о признании постановления незаконным и возложении обязанности поставить на регистрационный учет на получение жилого помещения



Дело № 2-5824/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.10.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Зайцевой О.А.

при секретаре Кудяковой А.Г.,

а также с участием представителя истца - Коваленко Т.О., представителя ответчика - Морошкина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коваленко ФИО2 к Администрации г. Владивостока о признании постановления незаконным и возложении обязанности поставить на регистрационный учет на получение жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она проживает по адресу <адрес> вместе с матерью, являющейся инвалидом, которая решением Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ года признана недееспособной. Отец лишен родительских прав. Ранее она (истец) находилась под опекой своей бабушки - ФИО3, которая также является опекуном ее (истца) матери ФИО4. 25.12.2009 года она (истец) обратилась в Департамент образования и науки Приморского края с заявлением о предоставлении ей жилой площади, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Департамент рекомендовал обратиться в органы местного самоуправления, по месту жительства собрав необходимый пакет документов. С пакетом документов она обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Владивостока. Постановлением от 14.04.2011 года Администрацией г.Владивостока ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как за ней закреплено жилое помещение по адресу <адрес>. Полагает, что отказ Администрации г. Владивостока незаконен, так как по указанному адресу истец проживает с душевнобольной матерью, являющейся квартиросъемщиком по договору социального найма. Квартира общей площадью 16,6 кв.м. предоставлена именно матери, она является членом семьи нанимателя. Квартира предоставлена без учета социальной нормы 15 кв.м. на одного человека, на каждого проживающего в ней приходится по 6 кв.м. жилой площади. Кроме того, ее матери, как инвалиду положена дополнительная жилая площадь в размере 10 кв.м. Просит суд признать Постановление Администрации г. Владивостока № от 14.04.2011 года незаконным, обязать администрацию г.Владивостока принять ее (Коваленко Т.О.) на учет на внеочередное обеспечение жилой площадью, как лица оставшегося без попечения родителей.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, полагал их не подлежащими удовлетворению. Так, по мнению представителя администрации г. Владивостока, требование о признании незаконным постановления администрации г.Владивостока от 14.04.2011г. № подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Кроме этого, действующее законодательство связывает право на внеочередное обеспечение жилым помещением в зависимости от наличия или отсутствия закрепленного жилого помещения у указанной категории лиц. Коваленко Т.О. имеет закрепленное за ней жилое помещение на условиях социального найма. При этом ни законодательство, действующее в настоящее время, ни ранее действовавшее законодательство, не ставят сохранение права пользования жилым помещением в зависимость от того, сколько лиц проживает в таком жилом помещении и какова его общая площадь. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Действие Федерального закона и Закона Приморского края распространяется только на лиц в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. В настоящее время Коваленко Т.О. исполнилось 24 года. Истец утратила право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, а следовательно, утратила и право на включение в списки на внеочередное предоставление жилого помещения.

Коваленко Т.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом нения участников процесса, суд принимает решение о рассмотрении дела по существу в отсутствие истца.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Коваленко ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о рождении серия (л.д.20), а также копией паспорта выданного ДД.ММ.ГГГГ. отделом УФМС России по Приморскому краю в Ленинском районе г. Владивостока (л.л.30-33).

Родителями Коваленко Т.О. являются: отец – ФИО6, мать – ФИО7.

Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Владивостока Приморского края № от 02.03.1995г. над Коваленко Т.О. установлена опека, опекун ФИО8 бабушка истца, поскольку отец ребенка с семьей не проживает, а мать является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию (л.д.13).

Решением Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года отец истца, ФИО9 был лишен родительских прав (л.д.14).

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ. мать истца, ФИО10 признана недееспособной (л.д.22-23).

Постановлением мэра г. Владивостока № от 09.04.1998г. над матерью истца ФИО11. установлена опека, опекун ФИО12 (мать ФИО13 и бабушка Коваленко Т.О.) (л.д.15).

Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ (с учетом изменений и дополнений), истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч.1 ст. 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно справкам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК от 28.12.2010 года и отделения № 1 ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» филиал по Приморскому краю от 30.12.2010 года, за истцом квартир, домовладений на праве собственности не числится (л.д. 18,19).

Согласно ордера № от 04.02.1999 г. ФИО14 на состав семьи 2 человека (квартиросъемщик - ФИО15, дочь – Коваленко Т.О.) была предоставлена, ранее занимаемая ими (общежитие) квартира общей площадью 16,6 кв.м., жилой площадью 12,0 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д.44). 04.04.2000 г. в вышеуказанной квартире была зарегистрирована мать ФИО16 и бабушка Коваленко Т.О. – опекун ФИО17 (л.д.43).

Данное жилое помещение было закреплено за Коваленко Т.О., как ребенком, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается письмом отдела образования администрации Ленинского района г. Владивостока № от ДД.ММ.ГГГГ., выпиской Ф-10(л.д.43, 47-48).

Поскольку мать истца (ФИО18), имела право на первоочередное получение жилой площади или дополнительной жилой площади в размере 10 кв.м. в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330 (ред. от 06.06.1991) «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» (л.д.34), является инвалидом 2 группы бессрочно (л.д.35), с 1987 года состояла в льготной первоочередной очереди на улучшение жилищных условий (л.д.53), постановлением Администрации г. Владивостока от 05.12.2000г. № ФИО19 была выделена комната г/типа жилой площадью 12,0 кв.м. для улучшения жилищных условий по адресу <адрес> (л.д.54).

26.04.2001 г. ФИО20., а 10.11.2005 г. Коваленко Т.О. (истица) снялись с регистрационного учета по квартире, общей площадью 16,6 кв.м., жилой площадью 12,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.43) и зарегистрировались по квартире, общей площадью 16,6 кв.м., жилой площадью 12,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.45, 24, 26-29).

Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока от 18.04.2006 г. № 15 лицевой счет по квартире, расположенной по адресу: <адрес> был переведен на имя ФИО21, состав семьи 1 человек (л.д.49).

25.12.2009 года истец обратилась в Департамент образования и науки Приморского края для постановки на учет на внеочередное получение жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Ответом от 18.01.2010 года за № 7306 ей было рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления (л.д.21).

30.02.2011 истец обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади для включения в список на внеочередное обеспечение жилой площадью (л.д.8-9).

Письмом за № 1466 от 20.04.2011г. (л.д.11) истице было направлено постановление Администрации г. Владивостока № от 14.04.2011г. об отказе ей (Коваленко Т.О.), лицу из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, имеющей закрепленное жилое помещение по адресу <адрес>, в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Данное постановление Администрации г. Владивостока является незаконным в силу следующего.

Ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

П.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с п.2ст.37 ЖК РСФСР, который утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Таким образом, до введения в действие ЖК РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя.

ЖК РФ, подлежащий применению с 1 марта 2005 года, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч.1ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

При этом в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, анализируя п.2ч.2ст.57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона, а также с ч. 2 ст. 49, ст. 51, п.п. 1 и 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, указал, что закрепленное п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй п. 1 ст. 8).

Следовательно, законодательством допускается внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам указанной категории, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Коваленко Т.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.

Следовательно, у истца возникло право на обеспечение жильем в порядке, установленном Федеральным Законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

25.12.2009 года истец обратилась в Департамент образования и науки Приморского края для постановки на учет на внеочередное получение жилых помещений как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Ответом от 18.01.2010 за № 7306 ей было рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления (л.д.21).

30.02.2011 истец обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади для включения в список на внеочередное обеспечение жилой площадью (л.д.8-9). Постановлением Администрации г. Владивостока № ДД.ММ.ГГГГ от 14.04.2011г. Коваленко Т.О. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу из числа детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, т.к. она имеет закрепленное жилое помещение по адресу <адрес>.

Законом Приморского края № 125-КЗ от 14.08.2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края» урегулирован порядок обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей и признано, что приобретение, регистрация и распределение жилой площади для таких лиц осуществляется Уполномоченным органом по управлению имуществом Приморского края на основании договора социального найма.

В соответствии со ст. 1 указанного выше закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки (попечительства), окончания пребывания в детском доме семейного типа, образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном настоящим Законом до достижения ими возраста 23-х лет. Учетная норма определена в 16 кв. метров общей площади.

Поскольку ЖК РФ, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Судом установлено, что квартира № <адрес>, общей площадью 16,6 кв.м., право на которую сохранено за истцом (в оспариваемом постановлении администрации г. Владивостока содержится ошибка в части закрепленной квартиры), принадлежит по договору социального найма опекуну – ФИО22 (л.д.49), а <адрес>, общей площадью 16,6 кв.м., в которой проживает истица (Коваленко Т.О.) вместе со своей матерью ФИО23., была предоставлена ФИО24 в качестве улучшения жилищных условий, как лицу, имеющему право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 № 330 (ред. от 06.06.1991) «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» (л.д.34,53).

Таким образом, на истицу приходится 7,7 кв. метров общей площади (16,6 кв.м. общей площади квартиры № <адрес> (квартира опекуна, закрепленная за истицей) + 16,6 кв.м. общей площади квартиры № <адрес> (квартира, в которой проживает и зарегистрирована истица) – 10 кв.м. общей площади, приходящейся на мать истицы – ФИО25, инвалида 2 группы по психическому заболеванию (предоставлены ФИО26 в качестве улучшения жилищных условий) / 3 человека).

При таких обстоятельствах суд полагает, что норма жилого помещения общей площади, приходящаяся на истицу, менее учетной нормы, в связи с чем, Коваленко Т.О. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как ребенок, оставшийся без попечения родителей, при наличии закрепленного за ней жилого помещения и при проживании в квартире матери, предоставленной в качестве улучшения жилищных условий, как лицу, страдающему психическим заболеванием.

Данная правовая позиция подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Довод ответчика о том, что в настоящее время Коваленко Т.О. исполнилось 24 года и она утратила право требования предоставления жилья во внеочередном порядке, и, следовательно, утратила и право на включение в списки на внеочередное предоставление жилого помещения не принимаются судом во внимание поскольку первоначально с заявлением о включение в списки на внеочередное предоставление жилого помещения истец обратилась 25.12.2009г., т.е. до достижения 23 лет и до окончания высшего учебного заведения.

При этом, суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что требования Коваленко Т.О. должны рассматриваться в порядке Главы 25 ГПК РФ, а срок для оспаривания постановления администрации г.Владивостока от 14.04.2011г. № заявителем пропущен, поскольку в данном случае имеет место спор о праве истца на получение жилья во внеочередном порядке, который рассматривается в порядке искового производства.

Кроме этого, с учетом положений пунктов 9, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», именно суд определяет вид судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений) в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не то каким образом оформил свое обращение в суд заявитель. При этом, судья не вправе отказать в принятии заявления, если установит, что данное заявление подлежит рассмотрению и разрешению в ином виде гражданского судопроизводства,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коваленко ФИО27 к Администрации г. Владивостока о признании постановления незаконным и возложении обязанности поставить на регистрационный учет на получение жилого помещения - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Владивостока от 14.04.2011 г. № «Об отказе в принятии Коваленко Т.О., лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Обязать Администрацию г. Владивостока поставить Коваленко ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет, на внеочередное обеспечение жилой площадью, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока О.А.Зайцева