о признании незаконными действий органа местного самоуправления



Дело № 2-5864/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2011 г. г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Е.А. Тельнова

при секретаре Т.И. Ширяевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Еременко ФИО4 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> о признании незаконными действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Еременко Л.А. обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ вх. она обратилась в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, примерной площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – для ведения дачного хозяйства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. департамент в порядке п. 4 ст. 34 ЗК РФ направил ее обращение в администрацию <данные изъяты> для принятия решения в соответствии с компетенцией о предоставлении земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. департамент известил ее о том, что ее заявление направлено в орган местного самоуправления для принятия решения в соответствии с его компетенцией. Далее ею были подготовлены документы необходимые для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка: оригинал топографической съемки, с нанесенными ограничениями, оригинал схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый план территории. В процессе формирования земельного участка был уточнен адрес и площадь участка. ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) она представила в Управление градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> указанный пакет документов. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. управление сообщило, что ее обращение рассмотрено и в связи с тем, что ее обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ возвращено в департамент, вернуло ранее направленный в адрес управления пакет документов. Считает данные действия управления, выразившихся в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. неправомерными и не соответствующими действующему законодательству. Полагает, что ею в полной мере был соблюден порядок, предусмотренный ст. 34 ЗК РФ. У департамента при рассмотрении ее обращения не возникли какие-либо препятствия к рассмотрению вопроса об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и им были выполнены действия, предусмотренные п. 4 ст. 34 ЗК РФ, а именно ее обращение было направлено в орган местного самоуправления в соответствии с его компетенцией. Оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ нарушает ее права и законные интересы, так как препятствует оформлению прав на земельный участок, испрашиваемый ею для ведения дачного хозяйства. Просит признать незаконным письмо администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 732 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – для ведения дачного хозяйства; обязать администрацию <данные изъяты> в течение 10 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, принять решение по обращению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 732 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – для ведения дачного хозяйства.

В судебном заседании представитель заявителя, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в заявлении, при этом заявила ходатайство об уточнении требований, указав, что просит признать незаконным действие Управления градостроительства и архитектуры г, Владивостока, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – для ведения дачного хозяйства, которое изложено в письме от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение по обращению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. , а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 400 кв.м.. расположенного по адресу: <адрес> – для ведения дачного хозяйства.

В судебном заседании представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> пояснил, что из содержания департамента следует, что целью его обращения является совершение органом местного самоуправления, действий предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельных участков, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме либо содержанию обращения исполнительного органа государственной власти направляемого в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ в орган местного самоуправления, в том числе к способу волеизъявления органа исполнительной власти. По смыслу п. 4 ст. 34 ЗК РФ при получении обращения орган местного самоуправления должен в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утвердить заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо отказать в ее утверждении при наличии к тому оснований. Отказ в рассмотрении такого обращения законом не предусмотрен.

В судебном заседании представитель администрации <данные изъяты> с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что направленное Департаментом в адрес администрации <данные изъяты> письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Таким образом, указанное выше сопроводительное письмо, не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении указанных выше схем по смыслу п. 4 ст. 34 ЗК РФ. В связи с чем утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории на основании данного письма будет являться незаконным, согласно предостережению прокуратуры <данные изъяты> о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ. Также заявители просит суд обязать УГА администрации <данные изъяты> утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от 10.02.2009 г. № 2, орган местного самоуправления можно обязать принять решение, а не обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ документы заявителя, поступившие в адрес администрации <данные изъяты>, были возвращены в Департамент без рассмотрения, в связи с чем полагает требование об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка является преждевременным. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав доводы представителя заявителя, представителя третьего лица, возражения представителя УГА <данные изъяты>, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ директору Департамента земельный отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> поступили заявления Еременко Л.А. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства, которое было зарегистрировано за вх. .

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <данные изъяты> поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <данные изъяты> для принятия в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ решения в соответствии с собственной компетенцией в отношении обращении граждан о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства) по реестру от ДД.ММ.ГГГГ г., в том числе обращение Еременко Л.А.

Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п. 2 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий обязан в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на: кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Установленный приведенными выше нормами земельного законодательства срок для утверждения заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории истек, однако до настоящего времени администрацией <данные изъяты> возложенная п. 4 ст. 34 ЗК РФ обязанность не исполнена.

Письмом первого заместителя главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указанное выше обращение <данные изъяты> возвращено в Департамент без утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с тем, что поступившее в администрацию <данные изъяты> обращение по вопросу утверждения схемы границ земельных участков не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории и поэтому не может служить основанием для совершения органом местного самоуправления предусмотренных п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ действий.

Письмом первого заместителя главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о возврате в Департамент обращения без утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Вместе с тем, из содержания обращения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что его целью является совершение органом местного самоуправления действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, а именно утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Указанное также следует и из приложенного к данному обращению реестра обращений граждан.

В тоже время, действующее законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований к форме, либо содержанию обращения исполнительного органа государственной власти, направляемого в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ, в том числе к способу волеизъявления органа исполнительной власти.

По смыслу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что при получении обращения исполнительного органа государственной власти орган местного самоуправления должен утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории либо отказать в ее утверждении при наличии к тому оснований. Отказ в рассмотрении такого обращения законом не предусмотрен.

Поскольку администрацией <данные изъяты> в лице Управления градостроительства и архитектуры <данные изъяты> не исполнены возложенные законом обязанности по утверждению заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, доводы заявителя о допущенном со стороны органа местного самоуправлении незаконном бездействии являются обоснованными.

В соответствии с п. 1 реализация" target="blank" data-id="13118">ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Отказ Еременко Л.А. по указанным УГА администрацией <данные изъяты> основаниям противоречит ст. 34 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, так как препятствует оформлению прав на земельный участок по его обращению.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные Еременко Л.А. требования.

В тоже время, Еременко Л.А. заявлено требование о возложении обязанности на Управление градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по обращению Департамента земельных ресурсов и землеустройства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исх. .

Вместе с тем, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в связи с чем суд полагает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с требованиями п. 4 ст. 34 ЗК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Еременко ФИО5 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <данные изъяты> о признании незаконными действий органа местного самоуправления – удовлетворить в части.

Признать незаконным действие Управления градостроительства и архитектуры г<данные изъяты> связанное с не рассмотрением в соответствии с требованиями п. 4 ст. 34 ЗК РФ вопроса об утверждении Еременко ФИО6 схемы расположения границ земельного участка в районе <адрес>.

Обязать администрацию г<данные изъяты> в лице Управления градостроительства и архитектуры <данные изъяты> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения границ земельного участка расположенного по адресу <адрес> в соответствии с требованиями п. 4 ст. 34 ЗК РФ

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Е.А. Тельнов