в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц



№ 2-4536/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Остапенко А.В.

с участием помощника прокурора Герасимова А.Г.,

при секретаре Кудряшовой Ю.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <данные изъяты> прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившегося в неприятии мер по приведению водоотведения в <данные изъяты> в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что <данные изъяты> прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере водных отношений на территории Приморского края. При проведении проверки на территории <данные изъяты> установлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, требующие принятие мер прокурорского реагирования. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения городского округа. Также в соответствии с п.п. 4, 11, 25 ч.1 ст. 5 Устава <данные изъяты>, принятого решением <данные изъяты> 03.03.2005 № 49, к вопросам местного значения <данные изъяты> относятся организация в границах <данные изъяты> мероприятий по охране окружающей среды, водоотведения, благоустройства территории <данные изъяты>. В нарушение указанных требований в <данные изъяты> до настоящего времени не проведена инвентаризация существующей ливневой канализации <данные изъяты>, схема ливневой канализации <данные изъяты>, находящейся в муниципальной собственности и оборудованной сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, не разработана. Согласно письму заместителя главы <данные изъяты> ФИО7 от 20.12.2010 № 13653Д, по информации управления муниципальной собственности в реестре <данные изъяты> значится сооружение - ливневый коллектор <данные изъяты>, протяжённостью <адрес> п.м., принятый в <данные изъяты> собственность постановлением главы <данные изъяты> от 02.05.2007 № 1793 на основании <данные изъяты>. Сведения об иных объектах ливневой <данные изъяты> в реестре <данные изъяты> в настоящее время отсутствуют. Схема системы ливневой канализации <данные изъяты> с указанием места сброса сточных вод в настоящее время отсутствует. В соответствии с долгосрочной целевой программой «Восстановление системы ливневой канализации на территории Владивостокского городского округа» на период 2011 - 2015 гг.», утверждённой постановлением администрации г. Владивостока от 30.09.2010 № 1178, протяженность городской ливневой канализации составляет около км. В настоящее время большая часть системы ливневой канализации <данные изъяты> разрушена и находится в аварийном состоянии. Усугубляет ситуацию отсутствие достоверных схем, информации о принадлежности и состоянии городской ливневой канализации, в связи с длительным непроведением мероприятий по инвентаризации системы ливневой канализации. Таким образом, на <данные изъяты> как на собственника муниципальных систем ливневой канализации возложены обязанности указанные в вышеназванных правовых нормах, именно <данные изъяты> наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и организует в границах поселения водоотведение с помощью ливневой канализации. Однако, указанные требования Федерального законодательства <данные изъяты> не выполняются. Бездействие, допущенное ответчиком – повлекло нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».

Просил признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по приведению водоотведения в г. Владивостоке в соответствие с требованиями природоохранного законодательства; в целях устранения нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обязать <данные изъяты> в 6-тимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести водоотведение <данные изъяты>, в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологических и природоохранных норм, а именно определить организацию водопроводно - канализационного хозяйства, ответственную за содержание систем городской ливневой канализации, провести полную инвентаризацию имеющихся ливневых стоков, разработать схему ливневой канализации с соблюдением требований по очистке сточных вод до нормативных показателей.

В судебном заседании, состоявшемся 18.10.2011 года, помощник прокурора уточнил исковые требования, исключив из них требования: о проведении полной инвентаризации имеющихся ливневых стоков, разработке схемы ливневой канализации с соблюдением требований по очистке сточных вод до нормативных показателей.

В судебном заседании помощник прокурора настаивал на удовлетворении уточнённых исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменных пояснениях к иску. Просил уточнённые требования удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности – ФИО8, в судебном заседании не признала уточнённые требования в полном объёме, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Просила в удовлетворении уточнённых требований отказать.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, находит уточнённые исковые требования <данные изъяты> прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела и подтверждается письмом заместителя Главы администрации <данные изъяты> ФИО9 от 20.12.2010 года № 13653Д, по информации <данные изъяты> в реестре <данные изъяты> значится сооружение – ливневой коллектор <данные изъяты>, протяженностью п.м, принятый в муниципальную собственность постановлением Главы <данные изъяты> от 02.05.2007 года № 1793 на основании судебного решения. Сведения об иных объектах ливневой канализации <данные изъяты> в реестре муниципальной собственности отсутствуют. Во исполнение долгосрочной целевой программы «Восстановление системы ливневой канализации на территории Владивостокского городского округа» на период 2011 – 2015 гг., утверждённой постановлением <данные изъяты> от 30.09.2010 года № 1178, на проведение мероприятий по технической инвентаризации, паспортизации сетей ливневой канализации <данные изъяты> запланированы расходы на 2011 год - 30 млн. руб., 2012 год – 30 млн. рублей. На сегодняшний день эксплуатирующая систему ливневой канализации организация не определена. …Схема системы ливневой канализации <данные изъяты> с указанием места сброса сточных вод в настоящее время отсутствует.

Материалами дела установлено, что общая протяжённость сетей ливневого коллектора <данные изъяты> составляет - км, из них закрытых - кв.м.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006) "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" …"водоотведение" - технологический процесс, обеспечивающий приём сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; …"канализационная сеть" - система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод; …"сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций); …"централизованная система коммунальной канализации" - комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.

В силу положений подп. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

По правилам подп. 11, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся … организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

На основании п.п. 4, 11, 25 ч.1 ст.5 Устава города Владивостока (ред. от 04.03.2011) к вопросам местного значения города Владивостока относятся …организация в границах города Владивостока электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Владивостока; организация благоустройства и озеленения территории города Владивостока, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Владивостока.

По правилам ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека…

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Следовательно, на <данные изъяты>, как на собственника муниципальных систем ливневой канализации возложены выше перечисленные обязанности, именно ответчик наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и организует в границах поседения водоотведение с помощью ливневой канализации.

В судебном заседании установлено, что на момент обращения с указанным иском в суд, большая часть системы ливневой канализации <данные изъяты> разрушена и находится в аварийном состоянии. Ухудшает ситуацию отсутствие достоверных схем, информации о принадлежности и состоянии городской ливневой канализации, в связи с длительным не проведением мероприятий по инвентаризации системы ливневой канализации.

По правилам ч.3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2010 года утверждено мировое соглашение, заключенное между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приморскому краю (истцом) и администрацией города Владивостока (ответчиком) в предложенной сторонами редакции: «Администрация города Владивостока, в лице главы города ФИО11, действующего на основании Устава города Владивостока, в дальнейшем именуемая «Администрация» и Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Приморскому краю, в лице руководителя управления ФИО10, действующего на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 20.11.2008 года № 428, в дальнейшем именуемое «Управление», руководствуясь главой 15 АПК РФ, пришли к соглашению о том, что в рамках мирного разрешения дела № А 51-3498/2009 по иску Управления к Администрации о взыскании 204 425 890 рублей вреда, причиненного окружающей среде, находящегося в производстве Арбитражного суда Приморского края заключили мировое соглашение о нижеследующем: 1. Настоящее мировое соглашение заключено сторонами на основании ст. 139, ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения арбитражного спора по делу № А 51-3498/2009. 2. С момента подписания настоящего мирового соглашения ответчик обязуется возместить вред, причиненный акватории б. Золотой Рог в результате загрязнения неочищенными сточными водами путем выполнения следующих работ по восстановлению нарушенного состояния водного объекта, на сумму не менее 204 425 890 рублей, а именно: 2.1. Провести инвентаризацию существующей ливневой канализации города Владивостока, находящейся в муниципальной собственности, с целью выявления и ликвидации существующих врезок хозяйственно-бытовой (фекальной) канализации в срок до 01.01.2011 года. 2.2. Разработать в срок до 01.01.2012 года схему ливневой канализации города Владивостока, находящуюся в муниципальной собственности и оборудованную сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, в том числе: 2.2.1 выполнить проектирование данной схемы; 2.2.2 направить проект данной схемы на государственную экологическую экспертизу; 2.3. Произвести работы по реконструкции и восстановлению существующих канализационных сетей, находящихся в муниципальной собственности в срок до 31.12.2013 года. Проведение работ будет способствовать прекращению сброса неочищенных сточных вод в водный объект и за счет самоочищающей способности морских акваторий, причиненный вред будет устранен. Общий срок проведения работ до 31.12.2013 года. Срок принятия проведенных работ осуществляется ежегодно, не позднее установленных настоящим соглашением сроков по каждому этапу работ, для чего ответчик предоставляет документы, подтверждающие выполнение работ. Приемка проведенных ответчиком мероприятий осуществляется истцом путем составления подтверждающих документов (актов, заключений и т.п.), которые подписываются уполномоченными представителями сторон. 3. Ответчик обязуется предусмотреть в бюджете Владивостокского городского округа на 2010 год, 2011 год, 2012 год и 2013 год денежные средства, в размере не менее 204 425 890 рублей на выполнение вышеуказанных мероприятий. 4. На основании вышеизложенного, Управление отказывается от своих исковых требований к администрации г. Владивостока о взыскании вреда, причиненного водному объекту сбросом неочищенных сточных вод (загрязняющих) веществ в денежном выражении на сумму 204 425 890 рублей по делу № А 51-3498/2009. 5. Настоящее мировое соглашение составлено в трех экземплярах и вступает в силу с момента его утверждения Арбитражным судом Приморского края в рамках рассмотрения дела № А51-3498/2009».

В судебном заседании установлено, что на ответчика с момента подписания мирового соглашения от 05.03.2010 года, возложена обязанность возместить вред, причиненный акватории б. <данные изъяты>, путем выполнения вышеперечисленных в определении суда работ по восстановлению нарушенного состояния водного объекта на сумму не менее , в срок до 31.12.2013 года.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из положений ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч. 7 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года N 190-ФЗ (ред. от 21.07.2011) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков…

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 87 раздела VIII Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации установлены обязанности организации водопроводного – канализационного хозяйства, в том числе организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и организацией водопроводно-канализационного хозяйства;

выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации;

заключать с абонентом (заказчиком) договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с учетом возможности систем водоснабжения и канализации;

обеспечивать выполнение условий договора с абонентом и требований настоящих Правил;

участвовать в приемке в эксплуатацию устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации и узлов учета;

принимать меры по сокращению утечек, потерь и нерационального использования питьевой воды;

проводить производственный лабораторный контроль качества питьевой воды и сбрасываемых в водные объекты сточных вод;

принимать меры по предотвращению самовольного присоединения к системам водоснабжения и канализации и самовольного пользования ими;

предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) отпуска питьевой воды и приема (сброса) сточных вод в порядке и случаях, предусмотренных настоящими Правилами;

принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на системах водоснабжения (канализации) в порядке и сроки, установленные нормативно-технической документацией, и возобновлению действия систем с соблюдением санитарных правил и норм.

Доводы представителя ответчика о том, что выполнение указанных в п.87 Правил требований возложено на различные структурные подразделения <данные изъяты> или заключены договоры с иными организациями ( за очистку придорожных ливневых коллекторов отвечает <данные изъяты>, тех.условия согласовывает <данные изъяты> и т.д.), не могут быть приняты судом ко вниманию, поскольку согласно п.87 раздела VIII указанных Правил выше перечисленные требования должна осуществлять одна организация водопроводного – канализационного хозяйства, которая и будет контролировать выполнение и соблюдение выше указанных требований Правил.

С учётом изложенного суд считает, что в судебном заседании доказан факт того, что водоотведение <данные изъяты> необходимо привести в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологических и природоохранных норм, а именно: определить организацию водопроводно - канализационного хозяйства, ответственную за содержание систем городской ливневой канализации.

В силу ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, является незаконным и нарушающими права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований прокурора.

Суд, согласно ч.3 ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд считает необходимым для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц обязать ответчика обеспечить проведение указанных работ в 6-ти месячный срок.

Суд считает необходимым для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц возложить на <данные изъяты> обязанность в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести водоотведение <данные изъяты> в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологических и природоохранных норм, а именно: определить организацию водопроводно - канализационного хозяйства, ответственную за содержание систем городской ливневой канализации.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока обращения на бездействие <данные изъяты> суд считает не состоятельными, поскольку прокурор обратился в суд не в порядке главы 25 ГПК РФ, а в исковом порядке, следовательно, в данном случае нарушение прав неопределённого круга лиц ответчиком носит длящийся характер и срок давности для данных правоотношений не применим.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление <данные изъяты> прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о признании незаконным бездействия <данные изъяты>, выразившегося в неприятии мер по приведению водоотведения в <данные изъяты> в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившегося в непринятии мер по приведению водоотведения в г. Владивостоке в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

Возложить на <данные изъяты> обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу привести водоотведение <данные изъяты> в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологических и природоохранных норм, а именно: определить организацию водопроводно - канализационного хозяйства, ответственную за содержание систем городской ливневой канализации.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.В.Остапенко