Дело № 2–4216/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08.07.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Зайцевой О.А. при секретаре Кудяковой А.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркиной ФИО7 к ФБУ «ФИО8» о взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2009, 2010 гг. и доплаты материальной помощи за 2010 г. УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что она работает в должности главного инженера в войсковой части ФИО9, которая находится на финансовом обеспечении в ФБУ «Управление ФИО10». Должность главного инженера в штате № поименована «гражданский персонал». Начисление заработной платы производится по приказу Министра обороны от 2 марта 2001 года № 90, которым предусмотрены, кроме указанных конкретных выплат, и «иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами». Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 «в» постановления). Решением Верховного Суда РФ от 16.03.2005 года № ВКПИ 04-1116 установлено, что гражданский персонал органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил РФ относится к гражданскому персоналу отдельных органов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (ЕДВ) согласно постановлению Правительства от 5.10.2007 года № 645 положена истцу. Также при выплате материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания в год за период 2010 г., предусмотренный пп. в, п. 2 приказа Министра обороны РФ от 02.03.2011 года № 90, ответчиком не были начислены районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока, предусмотренные Постановлением ВС РФ от 19.02.1993 года № 4521-1. Приказ Министра обороны РФ от 02.03.2001 года № 90 издан во исполнение Постановления правительства РФ от 30.12.2000 года № 1027. Просит взыскать с ФБУ «ФИО11» в ее пользу единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2009, 2010 гг. в размере <данные изъяты> руб. с учетом вычета подоходного налога, а также доплату материальной помощи за 2010 г. исходя из размера должностного оклада на момент рассмотрения спора с учетом районного коэффициента и процентной надбавки в сумме <данные изъяты> руб., с учетом вычета подоходного налога. Истица в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представитель ФБУ «ФИО12» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, заявлений или ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрении в его отсутствие в суд не поступало. В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика. На основании изложенного суд признает причину неявки ответчика неуважительной, направленной на умышленное затягивание производства по делу. В соответствии с п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Суд, выслушав истицу, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. Материалами дела установлено, что истица работает в должности главного инженера войсковой части ФИО14, которая находится на финансовом обеспечении ФБУ «ФИО13». Как установлено в судебном заседании, истица являлась служащим гражданского персонала в/ч №. Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. Согласно положения ст. 144 ТК РФ для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении договорных обязательств, повышения эффективности производства и качества работы работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Порядок и условия стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из Федерального бюджета, устанавливаются правительством Российской Федерации. 7 декабря 1994 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации внутренних войск и органов внутренних дел». Пунктом первым указанного постановления Правительство Российской Федерации предоставило Министру обороны Российской Федерации право устанавливать гражданскому персоналу Вооруженных Сил с 1 января 1995 г. единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных окладов. Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено, что указанное вознаграждение выплачивается гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 2 «в» постановления). Из этого следует, что выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (ЕДВ) согласно постановлению Правительства от 5.10.2007 года № 645 положена и гражданскому персоналу в/ч 31204, т.е. истице. Приказом ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ, вне зависимости от их подчиненности, переведены на финансовое обеспечение через территориальные финансовые органы. Согласно расчетно-платежным ведомостям на выплату ЕДВ по итогам работы за 2009, 2010 гг. (приказ МО РФ 2009 г. №) гражданскому персоналу в/ч №, ЕДВ, подлежащее выплате истице, за 2009 г. составляет <данные изъяты> руб., за 2010 г. составляет <данные изъяты> рублей (л.д.10,11). Исходя из вышеизложенного, поскольку в/ч № находится на финансовом довольствии в Федеральном бюджетном учреждении Управление финансового обеспечения Министерства обороны ФИО16, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является ФБУ «ФИО17», с которого в пользу истца подлежит взысканию ЕДВ в размере <данные изъяты> руб. В то же время не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика доплаты материальной помощи за 2010 год в силу следующего. Пунктом 4 (а) Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направленных для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год). Пунктом 4(б) данного Постановления установлено, что фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока. Согласно ст. ст. 10,11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. В то же время, в соответствии с п. 19 Инструкции «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.1990 года № 2 (в редакции приказа от 11 июля 1991 года № 77) и п.7 Инструкции «О порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока … социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. № 255», утвержденной приказом Минтруда РСФСР № 3 от 22.11.1990 г. в состав заработка, на который начисляются надбавки, материальная помощь не включается. Материальная помощь не является оплатой труда, ее выплата не носит компенсационного или стимулирующего характера, а представляет собой материальную поддержку работника со стороны работодателя. В состав заработной платы материальная помощь не входит. Учитывая изложенное, у суда отсутствуют законные основания для взыскания в пользу истца доплаты материальной помощи за 2010 г.г. районного коэффициента и процентной надбавки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Маркиной ФИО18 к ФБУ «ФИО19» о взыскании единовременного денежного вознаграждения за 2009, 2010 гг. и доплаты материальной помощи за 2010 г.– удовлетворить в части. Взыскать с ФБУ «ФИО20» в пользу Маркиной ФИО21 единовременное денежное вознаграждение за 2009, 2010 гг. в размере <данные изъяты>, с учетом вычета подоходного налога. В удовлетворении исковых требований в части взыскания доплаты материальной помощи за 2010 г. Маркиной <данные изъяты> – отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока О.А. Зайцева