Дело № 2-3590/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011 года. г.Владивосток. Ленинский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего Ундольской Ю.В., при секретаре Халецкой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО5 о признании деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательств, незаконной, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований, указав, что военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка по обращению Фонда «коллегиальная программа по сохранению биологического разнообразия «Феникс», исполнения должностными лицами ОАО ФИО6» законодательства, направленного на сохранность экологии и окружающей среды. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства в деятельности ОАО «ФИО7». Указанная организация осуществляет свою деятельность по производству электрической и тепловой энергии. В частности, в соответствии с Приказом Командующего ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в целях «проведения экспериментов по реформированию жилищных организаций МО РФ на базе ФГУП» котельная войсковой части 15115, расположенная в <адрес> на 33 причале, передана для эксплуатации ФГУП «ГУЛ «ФИО8» МО РФ, в настоящее время ОАО «ФИО10». ОАО «ФИО9» осуществляет свою деятельность (эксплуатация вышеуказанной котельной) без осуществления производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов, а так же в отсутствие результатов замеров на соответствие фактическим параметрам работы циклона проектным и осуществляет выбросы с превышением нормативов предельно допустимых выбросов, что является нарушением норм действующего законодательства. Так, в результате эксплуатации производственных мощностей (котельной, склада угля, склада шлака и др.) образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, фториды газообразные, бензапирен, керосин, пыль неорганическая 70-20% Si02, пыль неорганическая до 20% Si02), которые допускаются на основании Проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух ФГУП «ГУП «13 ЭС ВМФ» МО РФ - котельная на 33 причале <адрес> и Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ФГУП «ГУП «ФИО11» МО РФ - котельная на 33 причале <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением Ростехнадзора по <адрес>. На момент проверки договор с аккредитованной лабораторией и протоколы замеров загрязняющих веществ на источниках за 2009, 2010 года отсутствуют, что позволяет утверждать, что производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов ОАО «13 Электрическая сеть» - котельная на 33 причале <адрес> в 2009, 2010 годах не осуществлялся. На момент проверки ОАО «13 Электрическая сеть» - котельная на 33 причале <адрес> не представило результаты замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным (подтверждение КПД циклона) за 2009, 2010 года, в связи с их отсутствием. По результатам химического анализа (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) отобранных специалистом филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» проб промышленных выбросов от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (труба котельной), установлено превышение нормативов предельно допустимых выбросов от кот-лоагрегата: по пыли взвешенной (саже) - в 2,16 раза; по оксиду азота - в 1,19 раза; диоксиду азота - в 1,19 раза; оксиду углерода - в 2,6 раза; бензапирену - в 3,3 раза. Таким образом, в процессе осуществления деятельности ОАО «13 Электрическая сеть» - котельная на 33 причале <адрес> источник выброса вредных веществ в атмосферу осуществляет указанные выбросы с превышением нормативов ПДВ, указанных в Разрешении на выброс от ДД.ММ.ГГГГ №, что говорит о нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу. Просит признать деятельность ОАО «ФИО12» при эксплуатации котельной на 33 причале <адрес> с нарушением норм действующего природоохранного законодательства незаконной, обязать ОАО «13 Электрическая сеть» устранить нарушение природоохранного законодательства путем заключения договора с аккредитованной лабораторией и получения протоколов замеров загрязняющих веществ на источниках, получения результатов замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным и приведения количества выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с нормативами ПДВ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Представитель истца – помощник Военного прокурора ФИО2 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях в полном объеме. Просил признать деятельность ОАО «ФИО13» при эксплуатации котельной на 33 причале <адрес> с нарушением норм действующего природоохранного законодательства незаконной, обязать ОАО «ФИО14» устранить нарушение природоохранного законодательства путем заключения договора с аккредитованной лабораторией и получения протоколов замеров загрязняющих веществ на источниках, получения результатов замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным и приведения количества выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с нормативами ПДВ в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования признала частично и в судебном заседании пояснила, что требование прокурора ими было получено еще в апреле 2011 года, с требованием прокурора они согласились, в связи с чем, ими предпринимаются все действия для устранения выявленных недостатков в добровольном порядке. В настоящее время котельная не работает, выбросов не происходит, заключен договор, срок исполнения договора ноябрь 2011 года. В настоящее время нарушения все полностью не устранены. Просит суд учесть при вынесении решения сроки исполнения договора. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 150 ГК Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Материалами дела установлено, что Военной прокуратурой Владивостокского гарнизона проведена проверка по обращению Фонда «коллегиальная программа по сохранению биологического разнообразия «Феникс», исполнения должностными лицами ОАО ФИО15» законодательства, направленного на сохранность экологии и окружающей среды. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения действующего природоохранного законодательства в деятельности ОАО ФИО18». Указанная организация осуществляет свою деятельность по производству электрической и тепловой энергии. В частности, в соответствии с Приказом Командующего ТОФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в целях «проведения экспериментов по реформированию жилищных организаций МО РФ на базе ФГУП» котельная войсковой части 15115, расположенная в <адрес> на 33 причале, передана для эксплуатации ФГУП «ГУЛ «ФИО16 МО РФ, в настоящее время ОАО «ФИО17 ОАО «13 Электрическая сеть» осуществляет свою деятельность (эксплуатация вышеуказанной котельной) без осуществления производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов, а так же в отсутствие результатов замеров на соответствие фактическим параметрам работы циклона проектным и осуществляет выбросы с превышением нормативов предельно допустимых выбросов, что является нарушением норм действующего законодательства. Так, в результате эксплуатации производственных мощностей (котельной, склада угля, склада шлака и др.) образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (железа оксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид, фториды газообразные, бензапирен, керосин, пыль неорганическая 70-20% Si02, пыль неорганическая до 20% Si02), которые допускаются на основании Проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух ФГУП «ГУП ФИО19» МО РФ - котельная на 33 причале <адрес> и Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух ФГУП «ГУП «13 электрическая сеть ВМФ» МО РФ - котельная на 33 причале <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного Управлением Ростехнадзора по <адрес>. Данные факты подтверждаются материалами дела: постановлением № о назначении административного наказания (л.д. 6-8), протоколом № об административном правонарушении (л.д. 9-9), постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 11-12). Согласно абзацу 7 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с п. 1 ст. 25 вышеуказанного Закона юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух осуществляют производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Согласно разделу «Контроль за соблюдением нормативов ПДВ» (стр. 38) Проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу ФГУП «ГУП «ФИО20 МО РФ - котельная на 33 причале <адрес>, перечень загрязняющих веществ и периодичность отбора проб загрязняющих веществ устанавливается в соответствии с планом - графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов. Согласно плану - графику контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов отбор проб на источниках выбросов загрязняющих веществ должен производиться методом натурных измерений аттестованной лабораторией по оксиду азота, саже, оксиду углерода, бензапирену, пыль неорганическая 70-20% Si02, пыль неорганическая до 20% Si02 раз в год; по диоксиду азота, диоксиду серы два раза в год. На момент проверки договор с аккредитованной лабораторией и протоколы замеров загрязняющих веществ на источниках за 2009, 2010 года отсутствуют, что позволяет утверждать, что производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов ОАО «13 Электрическая сеть» - котельная на 33 причале <адрес> в 2009, 2010 годах не осуществлялся, что в свою очередь является нарушением абзаца 7 п.1 ст. 30, п. 1 ст. 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 67 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно абзацу 8 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласно пункту 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок ДД.ММ.ГГГГ) установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным (подтверждение КПД) не реже одного раза в год. Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки. На момент проверки ОАО «ФИО21 - котельная на 33 причале <адрес> не представило результаты замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным (подтверждение КПД циклона) за 2009, 2010 года, в связи с их отсутствием, что является нарушением абзаца 8 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок ДД.ММ.ГГГГ). По результатам химического анализа (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) отобранных специалистом филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ДВФО» проб промышленных выбросов от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (труба котельной), установлено превышение нормативов предельно допустимых выбросов от кот-лоагрегата: по пыли взвешенной (саже) - в 2,16 раза; по оксиду азота - в 1,19 раза; диоксиду азота - в 1,19 раза; оксиду углерода - в 2,6 раза; бензапирену - в 3,3 раза. (л.д. 28) Таким образом, суд приходит к выводу, что в процессе осуществления деятельности ОАО «13 Электрическая сеть» - котельная на 33 причале <адрес> источник выброса вредных веществ в атмосферу осуществляет указанные выбросы с превышением нормативов ПДВ, указанных в Разрешении на выброс от ДД.ММ.ГГГГ №, что говорит о нарушении условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу. Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определены исчерпывающие принципы охраны окружающей среды. Учитывая изложенное, у ОАО «ФИО22» при осуществлении деятельности по эксплуатации вышеуказанной котельной обязательно должны быть результаты замеров на соответствие фактическим параметрам работы циклона проектным, должен осуществляться производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках выбросов, кроме того сами выбросы должны осуществляться без превышения нормативов предельно допустимых выбросов. Однако вышеуказанные обстоятельства организацией не осуществляются, о чем свидетельствуют вынесенное в отношении указанной организации постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному постановлению юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. При указанных обстоятельствах, требование прокурора о признании деятельности ОАО «ФИО23» при эксплуатации котельной на 33 причале <адрес> с нарушением норм действующего природоохранного законодательства незаконной подлежат удовлетворению. Также суд полагает обоснованными требование прокурора об обязании ОАО «ФИО24» устранить нарушение природоохранного законодательства путем заключения договора с аккредитованной лабораторией и получения протоколов замеров загрязняющих веществ на источниках, получения результатов замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным и приведения количества выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с нормативами ПДВ. Однако определяя сроки устранения данных нарушений суд приходит к следующему. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ОАО «ФИО25» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению комплекса мероприятий по техническому перевооружению ФИО28», расположенной по адресу: <адрес>, связанному с заменой морально устаревшего оборудования, переводом с твердого топлива на жидкое, приведением выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с экологическими нормами. (л.д. 39-42). Пунктом 4.4. указанного договора предусмотрен срок выполнения работ – 145 рабочих дней со дня получения «Исполнителем» предоплаты. Согласно счету № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ФИО27 оплатило ООО «ФИО26» сумму в размере № руб. С учетом конкретных обстоятельств дела, суд полагает возможным предоставить ОАО «13 Электрическая сеть» шесть месяцев, в течении которых она обязаны устранить нарушение природоохранного законодательства путем заключения договора с аккредитованной лабораторией и получения протоколов замеров загрязняющих веществ на источниках, получения результатов замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным и приведения количества выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с нормативами ПДВ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО29» о признании деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательств, незаконной удовлетворить. Признать деятельность ОАО «ФИО30» при эксплуатации котельной на 33 причале <адрес> с нарушением норм действующего природоохранного законодательства незаконной. Обязать ОАО «ФИО31» устранить нарушение природоохранного законодательства путем заключения договора с аккредитованной лабораторией и получения протоколов замеров загрязняющих веществ на источниках, получения результатов замеров на соответствие фактических параметров работы циклона проектным и приведения количества выбросов вредных веществ в атмосферу в соответствие с нормативами ПДВ в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.