Дело №2-5227/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 октября 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Тельнова Е.А., при секретаре Ширяевой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Котенко ФИО7 о признании незаконным постановления Главы администрации г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части решения утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Котенко О.С. с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Котенко О.С. обратилась в суд с заявлением, указав, что она является ветераном – участником Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает с ДД.ММ.ГГГГ в одной комнате трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. На основании договора № на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей и ее сыну Ковтуну А.И. была передана в общую совместную собственность указанная одна комната общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Другого жилья Котенко О.С. в собственности или в пользовании не имеет. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Котенко О.С. была принята на учет в качестве нуждающейся ветерана ВОВ в жилом помещении. В дальнейшем, решением комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ снята с учета, поскольку второму собственнику комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м.. находящейся в общей совместной собственности, в которой проживает Котенко О.С. и являющийся ее сыном Ковтуну А.И. принадлежит на праве собственности квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Считает, что решение о снятии с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении не основано на законе, поскольку комиссия по жилищным вопросам не выяснила того обстоятельства, является ли Ковтун А.И. членом семьи, проживающим совместно с Котенко О.С., того обстоятельства, что Котенко О.С. принадлежит на праве общей совместной собственности одна комната в трехкомнатной квартире площадью <данные изъяты> кв.м. Остальная площадь квартиры – общая. Кроме того, снимая Котенко О.С. с учета, Комиссия по жилищным вопросам не учла также того обстоятельства, что Котенко О.С. является ветераном - участником Великой Отечественной войны. При таких обстоятельствах подлежали применению как нормы Жилищного кодекса РФ, так и положения Указов Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», от 09.01.2010 № 30, которым внесены изменения в вышеназванный Указ и установлено, что до 1 мая 2010 года ветераны Великой Отечественной войны должны быть обеспечены жильем за счет средств федерального бюджета, а также Федерального закона РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статья 23.2 которого предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров на одного человека. Таким образом, в силу положений статьи 23.2, нуждающимся в улучшении жилищных условий является участник Великой Отечественной войны, который не обеспечен жилым помещением размером 36 квадратных метров общей площади и более. Разрешая вопрос о нуждаемости Котенко О.С. в улучшении жилищных условий, Комиссия по жилищным вопросам не должна была руководствоваться решением Думы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <данные изъяты>», которым установлена учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере <данные изъяты> кв. м общей площади на одного человека. Комиссия по жилищным вопросам не учла того, что Муниципальным правовым актом от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА в указанное решение Думы <данные изъяты> внесены изменения и установлена в городе <данные изъяты> учетная норма для постановки на учет категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 36 кв. м. общей площади на одного человека. Просит признать незаконным постановление Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Котенко О.С. с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении, обязать администрацию г. <данные изъяты> поставить Котенко О.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях как участника ВОВ. В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям изложенным в заявлении. Представитель администрации г<данные изъяты> в судебном заседании с требованиями не согласился. Суду пояснил, что размер общей площади, приходящейся на Котенко О.С. составляет – <данные изъяты> кв.м.. т.е. более учетной нормы, поскольку сыну Костенко О.С. – Ковтун А.И. принадлежит кроме комнаты в <адрес>. № <адрес>, <адрес>. Таким образом, определение уровня обеспеченности Котенко О.С. должно осуществляться исходя из суммарной общей площади указанных квартир. Что касается муниципального правового акта от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА о внесении изменений в Решение думы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <данные изъяты>», то в настоящее время указанный №-МПА признан недействительным на основании решения Ленинского районного суда г<данные изъяты>. Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как следует из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с Договором № на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Котенко О.С. и ее сыну - Ковтун А.И. передана в общую совместную собственность в трехкомнатной коммунальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. жилой площадью <данные изъяты> кв.м., одна комната, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Из Уведомления Управления Росреестра по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества в отношении Котенко О.С. Согласно Свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по <данные изъяты>, серия №, Ковтун А.И. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – трехкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. расположенная по адресу: <адрес> Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается удостоверением, Котенко О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ Котенко О.С. обратилась в комиссию по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> с заявлением о включении ее в список нуждающихся участников ВОВ в улучшении жилищных условий. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Котенко О.С. принята на учет в качестве нуждающейся ветерана ВОВ в жилом помещении (протокол №). Согласно протокола комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Котенко О.С. снята с учета в качестве нуждающейся ветерана ВОВ в жилом помещении. Как следует из письма администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Котенко О.С. основанием для снятия с учета послужило то, что Костенко О.С. является обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учетной нормы площади жилого помещения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего ФЗ, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3). Статья 23.2 ФЗ «О ветеранах» предусматривает выделение средств на обеспечение жильем участников ВОВ, исходя из общей площади жилья <данные изъяты>. на одного человека. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; Частью 2 указанной статьи ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Судом установлено, что суммарная общая площадь жилых помещений Котенко О.С. и ее сына – Ковтун А.И. составляет <данные изъяты> кв.м., что является менее положенной учетной нормы для данной категории граждан. Довод ответчика о необходимости применения решения Думы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в <данные изъяты>», суд находит несостоятельным, поскольку ФЗ «О ветеранах» четко определяет учетную норму обеспечения жилой площадью и указанное положение не может быть изменено нормативным актом органа местного самоуправления. Ссылка администрации <данные изъяты> о необходимости применения сроков исковой давности, суд находит необоснованным, поскольку пропуск срока обжалования Котенко О.С. суд признает уважительной, в том числе в силу преклонного возраста, что является обстоятельством для восстановления пропущенного срока (п.1 ст. 112 ГПК РФ). При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования заявителя о признании незаконным постановления Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Котенко О.С. с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении - подлежат удовлетворению. Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Котенко ФИО8 о признании незаконным постановления Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Котенко О.С. с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении – удовлетворить. Признать незаконным постановление Главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в части решения утверждения решения комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Котенко О.С. с учета нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении. Восстановить Котенко ФИО9 на учете нуждающихся ветеранов ВОВ в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья Е.А. Тельнов