о признании незаконным решения органа местного самоуправления



Дело № 2-6894/11

Мотивированное решение

составлено 27.12.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.12.2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судья Зайцевой О.А.

при секретаре Мочаловой Е.О.

с участием представителя заявителя Бронникова Д.С., представителя администрации г<данные изъяты> и Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Горового С.В., представителя Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК Кожиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бондяева ФИО9, заинт. лица: администрация <адрес>, Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Бондяев А.Н. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что на основании обращения Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) его заявление о предоставлении земельного участка в аренду сроком на <адрес> в районе бухты <данные изъяты> для целей не связанных со строительством, было направлено в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала ему в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, документы были возвращены в Департамент. Причиной отказа послужил довод о том, что направленное Департаментом в адрес администрации <адрес> обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти. С указанным решением органа местного самоуправления он не согласен, считает решение незаконным, нарушающим его права на предоставление земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ. Отказ органа местного самоуправления в утверждении и выдаче схемы лишает его права на дальнейшее формирование земельного участка, постановку его на кадастровый учет и последующее предоставление. Просит суд признать незаконным решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> об отказе в утверждении и выдаче Бондяева А.Н. схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «<данные изъяты>»; обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> утвердить и выдать Бондяеву А.Н. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес>, в районе бухты Емар, ДНТ <данные изъяты>» для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).

Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования и просил признать незаконным решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> об отказе в утверждении и выдаче Бондяева А.Н. схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, в районе бухты <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты>»; обязать администрации <адрес> утвердить и выдать Бондяеву А.Н. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: <адрес>, в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «<данные изъяты>» для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). Поддержал уточненные требования по основаниями и доводам, изложенным в заявлении.

Представитель администрации <адрес> и УГА администрации <адрес> в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, указав, что направленное Департаментом в адрес администрации <адрес> письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. В перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», входит заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а не обращение для принятия решения в соответствии с компетенцией органа местного самоуправления о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства). Т.о. указное сопроводительное письмо не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении схем по смыслу п.4 ст.34 ЗК РФ. При предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства нормы ст. 34 ЗК РФ применению не подлежат. Земельный участок, испрашиваемый заявителем располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), ведение дачного хозяйства в данное зоне не предусмотрено. С момента обращения заявителя в уполномоченный орган возникли правоотношения по рассмотрению заявки, а не право заявителя на испрашиваемый земельный участок. В письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщается о возврате документов, а не об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Поэтому администрация <адрес> в лице УГА администрации <адрес> не может быть обязана к утверждению схемы расположения земельного участка. Кроме этого, представитель пояснил, что вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого Бондяевым А.Н. вообще не был предметом рассмотрения в УГА администрации <адрес>.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в судебном заседании пояснила, что процедура соблюдена, форма обращения соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

Статьей 28 ч.2, ст.34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

П.1 ст.11 Закона ПК «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» указывает, что «граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края».

В <адрес> таким органом является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>.

При этом, согласно ст.34 Земельного кодекса РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти.

Согласно ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В судебном заседании было установлено, что Бондяев А.Н. обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «ДД.ММ.ГГГГ» для ведения дачного хозяйства, ориентировочной площадью 2 000 кв.м., в связи с чем, заявителем выполнены требования ст.34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ Департаментом ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение в администрацию <адрес> об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> был дан ответ Бондяеву А.Н., в соответствии с которым в утверждении схемы земельного участка, расположенного в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «<данные изъяты>» в <адрес>, отказано со ссылкой на то, что обращение Департамента не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти (л.д.11).

Суд полагает, что ссылка администрации <адрес> на то, что обращение не содержало волеизъявления исполнительного органа государственной власти, необоснованна, поскольку такое основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, нормативными актами, регулирующими земельные отношения, не установлено.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент предоставления Администрацией <адрес> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», который определяет сроки и последовательность действий при предоставлении указанной услуги.

В соответствии с п.2.3 Регламента результатом предоставления услуги является:

-издание распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

-отказ в предоставлении услуги.

В соответствии с п.2.8 Регламента предусмотрены следующие основания для отказа в предоставлении услуги:

-в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю;

-несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.

Таким образом, в Регламенте предоставления Администрацией <адрес> услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» отсутствует такое основание для отказа в предоставлении данной услуги, как отсутствие в заявлении волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.

При рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка заявителю уполномоченным органом местного самоуправления не учитывались правила, установленные ст. 28 Земельного кодекса РФ, которой закрепляется перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Статья носит исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит.

Согласно ч.1 ст. 34 Земельного кодекса РФ обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления является обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их ведении, на принципах эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, а также не допускается установление приоритетов и особых условий.

Таким образом, в соответствии с ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ в обязанность органа местного самоуправления входит выдача лицу, обратившемуся с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, и не поставлена в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия волеизъявления исполнительного органа государственной власти.

Кроме того, органом местного самоуправления (органом администрации <адрес>), осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры в <адрес>, является Управление градостроительства и архитектуры <адрес>.

В соответствии с п. 4.18. решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и утверждении положения об Управлении градостроительства и, архитектуры администрации <адрес>» УГА наделено полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Между тем, обращение Департамента об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были возвращены администрацией <адрес> без направления их в УГА - орган, наделенный соответствующими полномочиями в данной сфере.

При этом, суд учитывает, что Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> направляет в администрацию <адрес> только обращение, которое в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, подлежит рассмотрению в течение месяца. Именно такой срок установлен законодателем, для предоставления заявителем схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на утверждение.

При указанных обстоятельствах, действия Администрации <адрес>, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по вышеуказанным основаниям противоречат закону и нарушают права Бондяева А.Н. на оформление земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

В силу ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с Уставом г. Владивостока, Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Земельным кодексом РФ заявление Бондяева А.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «<данные изъяты>» в г. Владивостоке, ориентировочной площадью <данные изъяты>., должно быть рассмотрено должностными лицами органа местного самоуправления, во-первых, потому что данное обращение поступило и зарегистрировано в органе местного самоуправления, а, во-вторых, граждане вправе обжаловать действия (бездействие), которым созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод. При этом, действующим законодательством предусмотрен 30-дневный срок рассмотрения таких заявлений, в связи с чем суд полагает возможным возложить на администрацию <адрес> обязанность рассмотреть вышеуказанное заявление Бондяева А.Н. в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Бондяева ФИО10 заинт. лица: администрация <адрес>, Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенного в районе в районе бухты <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты> <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> рассмотреть заявление Бондяева ФИО11 об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты>., расположенного в районе в районе бухты <данные изъяты>, ДНТ «<данные изъяты>» в <адрес>, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока О.А. Зайцева