о возложении обязанности



Дело № 2-4640/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 05 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.,

при секретаре Гнедаш К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой ФИО8 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском в обоснование требований указав, что ее дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполнилось три года, в связи с чем ей должно было быть предоставлено место в детском дошкольном учреждении. Заявление о постановке на очередь в МДОУ в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> истица подала ДД.ММ.ГГГГ Однако администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказала истцу в предоставлении места в детском дошкольном учреждении по причине его отсутствия. На январь 2011г. ФИО1 состоит в очереди под номером 149. Истица полагает, что нарушено гарантированное ст. 43 Конституции РФ право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, целью которого согласно Закона РФ «Об образовании является воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей. Также согласно ст. 38 Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под охраной государства. Истица указала, что в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П государство и муниципальное образование обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные учреждения, а при необходимости расширять их сеть. Поскольку по причине отсутствия места в детском дошкольном учреждении истцу придется нанимать няню, что повлечет значительные расходы и невозможность создания для ребенка нормального режима дня, просит возложить на администрацию <адрес> обязанность по обеспечению места в детских дошкольных учреждениях для своей дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В ходе рассмотрения дела представителем истца ФИО4 были уточнены исковые требования, просили обеспечить ФИО1 Анну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в детском дошкольном учреждении по месту проживания истца.

В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных требованиях по основаниям, изложенным в иске. Обратил внимание суда на то, что в мае-июне 2011г. были выданы путёвки-направления детям, рожденным в 2009г.

Представитель администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе и вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ст.43, самостоятельны. Органами местного самоуправления <адрес> определены формы решения вопроса местного значения по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, а обязанность по предоставлению мест в муниципальных дошкольных учреждениях <адрес> законодательно не установлена. Также законодательством не установлены сроки предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях. Поскольку истец не имеет льготу, предоставление путевки-направления дочери истца возможно исключительно в порядке очередности, при наличии свободных мест в группах.

Согласно пояснениям представителя администрации <адрес> ФИО6, не согласившейся с иском, учет детей, имеющих право на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, осуществляется по году рождения и дате подачи заявления, что обеспечивает формирование групп, состоящих из детей одного возраста в целях оптимизации образовательного процесса; не отрицала, что дошкольных учреждений не хватает, в результате чего образовалась очередь. Вместе с тем, администрацией принимаются меры к организации дополнительного дошкольного образования, создаются специальные классы, планируется открытие детских садов. Информация об освобождении мест в детском дошкольном учреждении в течение года доводится до лиц, состоящих на очереди в порядке очередности.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает, что требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Свидетельству о рождении I-ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Отделом ЗАГС по <адрес> администрации <адрес>, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись .

В материалах дела имеется заявление Морозовой О.Г. о постановке ФИО1 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГг.р., на очередь в детский сад <адрес>. Ребенок поставлен на очередь .

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 Анна, ДД.ММ.ГГГГг.р., зарегистрирована по общей очереди по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

При этом согласно ч. 3, 5 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Статьей 29 ч. 1 п. 6.1, 6.2 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации их полномочий.

Согласно ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Этим же Законом установлена ответственность органов местного самоуправления перед населением.

Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Кроме того, согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Владивостоке, которым установлен порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, устанавливается категории лиц, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес>. Установление порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления согласно пункту 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым ведется учет детей, нуждающихся в предоставлении мест в МДОУ. Комплектование МДОУ осуществляется на основании очередности (льготной и общей) при наличии свободных мест в группах, как следует из пояснений представителя ответчика по году рождения. Доказательств предоставления места в нарушение установленной очереди по 2008 году рождения, т.е.е году рождения ребенка истицы, - суду не представлено.

Как следует из письма Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время МДОУ <адрес> укомплектованы полностью. Численность детей превышает нормативную. Согласно электронной базы данных на ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди ФИО1. Сведений о праве истицы на получение путевки-направления в детское дошкольное учреждение в первоочередном порядке суду не представлено.

Довод истца о том, что муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, не являются основанием для удовлетворения требований, поскольку заявляя требования о понуждении к совершению действий, истица возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что вопрос о предоставлении истице ФИО1 путевки-направления в детское дошкольное учреждение осуществляется Администрацией <адрес> в пределах своих полномочий в установленном органом местного самоуправления порядке и не нарушает ее прав и законных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Морозовой ФИО10 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Круковская Е.Н.