о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка



Дело №2-3800/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23.06.2011 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Филипенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Варлакова ФИО7 к ФИО8 о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Варлаков М. М. обратился в суд с заявлением к ФИО8 о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО8 с заявлением о предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет для завершения строительства объекта незавершенного строительства <данные изъяты> земельного участка <адрес> Ответчик, отказывая письмом р от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, сослался на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок, в соответствии с письмом <данные изъяты>, находится на территории лесного фонда <адрес>. ФИО8 не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, следовательно, не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов. Полагает, что данное решение ФИО8 является незаконным и нарушает его права и законные интересы. Так, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО13 с заявлением об утверждении схемы размещения земельтных участков под объектом незавершенного строительства <данные изъяты>, принадлежащим ему на праве собственности. Распоряжением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ ему утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> для завершения строительства объекта незавершенного строительства и его дальнейшей эксплуатации, в том числе площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ им были получены кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м и кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО8 с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка в фактически занимаемых границах, площадью <данные изъяты> кв.м. Исходя из того, что его право собственности на объект недвижимости – незавершенный строительством жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты, принадлежащие третьим лицам, размер испрашиваемого земельного участка определен как необходимый для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации находящегося на этом участке объекта, принадлежащего ему на праве собственности, полагает, что у него имелось право требовать предоставления в аренду земельного участка в порядке ст. 36 ЗКРФ. Кроме того, ссылка на отсутствие полномочий ФИО8 не соответствует закону. Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта – ФИО17, границы которого утверждены генеральным планом, вывод о расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда, не соответствует закону, так как он относится к землям населенных пунктов. Сведения о том, что земельный участок в районе <адрес> входит в границы <данные изъяты> лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности. Он обоснованно обратился с соответствующим заявлением в ФИО8 о предоставлении земельного участка на праве аренды. Данное заявление соответствует ч.5 ст. 36 ЗКРФ. Просит признать незаконным решение – отказ в предоставлении земельного участка ФИО8, оформленный письмом р от ДД.ММ.ГГГГ как несоответствующее закону и нарушающее его права, обязать ФИО8 устранить допущенные нарушения предоставив Варлакову М.М. в аренду сроком на <данные изъяты> лет для завершения строительства объекта незавершенного строительства <данные изъяты> и дальнейшей эксплуатации земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, заключить договор аренды в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, судебной повесткой от 10.06.2011 г.

Причины неявки суду не известны. Ходатайств об отложении дела в связи с уважительной причиной неявки в суд не поступало.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 52 от 27.12.2007года несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту гарантированное ст. 46 Конституции РФ.

На основании вышеизложенного суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФИО8.

От ФИО8 поступил письменный отзыв, из которого следует, что оспариваемый отказ полностью соответствует закону. Указанные земельные участки отнесены к лесфонду распоряжением Совета Министров СССР от 21.06.1956 г. №3682р. Правительством РФ данные земельные участки в земли других категорий не переводились. Согласно Положению об управлении лесным хозяйством Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 г. №66-па, уполномоченным органом на распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенными на территории Приморского края, на осуществление государственного лесного контроля и надзора в пределах полномочий в соответствии с действующим законодательством является управление лесным хозяйством Приморского края. Довод заявителя, что кадастровый паспорт подтверждает отнесение участка к землям населенных пунктов необоснован. Участки лесного фонда на кадастровый учет не поставлены, до ДД.ММ.ГГГГ продлена возможность постановки на учет таких участков. До настоящего времени Генеральный план <данные изъяты> не утвержден Правительством РФ. Федеральными участками, даже землями населенных пунктов, распоряжается ФИО25, а не ФИО8. Кроме того, заявителями нарушен срок на обжалование отказа ФИО8. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Варлаков М. М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ФИО13 с заявлением об утверждении схемы размещения земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес> под объектом незавершенного строительства <данные изъяты>, принадлежащим ему на праве собственности, согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии .

Распоряжением ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ Варлакову М. М. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> для завершения строительства объекта незавершенного строительства <данные изъяты> и его дальнейшей эксплуатации, в том числе площадью <данные изъяты> кв.м, площадью <данные изъяты> кв.м и площадью <данные изъяты> кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Варлаковым М. М. были получены кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв. м и кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Варлаков М. М. обратился в ФИО8 с заявлением о предоставлении ему в аренду вышеуказанного земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> лет, расположенного по адресу: <адрес> для завершения строительства объекта незавершенного строительства <данные изъяты>

Согласно письму ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка Варлакову М. М. было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок, в соответствии с письмом <данные изъяты> (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) находится на территории лесного фонда <данные изъяты>. <данные изъяты> ФИО8 не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, следовательно, не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории защитных лесов.

С указанным отказом не согласился заявитель, в связи с чем, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 35 ЗКРФ Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.

Таким образом, суд полагает обоснованным довод заявителя о том, что поскольку его право собственности на объект недвижимости – незавершенный строительством жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты, принадлежащие третьим лицам, размер испрашиваемого земельного участка определен как необходимый для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации находящегося на этом участке объекта, принадлежащего ему на праве собственности, у Варлакова М. М. имелось право требовать предоставления в аренду земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Кроме того, согласно ч.1 ст. 7 ЗКРФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Аналогичный порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов предусмотрен ст. 8 ФЗ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Исходя из положений п. 2 ст. 83, п. 1 ст. 84 ЗКРФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.

Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта – <данные изъяты>, границы которого утверждены генеральным планом <данные изъяты>, вывод о расположении спорного земельного участка на землях лесного фонда, не соответствует закону, так как он относится к землям населенных пунктов.

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении спорного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с ч.1 ст. 67 и ч.3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Таким образом, сведения о том, что спорный земельный участок входит в границы <данные изъяты> лесничества <данные изъяты> не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

Городские леса в соответствии со ст.ст. 6,23,102 Лесного кодекса РФ, ч.11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, п.9 ст. 85 ЗКРФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма.

На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность, как это предусмотрено ст. 3.1 ФЗ №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (ст. 85 ЗКРФ).

Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 г. №462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ определили правовой режим на территории Владивостокского городского округа.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанных Правил, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки вводят на территории Владивостокского городского округа в систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Таким образом, на территории Владивостокского городского округа уже проведено зонирование территории и установлены виды разрешенного использования земельных участков каждой из таких зон.

Данными Правилами на территории Владивостокского городского округа установлены рекреационные зоны, в том числе, зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначение на карте Р-1).

Согласно ст. 44 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в зоне городских лесов и городских лесопарков не предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как индивидуальные жилые дома.

Вместе с тем, доказательства отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков отсутствуют.

По смыслу ст. 10 ФЗ №221-ФЗ от 24.06.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничениях использования земельного участка как объекта недвижимости должны содержаться в соответствующем кадастровом паспорте.

Между тем, таких ограничений в использовании спорного земельного участка, включая ограничения застройки индивидуальными жилыми домами и сведений о лесах, о наложении участков или о существующих ранее принятых решениях органов местного самоуправления, выданных документах, обременениях правами третьих лиц в выданных кадастровых паспортах отсутствуют.

Таких ограничений не содержится также в приложениях к Распоряжению ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч.10 ст. 3 ФЗ №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Как следует из п. 21 (1) ст. 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», органы исполнительной власти Приморского края обладают полномочиями в области регулирования земельных отношений, в том числе распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

ФИО8 является органом исполнительной власти <данные изъяты>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> (<данные изъяты>

Таким образом, суд полагает, что ссылка ФИО8 на отсутствие полномочий на распоряжение спорным земельным участком несостоятельная.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение ФИО8 р от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

Согласно п.6 ст. 36 ЗКРФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Вместе с тем, поскольку принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду находится в компетенции исполнительный орган государственной власти в силу закона, требования заявителя об обязании ФИО8 предоставить Варлакову М.М. в аренду сроком на <данные изъяты> лет для завершения строительства объекта незавершенного строительства <данные изъяты> и дальнейшей эксплуатации земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, заключить договор аренды в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежат.

Доводы ФИО8 о пропуске заявителем срока на обжалование отказа суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Обжалуемый отказ согласно исходящих ФИО8 направлен заявителю только 01.03.2011 года, а заявление подано в Ленинский районный суд г. Владивостока 24.05.2011 г., то есть в пределах установленного законом срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, реализация" target="blank" data-id="13118">ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Варлакова ФИО7 к ФИО8 о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ФИО8 в предоставлении земельного участка, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Г.Ю. Шевчук

-32300: transport error - HTTP status code was not 200