонта у администрации г.ФИО12 существует обязанность по его финансированию только в доле пропорциональной площади жилых и нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Система канализации дома проектом не предусмотрена.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО4 пояснил, что <адрес> Т-образный, состоит из двух строений, фасад цельный, единый. В подвальном помещении дома имеется ввод централизованных коммуникаций отоплений и электроснабжения, т.е. коммуникации являются общими для всех литеров. Централизованная система канализации в доме отсутствует. Трубопроводы по фасаду здания установлены жильцами самостоятельно. Стояки ХВС расположены внутри здания. Исходя из отсутствия системы канализации, система водоснабжения существовать не может, что говорит о том, что она была устроена самостоятельно после постройки дома. Для того, чтобы создать в доме систему канализации и ГВС, необходима разработка проекта. В данном доме фактически 3 подъезда, один из которых расположен на стыке и не эксплуатируется, он закрыт.

Суд, выслушав пояснения сторон, специалиста, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. 210 ГК РФ администрация г. ФИО5, являясь собственником муниципального жилого фонда, должна нести бремя его содержания.

В силу п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 244, 288, 290 ГК РФ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Кроме того, согласно со ст.73 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, а также обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения.

В соответствии со ст.ст. 676, 681 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, обеспечивать производство ремонта общего имущества многоквартирного дома, производить капитальный ремонт.

Материалами дела установлено, что Бабич З.А. является нанимателем <адрес>, что подтверждается выпиской из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО <адрес> (л.д.10). Кроме этого. В судебном заседании установлено, что Бабич З.А. является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 (л.д.11).

Дом <адрес> – до 1918 года постройки, Т-образное здание, состоит из двух строений (Лит.1 и Лит.2), 4-этажный, 3-подъездный (средний подъезд, расположенный на стыке двух строений, не эксплуатируется). Бабич З.А. проживает на 3-ем этаже дома в строении Лит.2.

Собственником дома <адрес> является Владивостокский городской округ, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что в строении (Лит.1) 26 квартир из них 18 квартир переданы в собственность граждан (приватизированы), к муниципальной собственности относится 9 квартир. В строении (Лит.2) 36 квартир из них 25 квартир переданы в собственность граждан (приватизированы), к муниципальной собственности относятся 11 квартир (л.д.13-14).

Согласно ответу УМС администрации г. ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, жилое здание стр.2 по <адрес>, относится к домостроениям старого фонда, оборудовано инженерными системами частично, водоснабжение и водоотведение в полной мере отсутствует, поквартирная система канализации выполнена жильцами самостоятельно и с существенными нарушениями. Указанный дом непригодным для проживания или аварийным не признавался. Администрацией города ФИО5 решение о проведении капитального ремонта инженерных систем дома не принималось, работы по капитальному ремонту инженерных систем не включены в План мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда на 2011-2013 годы (л.д.15).

В соответствии с Актом осмотра технического состояния жилого <адрес> фасад дома имеет многочисленные трещины по кирпичной кладке, частичное разрушение кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей; косметический ремонт подъездов не производился длительный период, наблюдаются следы гниения по оконным рамам, оконные штапики отсутствуют, лестничные марши имеют разрушение ступеней, полы в коридорах деревянные, зыбкие при ходьбе, частично отсутствуют доски, отсутствуют поручни; профилактический осмотр и ремонт системы электроснабжения не производился; трубопровод ХВС имеет следы коррозии по всей длине; трубопровод системы отопления проходит в полах, поэому визуально осмотреть не представилось возможным; система канализации и ГВС в доме не предусмотрена, канализация проложена жителями самостоятельно (л.д.67-68).

В соответствии с заключением об определении технического состояния объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного КК «ФИО13», в ходе исследований жилого <адрес> были зафиксированы дефекты и недостатки. Обнаруженные в ходе исследования дефекты свидетельствуют о значительном физическом износе конструктивных элементов и инженерных систем исследуемого жилого дома. В целом, состояние большинства инженерных систем - неудовлетворительное. Соответственно, общее техническое состояние исследуемого жилого дома оценивается как неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта. Эффективный срок использования систем электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения превышает нормативный (в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»). В целом состояние вышеописанных систем, фасада оценивается как неудовлетворительное. Специалистами приведен перечень работ, подлежащих выполнению при восстановительном ремонте исследуемого жилого дома: Фасад: произвести заделку трещин по фасаду; восстановить разрушенные участки кирпичной кладки стен; произвести окраску фасада окрасочными составами, стойкими к атмосферным воздействиям; восстановить штукатурное покрытие перекрытия в местах входа в подвальное поме­щение; Помещения мест общего пользования: произвести ремонт штукатурного покрытия стен и потолков лестничных клеток и внутренних коридоров с заменой поврежденных участков дранки, а так же произве­сти окраску масляными и водоэмульсионными составами конструкций стен и потолков; произвести замену перил, окрасить ограждения лестничных клеток; произвести замену оконных и дверных блоков, расположенных в местах общего пользования. Система водоснабжения: произвести замену трубопроводов водоснабжения, запорной арматуры (вентилей); произвести замену водомерного узла, устроенного в подвальном помещении; устроить изоляционное покрытие трубопроводов; Система отопления: произвести замену трубопроводов и радиаторов отопления; произвести замену теплового узла, расположенного в подвальном помещении; устроить изоляционное покрытие трубопроводов; Система электроснабжения: произвести замену проводов междуэтажных магистралей, а так же поэтажной развод­ки; произвести замену наполнения электрораспределительных щитков, установленных в помещениях лестничных клеток (л.д.17-48).

В силу ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Законом относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - утепление и ремонт фасадов (ст. 15).

Согласно п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования.

В соответствии п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

В соответствии Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9. Конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: - кровельные покрытия - 50%; покрытия полов – 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15 % их общего объема в жилом здании.

Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" Минимальная продолжительность эксплуатации элементов дома до их капитального ремонта (замены): внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет, сети освещения помещений производственно-технического назначения 10 лет, трубопроводов холодной и горячей воды - 15 лет, оконных конструкций – 30 лет, асфальтового покрытия проездов, тротуаров и отмосток - 10 лет. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что фасаду, системам холодного водоснабжения, отопления и электроснабжения требуется проведение капитального ремонта, и учитывая, что фасад и указанные системы являются цельными и едиными, суд приходит к выводу о возложении на администрацию г. ФИО5 как собственника муниципального имущества и наймодателя, обязанности по проведению капитального ремонта фасада, системы холодного водоснабжения, отопления и электроснабжения.

При этом, суд не может согласиться с доводом представителя администрации ФИО15 о том, что у нанимателя Бабич З.А. отсутствовали претензии к наймодателю по поводу проведения капитального ремонта дома, поскольку в прокуратуру она не обращалась. Так, Бабич З.А. неоднократно извещалась о слушании дела в суде и знала о поданном в ее интересах иске, однако в суд не явились, ни устно, ни письменно о своем несогласии с исковыми требованиями не заявила.

Одновременно, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию г. ФИО5 обязанности по проведению капитального ремонта системы горячего водоснабжения и оборудования централизованной системы канализации.

Согласно п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312, ремонт здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания.

Капитальный ремонт - ремонт с целью восстановления ресурса объекта с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Реконструкция объекта - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади здания, вместимости или пропускной способности или его назначения) в целях улучшения условий проживания, качества обслуживания, увеличения объема услуг.

В соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства относится к виду градостроительной деятельности, производимой при наличии разрешительной документации, являющейся основанием для реализации архитектурного проекта, выдаваемое заказчику уполномоченными органами в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований, утвержденной строительной документации (статья 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности").

При этом в силу статьи 51 Кодекса реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей, а согласно пунктам 1, 2 статьи 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается на основании разрешения на строительства и представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Поскольку в судебном заседании установлено, что в <адрес> система горячего водоснабжения и канализация не были предусмотрены в проекте на момент строительства дома, что трубопровод ГВС и канализации жителями дома были проложены самостоятельно, без оформления соответствующих разрешительных документов, поэтому прокурор не может заявлять требование о новом строительстве (устройстве) системы горячего водоснабжения и канализации.

Кроме того, не подлежат удовлетворению требования истца о возложении на администрацию г. ФИО5 обязанности по проведению капитального ремонта мест общего пользования (лестничных клеток и внутренних коридоров).

Так, постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" установлено, что предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В соответствии с Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" вышеуказанные виды работ относятся к текущему ремонту.

Кроме того, поскольку прокурор обратилась в суд в защиту интересов Бабич З.А., которая проживает в строении Лит.2 на третьем этаже, то суд принимает во внимание, что удельный вес подлежащих ремонту элементов дома (ремонт лестничной клетки одного подъезда в строении Лит.2 и ремонт коридора третьего этажа в подъезде строения Лит.2) не будет превышать объема необходимого ремонта, установленного Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9., т.е. данный вид работ относится к текущему ремонту и не может быть возложен на администрацию г. ФИО5.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора ФИО16 в защиту интересов Бабич ФИО17 к администрации г. ФИО5 о возложении обязанности по производству капитального ремонта дома – удовлетворить в части.

Обязать администрацию г. ФИО5 произвести капитальный ремонт фасада, системы холодного водоснабжения, системы отопления, системы электроснабжения <адрес>

В удовлетворении исковых требований в защиту интересов Бабич З.А. к администрации г.ФИО18 о производстве капитального ремонта помещений мест общего пользования (лестничных клеток и внутренних коридоров), горячего водоснабжения и оборудования централизованной системы канализации дома <адрес> прокурору ФИО19 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней с момента составления мотивированного.

Судья Ленинского районногосуда г. Владивостока О.А. Зайцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200