об оспаривании бездействия



№ 2-4583/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2011года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи И.В. Кунгурцевой

при секретаре О.В. Пронь,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой ФИО8 об оспаривании бездействия Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес>, администрации <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Иванова Н.М. обратилась в суд с заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ у нее родилась дочь ФИО2. В октябре этого же года, еще до исполнения ребенку 1 месяца, она обратилась с заявлением о постановке на очередь в дошкольное учреждение. Ежегодно проходила перерегистрацию очереди. Поскольку в сентябре 2011г. дочери исполняется 3 года, в связи с чем отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-хлетнего возраста закончится. В мае 2011г. по указанному в средствах массовой информации телефону ей сообщили, что на настоящий момент ее очередь значится под номером 197. Также в мае 2011г. в отделении управления по работе с муниципальными учреждениями образования по <адрес> были вывешены списки очередников, где указано, что детям, рожденным в 2008г., выделено 102 путевки в дошкольные учреждения, то есть очередники с 1 по 102 получат путевки в дошкольные учреждения. Также в данных списках указано, что выделены путевки детям, рожденным в 2009<адрес> образом, получилось, что дети, рожденные в начале года, родители которых встали на очередь гораздо позднее тех, кто родился во второй половине 2008г., получат путевки в группы, куда по возрасту в случае непосредственной очереди могли получить очередники, следующие за номером 102, 2008г. рождения. Считает, что данными действиями прямо нарушены Конституционные права ее ребенка, поскольку в соответствии со ст.43 Конституцией РФ гарантировано общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом, по смыслу закона зависимость от года либо времени рождения ребенка не ставится. Произвольным толкованием закона должностные лица ущемляют права не только ее ребенка, но и ее, поскольку в связи с тем, что права детей, рожденных в начале года 2009г., ставятся превыше прав ребенка, рожденного в сентябре 2008г, она вынужденно лишится работы, поскольку не имеет родителей, воспитывает с мужем двоих детей и ее материальное положение не позволяет устроить ребенка в частный детский сад, либо нанять няню. Иванова Н.М. просит признать незаконными действия Управления по работе с
муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> по формированию очередности в дошкольные учреждения в зависимости от года и месяца рождения и обязать устранить допущенное нарушение, сформировав очередь по дате рождения ребенка и постановке на учет в качестве нуждающихся.

В судебном заседании заявитель Иванова Н.М. уточнила заявленные требования: просит обязать Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> предоставить первое освободившееся место в дошкольном образовательном учреждении ее ребенку Ивановой Софии.

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании требования не признала, пояснила, что Положением об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливается порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями в <адрес>. Раздел 7 указанного Положения определяет порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения, устанавливает категории лиц, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)». Раздел 3 Регламента предусматривает постановку на учет детей дошкольного возраста для направления в муниципальные дошкольные учреждения (пункты 3.1, 3.4). В мае, июне происходит массовое комплектование лиц в дошкольные учреждения. Если остаются невостребованные путевки, родителям в порядке очереди направляется письмо- приглашение. Руководители учреждений 5-го числа каждого месяца предоставляют отчет, и при наличии свободных мест приглашаются дети и родители. Представитель администрации <адрес> просит отказать в удовлетворении заявленных Ивановой Н.М. требований, в том числе и в связи с пропуском установленного ч.1 ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд.

Представитель Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> в судебном заседании требования не признала, пояснила, что после комплектования детских садов на учебный год остаются невостребованные путевки. Осталось 44 путевки. Родителям по очереди направляли приглашения. Помимо этого руководители учреждений предоставляют списки по составу груп<адрес> представленных списков доукомплектовываются группы. Любое освободившееся место предлагается родителям очередникам в течение 10 дней. Ребенок Ивановой в очереди числится за . Представитель Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> просит в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО9, ее родителями являются Иванова Н.М. и ФИО5 (свидетельство о рождении I-ВС ).

ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2 на основании заявления Ивановой Н.М. поставлена Управлением по работе с муниципальными учреждениями образования на очередь в детский сад <адрес> за .

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Исходя из содержания ст. 43 Конституции РФ, постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (ст. 43, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства.

Как указывает Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права. Необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, предполагает деятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

В связи с тем, что обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования в соответствии с подпунктом 2.1 ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», возложение обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении на администрацию <адрес> обусловит установление дополнительных обязательств органа местного самоуправления, не установленных законом.

Законом не определены конкретные способы исполнения полномочий по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, в связи с чем органы местного самоуправления <адрес> вправе определять их самостоятельно. Конкретные способы исполнения данного полномочия определяются в рамках текущей оперативно- хозяйственной деятельности, вмешательство в которую со стороны государственных органов не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городского округа. Применительно к Владивостокскому городскому округу данный вопрос местного значения установлен п. 13 ч. 1 ст. 5 Устава <адрес>.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится издание муниципальных правовых актов.

Положением об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливается порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями в <адрес>. Раздел 7 указанного Положения устанавливает категории лиц, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес>.

Таким образом, органами местного самоуправления <адрес> определены нормы решения вопроса местного значения по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а обязанность по предоставлению детям мест в муниципальных дошкольных учреждениях и сроки их предоставления законодательно не установлена.

По информации Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации <адрес> после перерегистрации очереди на ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО2 числится за .

Суд не усматривает правовых оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить место вне установленной очереди ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в муниципальном дошкольном учреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Ивановой ФИО10 об оспаривании бездействия Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока, администрации г. Владивостока отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока И.В. Кунгурцева