Мотивированное решение Изготовлено 28.06.2011 г. № 2-497/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Ю.В. Ундольской, при секретаре Т.В. Халецкой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации <адрес>, третье лицо ООО «УК <адрес>», ООО «УК <адрес> №» о возложении обязанности по проведению ремонта, у с т а н о в и л: Истцы обратились в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что жильцы <адрес> по Народному проспекту в <адрес> пользуются услугами по энерго- тепло- и водообеспечению квартир, а также услугами по содержанию имущества общего пользования собственников. Собственники квартир ежемесячно по квитанциям оплачивают предоставление данных услуг, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жильцы дома так же добросовестно оплачивали средства на капитальный ремонт. То есть жильцы этого дома (собственники помещений в многоквартирном доме) полостью несли и несут бремя расходов на содержание общего имущества в соответствии с действующим законодательством РФ. Жилой <адрес> проспекту в <адрес> построен в 1973 г.. капитальный ремонт всего дома должен был быть проведен еще в 2004 г., а отдельные его конструкции должны были быть капитально отремонтированы не один раз. Однако, за все это время в доме ни разу не проводился качественный, полноценный ремонт, ни текущий, ни капитальный. Все работы, которые выполнялись в доме, производились за счет собственных средств жильцов собственными силами. Ремонтные работы, когда-либо проводившиеся в доме жилищно-эксплуатационной организацией, выполнялись на качественно низком уровне. По вопросу неудовлетворительного технического состояния дома жильцы неоднократно подавали заявления в администрацию <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ жильцами дома с ООО «Управляющая компания <адрес> №» был заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ их дом обслуживала ООО «Управляющая компания <адрес>», работавшая по агентскому договору, заключенному с администрацией <адрес>. В соответствий с указанным приложением к договору и иными многочисленными актами дом по адресу: г, Владивосток, <адрес>. находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения в нем срочного, немедленного капитального ремонта, соответствующего всем нормам и требованиям с использованием новых технологии. Кроме того, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Поскольку земельный участок, на котором расположен <адрес> по Народному проспекту с элементами озеленения и благоустройства (которые сейчас разрушены) не сформирован и не проведен его государственный кадастровый учет, он не входит в общее имущество собственников помещений многоквартирного дома. Администрация <адрес> уже в течение длительного периода времени не исполняет надлежащим образом, возложенные на нее законодательством обязанности по проведению капитального и текущего ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не ремонтируется асфальтобетонное покрытие придомовой территории и внутриквартальных дорог. Тем самым истцам и другим жильцам причиняются нравственные и физические страдания. Просят обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный и текущий ремонт <адрес> по Народному пр-ту в <адрес> надлежащего качества: произвести капитальный ремонт крыши, произвести ремонт и утепление подвального помещения, капитальный ремонт межпанельных стыков и трещин в панелях путем утепления стен всего фасада, отремонтировать и укрепить козырек тамбура, системы отопления, системы канализации, системы холодного и горячего водоснабжения, системы электроснабжения, произвести замену лифтов, заменить оконные и дверные блоки в местах общего пользования, лестничных клеток и коридоров, заменить абонентские почтовые шкафа, ствол мусоропровода, заменить загрузочные устройства, оборудовать дом пожарными извещателями, систему дымотушения, устроить новую отмостку, благоустроить придомовую территорию, капитальный ремонт асфальтового покрытия, капитальные ремонт лестниц с установкой перил от <адрес> дому 35 по <адрес> пр-т в <адрес>, а также взыскать моральный вред в размере 5000 руб. в пользу каждого. Истцами неоднократно уточнялись исковые требования. В настоящем судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности просила обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный <адрес> по Народному проспекту в <адрес> надлежащего качества: кровли - ремонт кровли с покрытием двумя слоями рулонного материала и ремонтом цементно-песочной стяжки; ремонт штукатурки стен вентиляционных шахт, восстановить козырьки над вентиляционными шахтами; восстановить лестницы выхода на кровлю, фасада - восстановление защитного слоя, герметизация швов, заделка трещин, утепление минераловатными матами и обшивкой стен металлическим сайдингом; восстановить защитный слой козырька, заменить гидроизоляцию, восстановить асфальтобетонную отмостку по периметру всего дома, асфальтобетонного покрытия придомовой территории (проездов, дороги вокруг дома, мест для стоянки транспортных средств) с устройством бордюрного камня, помещений мест общего пользования - произвести окрасочное покрытие конструкции стен и потолков с подготовкой поверхности; произвести замену деревянных окон на пластиковые окна; произвести ремонт дверных полотен (на переходных лоджиях, в коридорах, в мусорокамеру, подвальное помещение, на крышу); заменить покрытие пола из цементно-песчаных и керамических плиток; восстановить защитный слой бетона балконов, заменить гидроизоляцию; восстановить перила лестниц; ремонт ствола мусоропровода со вставкой отдельных участков и сменой загрузочных устройств; восстановить водоснабжение, канализацию, электрооборудование в камере мусоросборника; утеплить стены тамбура кладкой из шлакоблоков с заменой плит ДСП на новые с последующей окраской водоотталкивающими составами; убрать подшивку потолка из досок тамбура, плиту перекрытия над тамбуром оштукатурить и произвести отделочные работы, системы холодного и горячего водоснабжения, произвести полную замену трубопроводов, вентилей, задвижек; установить приборы учета потребления ресурсов и регуляции давления, узлов управления, системы отопления произвести полную замену трубопроводов, вентилей, задвижек, теплового узла; восстановить стояки и радиаторы отопления в местах общего пользования; установить приборы учета потребления ресурсов и регуляции давления, узлов управления, системы канализации, произвести полную замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов, системы электроснабжения (полная замена), заменить магистральные сети, проводку, ВРУ, этажные щитки, подъездное освещение, освещение в подвале, с установкой светильников с датчиками движения - полная замена системы, произвести замену лифтов (2 шт.): кабин, дверей, лифтового оборудования, систему дымоудаления, противопожарного водопровода, установить пожарные краны, оборудовать дом автономными пожарными извещателями, обязать Администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести капитальный ремонт асфальтового покрытии внутриквартальной дороги и тротуара от основной дороги до <адрес> устройством нового высокого бордюрного камня, возместить ФИО1, ФИО2 моральный вред в размере 5 000 руб. (л.д. т. 2, 194-203), дополнительно пояснила, что дому необходим капитальный ремонт, который обязана сделать Администрация <адрес>. Полагает, что представлены все доказательства необходимости проведения капитального ремонта <адрес> по Народному пр-ту в <адрес>. Просит требования удовлетворить в полном объеме. Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила суду письменный отзыв (л.д. 85-90). Однако, не оспаривает тот факт, что капитальный ремонт был необходим уже задолго до приватизации квартир собственниками. Доказательств проведения капитального ремонта в доме, представить не может. Считает, что истцами не представлено доказательств необходимости проведения капитального ремонта дома. Просила суд в удовлетворении иска отказать. Представитель ООО «УК <адрес>», ООО «УК <адрес> №» по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями истцов не согласился, считает, что УК <адрес> и УК <адрес> № не являются надлежащими ответчиками по делу. Полагает, что именно Администрация <адрес> не выполнила обязанность по проведению капитального ремонта спорного дома. Просит в удовлетворении исковых требований истцам к УК <адрес> и УК <адрес> № отказать. От истца ФИО2 поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. (т. 2, л.д. 192). Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению частично. В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 является нанимателем <адрес> по Народному пр-ту, <адрес> согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 13), Дом, в котором проживает истец, стоит на балансе <адрес>, является муниципальной собственностью (т. 1, л.д.205), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Как следует из заключения № по обследованию и определению технического состояния многоквартирного жилого дома от 2010 года по адресу: Народный пр-т, 33, составленного ООО «ПрофЭкспертиза», обнаруженные в ходе исследования дефекты свидетельствуют о значительном физическом износе конструктивных элементов и инженерных систем данного дома. В целом состояние всех инженерных систем – неудовлетворительное. Общее техническое состояние исследуемого жилого дома оценивается как неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта, а именно: кровля - ремонт кровли с покрытием двумя слоями рулонного материала, ремонт штукатурки стен вентиляционных шахт, восстановить козырьки над вентиляционными шахтами, восстановить лестницу выхода на кровлю; фасад- восстановление защитного слоя, герметизация швов, заделка трещин, утопление части стыков, восстановить защитный слой козырька, заменить гидроизоляцию; внешнее благоустройство - восстановить асфальтобетонную отмостку по периметру жилого дома, выполнить ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия придомовой территории проездов; помещения мест общего пользования: произвести окрасочное покрытие конструкции стен и потолков с подготовкой поверхности, произвести замену деревянных окон на пластиковые окна, произвести ремонт дверных полотен, заменить покрытие пола из цементно-песчаных и керамических плиток местами, восстановить защитный слой бетона балконов, замена гидроизоляции, восстановить перила лестниц, ремонт ствола мусоропровода со вставкой отдельных участков и сменой отдельных устройств, восстановить водоснабжение, канализацию, электрооборудование в камере мусоропровода, укрепить стены тамбура кладкой из шлакоблоков с заменой плит ДСП на новые с последующей окраской водоотталкивающими составами, убрать подшивку потолка из досок тамбура, плиту перекрытия над тамбуром оштукатурить и произвести отделочные работы, произвести полную замену почтовых ящиков, система водоснабжения - произвести полную замену трубопроводов, вентилей, задвижек, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления, система отопления - произвести полную замену трубопроводов, вентилей, задвижек, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления, восстановить радиаторы отопления, система канализации - произвести полную замену вертикальных и горизонтальных трубопроводов системы канализации, система электрооборудования – полная замена системы. (т. 2, л.д. 153-209). Согласно указанного заключения «Профэкспертиза», физический износ кровельного покрытия составляет 50%, конструкции стен жилого дома имеют физический износ 40%, конструкции козырька - 60%. Согласно Таблице 15 к ВСН 53-86(р) физический износ 31-40 % характеризуется промерзанием стен в 5% помещений и устраняется ремонтом и герметизацией стыков, утеплением стен. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать определенного уровня, для фасада -15% общего объема в жилом здании. В соответствии с Таблицей 37 физический износ козырьков 60% также предполагает не полную замену либо капитальный ремонт конструкции, а лишь усиление плит и консолей, замену гидроизоляции, асфальтобетонная отмостка и придомовая территория жилого дома имеет физический износ 70%, элементы отделки и конструкции, смонтированные в помещениях мест общего пользования жилого дома имеют физический износ 65%, система водоснабжения и канализации имеет износ 70%, система теплоснабжения и электроснабжения составляет физический износ 65%. Указанное техническое заключение выполнено специалистами ООО «ПрофЭкспертиза», имеющими необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, ООО «ПрофЭкспертиза» имеет лицензию на осуществление такой деятельности, что подтверждается приложенными к заключению копиями документов, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных ст.60 ГПК РФ. Оснований для сомнений в достоверности заключения специалиста суд не усматривает. Допрошенная в качестве свидетеля специалист ФИО6 суду пояснила, что она проводила экспертизу по определению технического состояния <адрес> по Народному пр-ту в <адрес>. Состояние кровли неудовлетворительное. Необходим ремонт вентиляционных шахт. Швы фасада полопались, необходима герметизация, заделка трещин панелей. В панелях трещины и выбоины, есть оголенные места. Подшивка козырька сгнила, необходимо её восстановление. Разрушение отмостки по периметру дома, асфальтового покрытия придомовой территории. Краска и шпатлевка в местах общего пользования отвалилась. Окна не открываются, стекла разбиты. Дверные полотна не прикрыты, есть щели, из-за этого нарушена теплоизоляция. На балконах оголилась арматура, нарушен защитный слой бетонного пола балконов. В некоторых местах на лестницах отсутствуют перила. В конце мусоросборника нет света и водоснабжения. Труба мусоропроводная забита, хотя проектом предусмотрено водоснабжение, канализация. В тамбуре гниют доски, защитный слой отваливается от сырости. Почтовые ящики в плохом состоянии. Требуется установка энергосберегающих приборов, приборов учета. Система электроснабжения требует полной замены. Подъездное освещение нарушено. В целом дом находится в неудовлетворительном состоянии, все элементы сильно изношены, в связи с чем, дому требуется капитальный ремонт. Относительно необходимости в утеплении фасада дома минераловатными матами и обшивка стен металлическим сайдингом, свидетель пояснила, что по утеплению фасада ею заключение не давалось, фасад на предмет утепления ею не обследовался. В материалах дела также имеется отчет по тепловизионному обследованию состояния наружных стен дома по адресу: <адрес>, Народный пр-т, 33, выполненный специалистами ФИО8 и ФИО7 Согласно выводов указанного заключения, ограждающие конструкции наружных стен <адрес> имеющие фактическое сопротивление теплопередаче, не отвечают санитарно-гигиеническим и комфортным условиям, и условиям энергоснабжения. Эти конструкции нуждаются в дополнительном утеплении. Рекомендуется использовать вентилируемый навесной фасад, с утеплением минераловатными плитами. (л.д. 171-191). ФИО8, допрошенный судом в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что он является специалистом по тепловизионному контролю, одновременно он является и работником УК <адрес>. Им было произведено тепловизионное обследование дома и составлен отчет. Выяснено, что фасад не соответствует необходимым требованиям, в связи с чем, необходимо утепление фасада всего дома. При определении судом требований истцов подлежащих удовлетворению, а также оценивая показания допрошенных свидетелей и представленные в материалы дела заключение эксперта и отчет по тепловизионному контролю суд приходит к следующему. Представленный в судебное заседание отчет по тепловизионному контролю о необходимости в утеплении фасада здания жилого дома минераловатными плитами, суд не принимает во внимание, поскольку, данный отчет был выполнен работником ответчика по делу -УК <адрес> ФИО8, который является заинтересованным лицом. Кроме того, необходимость в утеплении фасада и обшивка здания жилого дома не указана экспертом в заключении и данный вопрос ею не рассматривался, о чем она пояснила в судебном заседании. Истцами не доказана необходимость в утеплении фасада здания 33 по Народному проспекту минераловатными плитами и обшивка стен металлическим сайдингом, в связи с чем, данные требования не подлежат удовлетворению. Суд полагает, что требования истцов в части обязании произвести капитальный ремонт кровли подлежит удовлетворению в части возложении обязанности ремонта кровли с покрытием двумя слоями рулонного материала. Относительно требований ремонта цементно- песочной стяжки, то данные требования истцов являются необоснованными и не доказанными в судебном заседании. Заключением экспертизы необходимости проведения данного вида ремонта кровли не установлено, как и не подтверждено в судебном заседании пояснениями эксперта. Также суд полагает, что истцами не представлено доказательств того, что имеется необходимость в проведении капитального ремонта асфальтобетонного покрытия придомовой территории с устройством бордюрного камня относительно проездов, дороги вокруг дома, мест для стоянки транспортных средств, поскольку, согласно представленного заключения, внешнее благоустройство находится в неудовлетворительном состоянии, имеется необходимость в восстановлении асфальтобетонной отмостки по периметру дома, а также ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия придомовой территории проездов. Одним из требований истцов является требование о замене деревянных окон на пластиковые окна. Указанное требование не подлежит удовлетворению в части замены окон именно на пластиковые в силу следующего. Согласно п. 4.7.7 Правил Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. В судебном заседании свидетель ФИО6 пояснила, что действительно необходимо провести замену деревянных окон, поскольку оконные конструкции в данном доме находятся в неудовлетворительном состоянии и пришли в негодность, требуется их замена. Однако, свидетель пояснила, что ею не установлено, что имеется необходимость в замене окон именно на пластиковые, однако она предполагает, что пластиковые окна являются более современные. В связи с чем, судом данное требование удовлетворяется в части замены оконных блоков. Также не подлежат удовлетворению требования истцов о восстановлении водоснабжения, канализации, электрооборудования в камере мусоросборника. Доводы представителя истца о том, что с момента постройки указанная конструкция существовала, однако была срезана, суд находит не заслуживающими внимания, поскольку, истцами не представлены доказательства необходимости проведения данного вида ремонта, а также то, что данная конструкция существовала. Кроме того, в описательной части заключения специалистом указано на отсутствие водоснабжения и освещения в камере мусоросборника, однако нет ссылки на канализацию, а также нет мотивированной позиции в описательной части на существование данной конструкции и на необходимость её восстановления. Также не подлежат удовлетворению требования истцов относительно необходимости установки системы дымоудаления, противопожарного водопровода, установки пожарных кранов, оборудования дома автономными пожарными извещателями, поскольку, истцами не представлено доказательств необходимости такой установки. Представленное заключение эксперта ФИО6 не содержит выводов о необходимости проведения данных видов работ. Представленный в материалы дела дефектовочный акт, составленный ООО «БИС» (т.2, л.д. 209), согласно которого дому необходим данный вид работ, суд находит не заслуживающий внимания, поскольку, акт составлен по заказу Управляющей компании <адрес>, которая является ответчиком по данному делу, а кроме того, истцами не представлено доказательств того, что данный вид работ относится к капитальному ремонту. Истцами заявлены исковые требования о замене электрических счётчиков (щитков- приборы учета), а также установки светильников с датчиками движения. Однако, суд также находит данные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку, электрические счётчики являются индивидуальными приборами учёта, инженерным оборудованием, обслуживающими одно жилое помещение и не относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома, а их замена является обязанностью жильцов квартир, обслуживание которых осуществляют указанные электрические счётчики. Требование об установки светильников именно с датчиками движения в местах общего пользования по мнению суда не является обязанностью Администрации <адрес>, поскольку, установка светильников именно с датчиками движения является желанием собственников жилого помещения. Доводы ответчика о том, что в обязанности Администрации <адрес> не входит ремонт подъездной дороги (внутриквартальной дороги) и тротуара от основной дороги до <адрес> устройством высокого бордюрного камня, суд находит заслуживающими внимания и полагает, что данные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты……..земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Подъездная дорога, проведение ремонта которой требуют истцы, не входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, согласно ст. 15, 16 п.п. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также, в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ N 491, подъездная дорога, не входит в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме. Истцами, в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что данная дорога относится к придомовой территории, в связи с чем, возложение обязанности на Администрацию <адрес> по её проведению не основано на законе. Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается тот факт, что в <адрес> по Народному пр-ту в <адрес> требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта, а именно: кровли с покрытием двумя слоями рулонного материала, ремонт штукатурки стен вентиляционных шахт, восстановления козырьков над вентиляционными шахтами, восстановления лестницы выхода на кровлю, капитальный ремонт фасада с восстановлением защитного слоя, герметизация швов, заделка трещин, утепление части стыков восстановление защитного слоя козырька, замена гидроизоляции, внешнее благоустройство: восстановления асфальтобетонной отмостки по периметру дома, асфальтобетонное покрытие придомовой территории <адрес> проспект, капитальный ремонт мест общего пользования- произвести окрасочное покрытие конструкции стен и потолков с подготовкой поверхности, замена оконных блоков, ремонт дверных полотен, замена покрытия пола, восстановление защитного слоя бетона балконов с заменой гидроизоляции, восстановление перил лестниц, ремонт ствола мусоропровода, утепление стен тамбура (вход в дом) с последующей окраской водоотталкивающим составом, произвести отделочные работы тамбура, ремонт системы холодного и горячего водоснабжения (полная замена трубопроводов, задвижек, вентилей, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления); системы отопления (оборудования теплового узла с заменой труб, вентилей и задвижек, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления в подвальном помещении); восстановить радиаторы отопления на лестничных клетках, ремонт внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую, магистральные сети, проводку и распределительные устройства в подвале и на лестничных клетках, система канализации -произвести полную замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов в подвальном помещении. Требование истцов произвести замену лифтов (2 шт.): кабин, дверей, лифтового оборудования подлежит удовлетворению в силу следующего. Согласно заключениям экспертиз промышленной безопасности по результатам технического диагностирования №, 1110 произведенной ООО «Владивостокский экспертный центр» в 2010 г., лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии, морально устарело и не соответствует современным техническим и эстетическим требованиям. Учитывая многочисленные дефекты и ввиду полной выработки своего эксплуатационного ресурса, лифты находятся в состоянии не обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Лифты данной модели является морально устаревшими и сняты с производства, выработали свой эксплуатационный ресурс и подлежат замене (т.1, л.д. 131-152). Согласно п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. Согласно приложению № Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, замена лифтового оборудования относится к работам по капитальному ремонту. Поскольку, как установлено судом, лифты в <адрес> по Народному пр-ту в <адрес> выработали свои эксплуатационные ресурсы и полежат замене, суд приходит к выводу, что данный вид ремонта носит капитальный характер. В соответствии с п.5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № собственник здания, в котором находятся лифты, обеспечивает содержание лифтов в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта. Однако, администрация <адрес> не выполняет обязанности, возложенные на нее федеральным законом, также законодательством <адрес>, а именно: не участвует в организации эксплуатации объекта лифтового хозяйства в жилом <адрес> по Народному пр-ту в <адрес>, входящего в состав муниципальной собственности, не осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией указанного объекта коммунального хозяйства, не обеспечивает бесперебойное пользование жильцами дома услугами лифта. Данные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела заключениями экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования №, 1110, произведенной ООО «Владивостокский экспертный центр» в 2010 г. (л.д. 131-152). Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом ФИО9 проведена проверка функционирования устройства безопасности лифтов №, 880, в ходе которой установлено, что лифт в режимах, предусмотренных принципиальной электрической схемой, функционирует исправно, блок безопасности и выключатели безопасности функционируют исправно. (л.д. 149, 138). Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 22011 и п.3.3 РД.10-72-94 Методических рекомендаций по проведению обследования технического состояния лифтов…», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ нормативный срок службы для лифтов составляет 25 лет. Срок службы лифтового оборудования лифтов, установленных по адресу: <адрес>, Народный пр-т, 33 равен 37 годам. На основании результатов технического обследования установлено, что лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии. Учитывая перечисленные дефекты и в виду полной выработки своего эксплуатационного ресурса, лифты находятся в состоянии не обеспечивающим их безопасную эксплуатацию. Лифты данной модели являются морально устаревшими и сняты с производства, выработали свой эксплуатационный ресурс и подлежит замене. Несмотря на то, что в судебном заседании было установлено, подтверждается пояснениями сторон, актом, о том, что указанные лифты действительно находятся в рабочем состоянии, однако, суд полагает, что дальнейшая их эксплуатация может привести к угрозе жизни и здоровью людей, проживающих в данном доме, поскольку, лифты выработали свой ресурс, их срок эксплуатации истек 12 лет назад. Таким образом, администрация <адрес> не выполняет обязанности, возложенные на нее федеральным законом, - также законодательством <адрес>, а именно: не участвует в организации эксплуатации объекта лифтового хозяйства в жилом <адрес> по Народный пр-т, входящего в состав муниципальной собственности, не осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией указанного объекта коммунального хозяйства, не обеспечивает бесперебойное пользование жильцами дома услугами лифта. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, п.9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. По правилам ч.2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройства для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Положениями ст. 65 ЖК РФ так же предусмотрена обязанность наймодателя жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения… Из чего следует, что проведение капитального ремонта в <адрес> по Народному пр-ту в <адрес> входит в обязанности ответчика – администрации <адрес>. Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, является незаконным и нарушающими права и законные интересы нанимателя ФИО2 на достойное коммунально- бытовое обслуживание. Материалами дела установлено, что на основании договора на передачу квартир в собственность граждан истец ФИО1 (Горлова) Л.А. является сособственником <адрес> пр-т, 33 в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 11, 210). В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения... Согласно правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству № от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 приложения № «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома», к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по восстановлению или замене элементов жилых зданий. Указанными Правилами, предусмотрен порядок эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации. В силу 39 ч.1 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. ст. 244, 288, 290 ГК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 11 Устава муниципального образования <адрес>. Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 73 п.п.1,3 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» городская администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществляет контроль за надлежащей эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, а также бесперебойное коммунальное обслуживание населения. В силу ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По правилам ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренный ЖК РФ. В силу ст. 18 ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме в течение года со дня введения в действие ЖК РФ не выбран способ управления многоквартирным домом. В судебном заседании установлено, что ООО «УК <адрес>», ООО «УК <адрес> №» является организацией по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, включая текущий ремонт общего имущества дома. Из чего следует, что проведение капитального ремонта в указанном доме не входит в обязанности ООО «УК <адрес>», ООО «УК <адрес> №». Согласно ст. 158 ЖК РФ, расходы по капитальному ремонту лежат на собственнике жилых помещений в доме. Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ с изм. От ДД.ММ.ГГГГ), приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Согласно имеющейся в материалах дела многочисленной перепиской с эксплуатирующими компаниями и Администрацией <адрес>, собственник жилого фонда (Администрация <адрес>) знал, владел полной информацией о необходимости проведения капитального ремонта <адрес> пр-ту. Доказательств того, что на момент приватизации ФИО1 <адрес> пр-т в <адрес>, дом не нуждался в производстве капитального ремонта, суду не предоставлено. Поскольку материалами дела установлена необходимость проведения капитального ремонта <адрес> пр-т в <адрес> и обязанность собственника дома администрации <адрес> по проведению капитального ремонта дома возникла до приватизации истцом принадлежащей ей квартиры в указанном доме и администрация <адрес> не исполнила её, то суд возлагает обязанность по проведению капитальных работ <адрес> пр-ту в <адрес> на собственника жилищного фонда - Администрацию <адрес>. В силу ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Законом относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт крыш; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов. В соответствии п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. В соответствии Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9. Конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: - кровельные покрытия - 50%; покрытия полов – 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15 % их общего объема в жилом здании. Представителем администрации <адрес> суду не предоставлено доказательств того, что кровля, фасад, канализация, электроснабжение <адрес> по Народный пр-т в <адрес> содержались в надлежащем виде, что администрацией <адрес> предпринимались меры по надлежащему содержанию дома. Таким образом, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований к Администрации <адрес> о возложении обязанности проведения капитального ремонта <адрес> по Народному проспекту в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда. Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» статьей 151 первой части ГК РФ указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе. Основания требования компенсации морального вреда истцами не основаны на норме закона, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований Павловской Л.А. и Аринушкиной М.С. о возмещении морального вреда, поскольку, истцами не верно определен закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Павловской ФИО11 Аринушкиной ФИО12 к Администрации <адрес>, третье лицо ООО «УК <адрес>», ООО «УК <адрес> №» о возложении обязанности по проведению ремонта - удовлетворить частично. Обязать администрацию <адрес> провести капитальный ремонт <адрес> проспект - кровли с покрытием двумя слоями рулонного материала, ремонт штукатурки стен вентиляционных шахт, восстановить козырьки над вентиляционными шахтами, восстановить лестницу выхода на кровлю, капитальный ремонт фасада с восстановлением защитного слоя, герметизация швов, заделка трещин, утепление части стыков, восстановление защитного слоя козырька, замена гидроизоляции, внешнее благоустройство: восстановить асфальтобетонную отмостку по периметру дома, асфальтобетонное покрытие придомовой территории <адрес> проспект, капитальный ремонт мест общего пользования- произвести окрасочное покрытие конструкции стен и потолков с подготовкой поверхности, замену оконных блоков, произвести ремонт дверных полотен, заменить покрытие пола, восстановить защитный слой бетона балконов с заменой гидроизоляции, восстановить перила лестниц, ремонт ствола мусоропровода, утеплить стены тамбура (вход в дом) с последующей окраской водоотталкивающим составом, произвести отделочные работы тамбура, ремонт системы холодного и горячего водоснабжения (полная замена трубопроводов, задвижек, вентилей, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления); системы отопления (оборудования теплового узла с заменой труб, вентилей и задвижек, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления в подвальном помещении); восстановить радиаторы отопления на лестничных клетках, ремонт внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, электрощитовую, магистральные сети, проводку и распределительные устройства в подвале и на лестничных клетках, система канализации -произвести полную замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов в подвальном помещении, замены двух лифтов в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковых требований истцам отказать. Решение судьи может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская