о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка



Решение в мотивированном

виде изготовлено 25.03.2011 г

Дело № 2-1750/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.03.2011 г. г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Литвиновой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бородкина ФИО6 о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Бородкин В.Ф. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, в обоснование заявленных требований указав, что он обратился в ФИО7 с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность для последующего строительства нового дома. ДД.ММ.ГГГГ ему возвращен предоставленный комплект документов с топографической съемкой земельного участка по <адрес> для последующего обращения за утверждением и выдачей схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе ФИО7 с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка по <адрес> с приложением комплекта документов. ДД.ММ.ГГГГ предоставленные документы ему были возвращены и указано, что утвердить схему расположения земельного участка не представляется возможным поскольку отсутствует схема расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте и вернул. Им была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и в составе комплекта других документов ДД.ММ.ГГГГ, с очередным заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка направлена на имя главы ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ ему был возвращен комплект документов и указано на необходимость обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в ФИО10 и необходимости обязательного участия на закрытом аукционе на этот земельный участок. Указанные действия считает незаконными, нарушающими его права и законные интересы на получение схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также создании препятствий в реализации права на испрашиваемый земельный участок. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на п.7 ст. 36 ЗКРФ, а также на ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указав, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства по договору купли-продажи торги не проводятся. Просит признать не утверждение и невыдачу ему в месячный срок со дня поступления заявления схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории незаконным, обязать ФИО7 устранить допущенное нарушение его прав и законным интересов и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в заявлении, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что ? доля жилого дома, расположенного на спорном земельном участке принадлежит ему на праве собственности, однако документы им до настоящего времени не оформлены, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар и жилой дом сгорел. Вторая доля жилого дома принадлежала ФИО3 который умер в ДД.ММ.ГГГГ. спорный земельный участок был предоставлен в ДД.ММ.ГГГГ под строительство жилого дома. Также указал, что им обжалуется ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения в которых указал, что заявителю необходимо обратиться в ФИО10 с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, а в свою очередь ФИО10 будет обращаться в орган местного самоуправления за формированием испрашиваемого земельного участка, после чего сформированный земельный участок будет продан на аукционе. Кроме того, заявителем нарушен порядок обращения за предоставлением земельного участка, поскольку ст. 36 ЗК РФ не предусматривает предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные Бородкиным В.Ф. требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Бородкин В.Ф. обратился к главе ФИО7 с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте территории которая ему необходима для изготовления и получения (выдачи) кадастрового паспорта указанного земельного участка в соответствии со с п. 7 ст. 36 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ письмом ФИО7 заявителю был возвращен представленный комплект документов, поскольку в нем отсутствовала схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте и предложено представить данную схему в установленной форме.

ДД.ММ.ГГГГ Бородкин В.Ф. вновь направил главе ФИО7 заявление об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, приложив схему расположения земельного участка на кадастром плане территории по адресу: <адрес> Бородкину В.Ф. для оформления в собственность в целях индивидуального жилищного строительства.

Письмом ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ Бородкину В.Ф. представленный комплект документов возвращен без утверждения схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> и указано, что при анализе представленных документов было установлено, что по данным представленной топографической съемки на испрашиваемом земельном участке расположен объект, обозначенный на топографической съемке как «разр», правоустанавливающие документы на данный объект не предоставлены. Также разъяснено, что с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо обращаться в ФИО10. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

С указанным ответом заявитель не согласился, полагая действия ФИО7 незаконными, нарушающими его права и законные интересы на получение схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, создающими препятствия в реализации права на испрашиваемый земельный участок.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьи 7 Закона ПК «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» указывает, что органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают следующими полномочиями: осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и (или) ведении Приморского края; проводят конкурсы и аукционы по продаже земельных участков, относящихся к государственной собственности Приморского края, или права их аренды; распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

В Приморском крае таким органом является ФИО10

Вместе с тем, Бородкин В.Ф. обращался в ФИО7.

Кроме того, в заявлениях направленных Бородкиным В.Ф. в ФИО7 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> не указана цель использования земельного участка.

Тогда как порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства регулируется ст.ст. 30,30.1,30.2,31 ЗК РФ, а порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, регулируются ст. 34 ЗК РФ.

Порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства описан в ответе ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и соответствует действующему законодательству.

В обоснование заявленных требований Бородкин В.Ф. ссылается на ст. 36 п.7 ЗК РФ, согласно которому в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Вместе с тем, ст. 36 ЗК РФ регламентирует приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Согласно ч.1 ст. 36 ЗКРФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании на испрашиваемом земельном участке находился жилой дом.

? доля домовладения по адресу: <адрес> принадлежала матери заявителя – ФИО4на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию (л.д.6), которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Как следует из пояснений заявителя, Справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом на 2-х хозяев по <адрес> сгорел.

Права Бородкина В.Ф. на указанный жилой дом не оформлены в установленном законом порядке, правоустанавливающие документы отсутствуют.

В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> после пожара не восстановлен.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ЗКРФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, вправе продлить этот срок.

С учетом данной нормы, а также по смыслу п.1 ст. 36 ЗК РФ приватизация земельного участка может быть произведена только после восстановления здания, строения, сооружения. При непринятии мер к восстановлению объекта недвижимости в указанный срок бывший собственник здания, строения, сооружения утрачивает право приватизации земельного участка по п.1 ст. 36 ЗКРФ, поскольку по правилам п.1 ст. 235 ГКРФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях предусмотренных законом.

Согласно ст. 258 ч. 4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, права заявителя ответом ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не нарушены, в связи с чем, требования заявителя о признании незаконным отказа ФИО7 в утверждении выдаче в месячный срок со дня поступления заявления схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> а на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выраженный в ответе ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Поскольку принятие решений по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории или отказе в совершении указанных действий находится в компетенции органа местного самоуправления в силу закона, требования заявителя о об обязании ФИО7 утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Бородкина ФИО6 о признании незаконным отказа в утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Шевчук Г.Ю.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200