Дело № 2-4948/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 августа 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи: Пяловой Л.Н. при секретаре: Гайчук С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о возложении обязанности, Установил: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации г. ФИО4 о возложении обязанности по организации железнодорожного переезда через железнодорожные пути в районе <адрес>, принадлежащие ОАО «<адрес>», обеспечивающий свободный безопасный переезд, в том числе к территории ГСК «ФИО6». В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению депутата Законодательного собрания <адрес> ФИО3 в интересах жителей г. ФИО4 - членов ГСК «ФИО7» о незаконном ограничении движения через железнодорожные пути и ограничении доступа к гаражным боксам. В ходе проведенной проверки установлено, что Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока принято распоряжение от 03.03.2010 № 564 «Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: г. ФИО4, мыс <адрес>, Владивостокскому городскому округу для реконструкции дорог мыс <данные изъяты>». Согласно приложению № к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ № границы земельного участка утвержденного Владивостокскому городскому округу для реконструкции дорог примыкают к гаражным боксам гаражно-строительного кооператива «<данные изъяты>» и предусматривают свободный переезд через соответствующие железнодорожные пути. По предоставленным Управлением градостроительства и архитектуры Администрации города ФИО4 сведениям, автомобильная дорога, обеспечивающая проезд, в том числе к ГСК «ФИО8» является муниципальной собственностью. На момент выделения земельного участка под строительство гаражей автомобильный проезд к указанному участку осуществлялся через железнодорожные пути. В настоящее время переезд через вышеуказанные железнодорожные пути демонтирован, и проезд к территории ГСК «ФИО9» осуществляется со стороны мыса Кунгасный. Железнодорожные подъездные пути протяженностью <данные изъяты> метров, принадлежат ОАО «ФИО10» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА№ 819444. Автомобильная дорога в районе жилого <адрес> в г. ФИО4, обеспечивающая проезд, в том числе к ГСК «ФИО11», является муниципальной собственностью Владивостокского городского округа, и числится на балансе администрации муниципального образования город ФИО4. При организации железнодорожного переезда необходимо учитывать, что железнодорожные пути, находящиеся в собственности ОАО «ФИО12», предназначены для круглосуточного движения железнодорожного подвижного состава с опасными грузами. Отсутствие железнодорожного переезда на дороге общего пользования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на свободу передвижения, безопасность дорожного движения. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что истец не указал, как того требуют ч.1 ст. З ГПК РФ, какие именно права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц нарушены администрацией <адрес>. Исходя из п.5 ч.2 ст. 131 и ст. 132 ГПК РФ истец должен был представить доказательства нарушения администрацией <адрес> прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Из искового заявления следует, что в настоящее время проезд к территории ГСК «ФИО14» осуществляется со стороны мыса Кунгасного. Следовательно, владельцы гаражей в ГСК «ФИО13» имеют возможность беспрепятственно проезжать к территории ГСК. Администрация <адрес> не создавала препятствий в использовании спорного железнодорожного переезда. Статьёй 16 Федерального закона от 16.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» установлен круг вопросов местного значения городского округа. Исходя из положений данной статьи, муниципальное образование <адрес> не наделено полномочиями по решению вопросов организации железнодорожных переездов через железнодорожные пути. Кроме того, вопросы местного значения города ФИО4 определены в ст.5 Устава <адрес>, принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Статьёй 23 Устава предусмотрены полномочия администрации <адрес>, которые также не устанавливают обязанность ответчика по организации железнодорожных переездов через железнодорожные пути. В соответствии со ст. 15 БКРФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Расходные обязательства органов муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абз.1 ч.1 ст.86 БКРФ). Муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «О бюджете <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год» не предусмотрена статья бюджета по расходованию денежных средств муниципального образования <адрес> на работы по возведению ограждения железнодорожных путей и организации пешеходного перехода в разных уровнях над железнодорожными путями. В просительной части искового заявления <адрес> не указывает, каким образом ответчику следует организовать железнодорожный переезд через железнодорожные пути, из каких материалов, какой ширины (способ исполнения решения суда). Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.З ст.196 ГПК РФ). В настоящее время не представляется возможным определить, в каком объеме, из каких материалов, согласно какой проектной документации, смете истец просит удовлетворить исковые требования. Требование прокурора <адрес> заявлено необоснованно и преждевременно. В настоящее время не представляется возможным исполнить требование прокурора в связи с отсутствием согласований уполномоченных органов на строительство железнодорожного переезда через железнодорожные пути в районе <адрес> в <адрес>. Согласно п. 1.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России от 29.06.1998 №ЦП-566, утвержденной Министром путей сообщения РФ, железнодорожные переезды - пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее -железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Владельцы железнодорожных путей (в настоящем деле данным владельцем является ОАО «Приморнефтепродукт») обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Из искового заявления следует, что железнодорожные подъездные пути протяженностью <данные изъяты> м. принадлежат на праве собственности ОАО «Приморнефтепродукт», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № Следовательно, данные железнодорожные пути являются путями необщего пользования, так как используются ОАО «ФИО15» для осуществления уставной деятельности, с целью подъезда к территориям организаций. В соответствии с п.2.1 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России по месту расположения переезды подразделяются на переезды общего и необщего пользования. Переезды необщего пользования - это переезды, расположенные на пересечениях железнодорожных путей с автомобильными дорогами отдельных предприятий или организаций (независимо от форм собственности). Устройство, оборудование, содержание и обслуживание переездов необщего пользования выполняются за счет средств предприятий, организаций или органов управления автомобильными дорогами и организаций, содержащих автомобильные дороги, пользующихся этими переездами. Порядок содержания и обслуживания переездов общего и необщего пользования устанавливается начальником железной дороги. Согласно п.2.4 Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России открытие вновь переездов IV категории допускается (если нет возможности найти иное решение) с разрешения начальника железной дороги по согласованию с государственной автомобильной инспекцией, органом управления автомобильной дорогой и организацией, содержащей автомобильную дорогу. В силу пункта 2.7 Инструкции закрытие действующих переездов, перенос, восстановление закрытых переездов (постоянное или временное) производится в соответствии с порядком, установленным начальником железной дороги, по согласованию с органом управления автомобильной дорогой, организацией, содержащей автомобильную дорогу, и Государственной автомобильной инспекцией. Обязанность по восстановлению (открытию вновь) закрытого железнодорожного переезда в районе <адрес> лежит на владельце железнодорожных путей (ОАО «Приморнефтепродукт»), обязанного оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения. Администрация <адрес> не является владельцем железнодорожных путей в районе <адрес> в <адрес>, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Представитель третьего лица – ОАО «ФИО16» - в судебном заседании пояснил, что если возникнет необходимость установки железнодорожного переезда ОАО «ФИО17» не будет возражать против этого. Официальной дороги в районе переезда никогда не существовало, дорога организовалась стихийно. Кроме того, представитель третьего лица пояснил, что Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» (ст. 21) регламентирует общие вопросы устройства пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями (переездов) - правовую основу регулирования данного вопроса, а также указание на обязательное техническое обеспечение безопасности движения ж/д транспорта, т/с и других участников дорожного движения. Однако, данные нормы не содержат обязанности владельцев железнодорожных путей по требованию всех заинтересованных лиц осуществлять строительство переезда на своих путях. В соответствии со п. 4 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог РФ (п. 3.21), места пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами устанавливаются начальником железной дороги; Порядок открытия и закрытия пересечений ж/д путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) (ст.2) называет в качестве инициаторов открытия ж/д переездов общего и/или необщего пользования федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, владельцев автомобильных дорог, а также иные заинтересованные организации. При этом владелец железнодорожного пути при получении от заинтересованных органов и лиц обращения и ТЭО необходимости открытия переезда устанавливает обоснованность и технические возможности открытия ж/д переезда с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных законодательством РФ и направляет запросы в соответствующие органы для принятия окончательного решения об открытии ж/д переезда (п.2,3,4 Порядка открытия...). Таким образом, владелец железнодорожного пути необщего пользования (ОАО «ФИО18»), в силу прямого указания закона, рассматривает возможность открытия ж/д переезда на своих путях, а также соблюдает требования об обеспечении безопасности дорожного движения на открытых в установленном законодательством порядке ж/д переездах. ОАО «ФИО19» неоднократно выражало согласие на согласование в установленном порядке и принятие решения о строительстве переезда на своем подъездном пути заинтересованными лицами, в частности, непосредственно обращавшимся за согласованием, Департаменту Дорожного хозяйства <адрес>, Администрации <адрес> (УМИГА), ЗАО «ФИО20», Войсковой части № (Минобороны РФ). Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что собственником железнодорожных путей, протяженностью <данные изъяты> метров является ОАО «ФИО21», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № В соответствии с положениями ст. 2, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. В силу ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ участок дороги общего пользования, расположенный в районе <адрес>, принадлежит на праве собственности Владивостокскому городскому округу. В силу ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта. В силу ч. 4 ст. 6, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения") к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. В силу ч. 2 ст. 2 Устава города ФИО4 (Принят решением Думы г. ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ N 49) территорию Владивостокского городского округа составляют исторически сложившиеся земли города ФИО4, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое, села Берегового, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения Владивостокского городского округа, рекреационные земли, земли для развития Владивостокского городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Устава города ФИО4 (Принят решением Думы г. ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ N 49) к вопросам местного значения города ФИО4 относятся: … дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города ФИО4, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: … осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно п. Муниципального правового акта города ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 297-МПА "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке" (принят Думой города ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ) содержание дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, отвечающих требованиям ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Контроль выполнения требований указанных Правил в соответствии с п. 1.4 осуществляют Уполномоченный орган, органы администрации города ФИО4 в соответствии с их компетенцией, определенной Положениями об этих органах. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Собственник в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу пункта 2 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46 "О Порядке открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов)" инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) органы местного самоуправления; 4) владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 5) владельцы железнодорожных путей необщего пользования; 6) владельцы автомобильных дорог; 7) иные заинтересованные организации. Открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. Указанные в подпунктах 1 - 3, 6, 7 пункта 2 настоящего Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации направляют обращение об открытии (закрытии) железнодорожных переездов владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцу железнодорожных путей необщего пользования. Таким образом, на Администрации г. ФИО4, как собственнике участка дороги общего пользования, расположенного в районе <адрес>, лежит обязанность по организации железнодорожного переезда через железнодорожные пути в районе <адрес>, принадлежащие ОАО «ФИО22», обеспечивающий свободный безопасный переезд, в том числе к территории ГСК «ФИО23». Руководствуясь ст.ст. 194-198, суд Решил: Обязать Администрацию г. ФИО4 организовать железнодорожный переезд через железнодорожные пути в районе <адрес>, принадлежащие ОАО «ФИО24», обеспечивающий свободный безопасный переезд, в том числе к территории ГСК ФИО25 Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Л.Н. Пялова