о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении



Дело № 2-6034/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 12 октября 2011 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н.,

при секретаре Гнедаш К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жуковой ФИО6 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском в обоснование требований указав, что она имеет сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ она поставила его в очередь администрации <адрес> в МДОУ . На обращение истца с просьбой о выделении её сыну путёвки в МДОУ , администрация <адрес> ответила отказом, поскольку путёвка может быть выделена в порядке очередности, при наличии свободных мест в группах. Расценивает действия ответчика как нарушение конституционных прав на труд и достойное содержание семьи. Поскольку по причине отсутствия места в детском дошкольном учреждении истцу придется нанимать няню, что повлечет значительные расходы и невозможность создания для ребенка нормального режима дня. Просит возложить на администрацию <адрес> обязанность по обеспечению места в детских дошкольных учреждениях для своего сына ФИО1, 2008 года рождения.

Истица в судебное заседание не прибыла, извещена надлежащим образом.

В ходе рассмотрения дела представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить местом в детском дошкольном учреждении.

Представитель администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения, в том числе и вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ст.43, самостоятельны. Органами местного самоуправления <адрес> определены формы решения вопроса местного значения по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, а обязанность по предоставлению мест в муниципальных дошкольных учреждениях <адрес> законодательно не установлена. Также законодательством не установлены сроки предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях. Поскольку истец не имеет льготу, предоставление путевки-направления сыну истца возможно исключительно в порядке очередности, при наличии свободных мест в группах.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает, что требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Свидетельству о рождении I-ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением записи актов гражданского состояния по <адрес> администрации <адрес>, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись .

Согласно заявления Жуковой Т.С. ( л.д.7) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., поставлен на очередь в детский сад <адрес> за .

В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

При этом согласно ч. 3, 5 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Статьей 29 ч. 1 п. 6.1, 6.2 указанного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации их полномочий.

Согласно ст. 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Этим же Законом установлена ответственность органов местного самоуправления перед населением.

Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Согласно ст.12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Кроме того, согласно ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ).

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Владивостоке, которым установлен порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, устанавливается категории лиц, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес>. Установление порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления согласно пункту 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которым ведется учет детей, нуждающихся в предоставлении мест в МДОУ. Комплектование МДОУ осуществляется на основании очередности (льготной и общей) при наличии свободных мест в группах. Доказательств предоставления места в нарушение установленной очереди по 2008 году рождения, т.е. году рождения ребенка истицы, - суду не представлено.

Как следует из письма Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время МДОУ <адрес> укомплектованы полностью. Численность детей превышает нормативную. Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГг.р., зарегистрирован в общей очереди по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ –71.

Сведений о праве истицы на получение путевки-направления в детское дошкольное учреждение в первоочередном порядке суду не представлено.

Довод истца о том, что муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть, не являются основанием для удовлетворения требований, поскольку заявляя требования о понуждении к совершению указанных действий, истица возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе. Материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в городе отсутствует.

Таким образом, судом установлено, что вопрос о предоставлении истице Жуковой Т.С. путевки-направления в детское дошкольное учреждение осуществляется Администрацией <адрес> в пределах своих полномочий в установленном органом местного самоуправления порядке и не нарушает ее прав и законных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Жуковой ФИО7 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Круковская Е.Н.