о признании незаконным решения



Дело №2-3805/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21.06.2011 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Филипенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Касьяновой ФИО6 о признании незаконным решения ФИО7,

У С Т А Н О В И Л:

Касьянова М. В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения ФИО7, указав, что на основании обращения ФИО9 её заявление было направлено в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к заявлению в ФИО10 были представлены все документы, необходимые для утверждения и выдачи схемы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ д ФИО7 отказала ему в утверждении и выдаче схемы, документы были возвращены в ФИО9. Причиной отказа послужил довод о том, что в соответствии с протоколом совещания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 не допускается утверждение схем до утверждения схем зонирования территорий для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с ФЗ от 15.01.1998 г. №66-ФЗ. С указанным решением она не согласна, считает его незаконным и нарушающим её права на предоставление земельного участка в порядке ст. 34 ЗКРФ. Границы территориальных зон Владивостокского городского округа установлены на карте градостроительного зонирования, утвержденной Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 г. №462 (Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа). Настоящими Правилами определена зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), одним из видов разрешенного использования которой является ведение дачного хозяйства. Испрашиваемый ею земельный участок расположен в зоне Ж-1. Поскольку на сегодняшний день имеется зона, где разрешено ведение дачного хозяйства, и в соответствии с требованиями закона допускается ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке, отказ органа местного самоуправления в утверждении и выдаче схемы со ссылкой на необходимость утверждения схемы зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, нельзя признать законным. в силу прямого указания закона (п.4 ст. 34 ЗКРФ) на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и выдаче схемы на основании обращения ФИО9, который и принимает решение о предоставлении земельного участка. Отказ органа местного самоуправления в утверждении и выдаче схемы лишает её права на дальнейшее формирование земельного участка, постановку его на кадастровый учет и последующее предоставление. Просит признать незаконным решение оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 об отказе в утверждении и выдаче ей схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, обязать ФИО10 утвердить и выдать ей схему расположения земельного участка на кадастровом плане иди кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ФИО7 и ФИО10 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв, в котором указала, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не связанных со строительством, явилось то, что в соответствии с протоколом совещания <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 не допускается утверждение схем расположения земельных участков на кадастровых планах до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями ФЗ от 15.01.1998 г. №66-ФЗ. Постановлением ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории г. Владивостока. Таким образом, внесение изменений в Правила землепользования и застройки на территории г. Владивостока и определения соответствующих зон согласно ФЗ от 15.01.1998 г. №66-ФЗ, а также до поступления соответствующих указаний от уполномоченного органа по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа ФИО10 не наделено полномочиями по утверждению схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, выполнение управлением функции, предусмотренной п.4 ст. 34 ЗКРФ не должно сводиться только к технической работе. Не подменяя собой орган государственной власти субъекта РФ, которому переданы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления вправе изложить свою позицию по вопросу о том, возможно ли в принципе формирование земельного участка в конкретных запрошенных границах и для определенной цели, а также отказать в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, если предоставление земельного участка будет невозможным. Оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, так как какие-либо права и законные интересы в отношении испрашиваемого земельного участка у него не возникли, заявитель не лишен возможности испрашивать к предоставлению иной земельный участок, для целей не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства). Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

Статьей 28 ч.2, ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

П.1 ст.11 Закона ПК «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» указывает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.

В Приморском крае таким органом является ФИО9.

При этом, согласно ст.34 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании было установлено, что Касьянова М. В. обратилась в ФИО9 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение в ФИО7 о рассмотрении возможности утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего государственного кадастрового учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ Касьяновой М. В. в дополнение к заявлению в ФИО10 были представлены все документы, необходимые для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был дан ответ Касьяновой М. В. , в соответствии с которым в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного в районе <адрес> отказано со ссылкой на протокол совещания <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что ссылка ФИО7 на протокол совещания <данные изъяты> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ необоснованна, поскольку протокол совещания не является нормативным правовым актом, содержащим нормы права, регулирующие земельные отношения.

Так, в соответствии со ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательстве» состоит из Земельного кодекса, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации в пределах их полномочий, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Таким образом, протокол совещания - это всего лишь рабочий документ, который содержит последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях, в связи с чем, по определению не является нормативно-правовым актом, не содержит норм права и, следовательно, не может регулировать земельные отношения.

Кроме того, из содержания оспариваемого ответа следует, что не допускается утверждение схем расположения земельных участков до утверждения схемы зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями Федеральным Законом № 66-ФЗ от 15.01.1998.

Между тем, Федеральный Закон № 66-ФЗ от 15.01.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений.

Судом установлено, что Касьянова М. В. обратилась в ФИО9 с заявлением о предоставлении земельного участка как физическое лицо, а не от имени или как член дачного некоммерческого объединения.

Помимо этого, на территории города Владивостока приняты Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы города Владивостока № 462 от 07.04.2010 г.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанных Правил, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы города Владивостока от 15.09.2008 № 119, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки вводят на территории Владивостокского городского округа в систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах Владивостокского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Таким образом, на территории Владивостокского городского округа уже проведено зонирование территории и установлены виды разрешенного использования земельных участков каждой из таких зон.

Судом установлено, что земельный участок, испрашиваемый Касьяновой М. В. для ведения дачного хозяйства в районе <адрес>, расположен в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).

Согласно ст. 23 Правил землепользования и застройки, зона застройки, индивидуальными жилыми домами определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.

К зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.

В соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи, установлены основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно: индивидуальные жилые дома; жилые дома блокированной застройки; садоводство; ведение дачного хозяйства.

Следовательно, действующий градостроительный регламент предусматривает ведение дачного хозяйства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, к которой, в свою очередь, относится испрашиваемый Касьяновой М. В. земельный участок.

Учитывая все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что возможность ведения дачного хозяйства на испрашиваемом Касьяновой М. В. участке напрямую закреплена в российском законодательстве.

Кроме того, органом местного самоуправления (органом администрации города Владивостока), осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры в г.Владивостоке, является ФИО10.

В соответствии с п. 4.18. решения Думы города Владивостока № 259 от 03.04.2009 года «Об учреждении Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и утверждении положения об Управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока» ФИО10 наделено полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории

Между тем, обращение ФИО9 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были возвращены ФИО7 без направления их в ФИО10 - орган, наделенный соответствующими полномочиями в данной сфере.

ФИО9 направляет в ФИО7 только обращение, которое в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, подлежит рассмотрению в течение месяца. Именно такой срок установлен законодателем, для предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на утверждение.

При указанных обстоятельствах, действия ФИО7, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка противоречат закону и нарушают права Касьяновой М. В. на оформление земельного участка.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что решение ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного в р-не <адрес> для ведения дачного хозяйства является незаконным.

Вместе с тем, поскольку принятие решений по утверждению и выдаче или отказе в совершении указанных действий находится в компетенции органа местного самоуправления в силу закона, требования заявителя ФИО10 утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Касьяновой ФИО6 о признании незаконным решения ФИО7 – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении и выдаче Касьяновой ФИО6 схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>.

Обязать ФИО7 и ФИО10 рассмотреть обращение ФИО9 об утверждении и выдаче Касьяновой ФИО6 схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством (для ведения дачного хозяйства).

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Г.Ю. Шевчук

-32300: transport error - HTTP status code was not 200