о возложении обязанности по проведению ремонта



№ 2-5889/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток. 15 декабря 2011 года.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Ундольской,

при секретаре Т.В. Халецкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меньшиковой ФИО8, Тимчук ФИО11 Алексеевны, Мирончук ФИО10, Шестаковой ФИО9, Ильевой ФИО12 к администрации <адрес>, третье лицо НП «ФИО13» о возложении обязанности по проведению ремонта,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что они проживают в <адрес> в <адрес>, 1967 года постройки. Данный дом является объектом муниципального жилищного фонда. Администрация в течение длительного времени не исполняла свои прямые обязательства в части надлежащего содержания <адрес> в <адрес>. За это время по причине ненадлежащего содержания в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, конструктивные элементы, инженерные сети и оборудование пришли в неудовлетворительное состояние. <адрес> девятиэтажный, в доме предусмотрен лифт. На основании заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ выполненного ООО «ФИО15 установлено, что лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии, ввиду полной выработки своего ресурса, лифт находится в состоянии не обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Лифт выведен из эксплуатации с марта 2010 года. Администрация <адрес> не исполняла свои прямые обязанности, не проводила капитальные работы, хотя денежные средства собирала с жильцов исправно и довела дом своим бездействием в соответствии ст. 401 ГК РФ до ветхого состояния. Платежи за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а ранее и платежи по капитальному ремонту с 2000 по 2003 год Администрация <адрес> собирала, но работы по капитальному ремонту не производила. Просят суд обязать администрацию <адрес> выполнить свои обязательства по проведению комплексного ремонта <адрес> в <адрес> в соответствии с техническим заключением в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу, а именно: произвести капитальный ремонт фасада, отмостки, произвести капитальный ремонт системы водоснабжения (холодного, горячего) в подвальном помещении; системы теплоснабжения в подвальном помещении; системы канализации в подвальном помещении, общедомовой системы электроснабжения.

Истцами неоднократно уточнялись исковые требования. В последнем судебном заседании представитель истцов по доверенности просил обязать администрацию <адрес> выполнить свои обязательства по проведению комплексного ремонта <адрес> в <адрес> соответствии с техническим заключением в течение 6 месяцев после вступления решения законную силу, а именно: произвести капитальный ремонт лифта путем его замены; произвести капитальный ремонт отмостки; системы водоснабжения (холодного, горячего) в подвальном помещении; системы теплоснабжения в подвальном помещении, системы канализации в подвальном помещении, общедомовой системы электроснабжения. Просил уточненные требования удовлетворить в полном объеме (л.д. 107).

Представитель администрации <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила суду письменный отзыв (л.д. 150-153). Не оспаривала тот факт, что капитальный ремонт был необходим уже задолго до приватизации квартир собственниками. Доказательств проведения капитального ремонта в доме, представить не может. Просила суд в удовлетворении иска отказать, так как истцы являются собственниками и нанимателями квартир и самостоятельно должны нести бремя расходов по капитальному ремонту.

Представитель НП «ФИО14» поддержал требования истцов. Полагает, что Администрация <адрес> не выполнила обязанность по проведению капитального ремонта спорного дома. Просила требования истцов удовлетворить.

Истцы в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 является нанимателем <адрес> по Амурская, <адрес>, ФИО2<адрес>, ФИО5<адрес>. (л.д. 12-19, 22). Дом, в котором проживают истцы, находится на балансе <адрес>, является муниципальной собственностью, что подтвердил представитель администрации <адрес> в судебном заседании.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа …

Частью 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся …осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства…

Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда утвержденного Постановлением Госкомитета РФ по строительству от ДД.ММ.ГГГГ Приложение определен «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома». К капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений…), ремонт крыши, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов для жилого дома до капитального ремонта (замены) оконных и дверных деревянных конструкций – 40 лет, внутридомовых магистралей (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет, сети освещения помещений производственно-технического назначения 10 лет.

Пунктом 5 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену …их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

Как следует из заключения от ДД.ММ.ГГГГ об определении технического состояния жилого дома по адресу: <адрес>, составленного ООО «ФИО16», в ходе исследований жилого <адрес> в <адрес> были зафиксированы дефекты и повреждения, которые свидетельствуют о значительном физическом износе конструктивных элементов и инженерных систем исследуемого жилого дома. В целом, состояние большинства инженерных систем - неудовлетворительное. Соответственно, общее техническое состояние исследуемого жилого дома оценивается как неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий улучшающих эксплуатационные показатели-здания в виде капитального и текущего ремонтов. Эффективный срок использования исследуемых конструкций и коммуникаций превышает нормативный (в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»). Специалистами был приведен перечень работ, подлежащих выполнению при восстановительном ремонте исследуемого жилого дома: фасад -произвести замену асфальтовой отмостки по периметру здания; капитальный ремонта системы холодного и горячего водоснабжения, системы канализации, системы отопления в подвальном помещении, капитальный ремонт общедомовой системы электроснабжения. Для устранения обнаруженных дефектов, с целью приведения указанных систем в нормальное техническое состояние, требуется проведение капитального ремонта. (л.д. 51-72).

Указанное техническое заключение выполнено специалистами ООО ФИО17», имеющими необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, ООО ФИО18» имеет лицензию на осуществление такой деятельности, что подтверждается приложенными к заключению копиями документов, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных ст.60 ГПК РФ. Оснований для сомнений в достоверности заключения специалиста суд не усматривает.

Учитывая выше изложенное, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается тот факт, что в <адрес> по Амурской в <адрес> требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, указанных в экспертном засключении, которые относятся к капитальному ремонту.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

По правилам ч. 2 ст. 676 ГК РФ, наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройства для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Положениями ст. 65 ЖК РФ так же предусмотрена обязанность наймодателя жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения…

Из чего следует, что проведение капитального ремонта в <адрес> в <адрес> входит в обязанности ответчика – администрации <адрес>.

Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, является незаконным и нарушающими права и законные интересы нанимателей ФИО1, ФИО2 и ФИО5 на достойное коммунально-бытовое обслуживание.

Материалами дела установлено, что на основании договора на передачу квартир в собственность граждан истец ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ является сособственником <адрес> в <адрес>, (л.д. 20), ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ- <адрес>. (л.д. 21).

В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения...

Согласно правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госкомитета РФ по строительству от ДД.ММ.ГГГГ п. 2 приложения «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома», к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по восстановлению или замене элементов жилых зданий. Указанными Правилами, предусмотрен порядок эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, технической инвентаризации.

В силу 39 ч.1 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. ст. 244, 288, 290 ГК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичная норма содержится в ч. 2 ст. 11 Устава муниципального образования <адрес>.

Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 73 п.п.1,3 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» городская администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности, осуществляет контроль за надлежащей эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, а также бесперебойное коммунальное обслуживание населения.

В силу ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

По правилам ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренный ЖК РФ.

В силу ст. 18 ФЗ «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ» орган местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 161 ЖК РФ проводит открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме в течение года со дня введения в действие ЖК РФ не выбран способ управления многоквартирным домом.

В судебном заседании установлено, что НП «ФИО19» является организацией по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, включая текущий ремонт общего имущества дома, что подтверждается агентским договором об оказании услуг по организации обслуживания и содержания общего имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрации <адрес> «Собственник» и НП «ФИО21» (л.д.118-123). Из чего следует, что проведение капитального ремонта в указанном доме не входит в обязанности НП «ФИО20».

Согласно акта оценки технического состояния жилищного фонда, передаваемого от Администрации на обслуживание НП «Эгершельд», <адрес> в <адрес> был передан в неудовлетворительном состоянии по всем конструктивным элементам и инженерного оборудования данного дома (124-126).

Согласно ст. 158 ЖК РФ, расходы по капитальному ремонту лежат на собственнике жилых помещений в доме.

Согласно ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ с изм. От ДД.ММ.ГГГГ), приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Таким образом, из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Согласно имеющейся в материалах дела многочисленной перепиской с эксплуатирующими компаниями и Администрацией <адрес>, собственник жилого фонда (Администрация <адрес>) знал, владел полной информацией о необходимости проведения капитального ремонта <адрес>.

Доказательств со стороны Администрации <адрес> того, что на момент приватизации в 2010 году истцами ФИО3 и ФИО4 квартир в <адрес> в <адрес>, дом не нуждался в производстве капитального ремонта, суду не предоставлено.

Поскольку материалами дела установлена необходимость проведения капитального ремонта <адрес> в <адрес> и обязанность собственника дома администрации <адрес> по проведению капитального ремонта дома возникла до приватизации истцами принадлежащих им квартир в указанном доме и администрация <адрес> не исполнила её, то суд возлагает обязанность по проведению капитальных работ <адрес> в <адрес> на собственника жилищного фонда - Администрацию <адрес>.

В силу ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Законом относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт крыш; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов.

В соответствии Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9. Конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: - кровельные покрытия - 50%; покрытия полов – 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15 % их общего объема в жилом здании.

Представителем администрации <адрес> суду не предоставлено доказательств того, что фасад, система холодного и горячего водоснабжения, система канализации, система отопления, система электроснабжения <адрес> в <адрес> содержались в надлежащем виде, что администрацией <адрес> предпринимались меры по надлежащему содержанию дома.

Относительно требования истцов произвести замену лифтового оборудования суд полагает, что данные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования произведенной ООО «Владивостокский экспертный центр», лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии, морально устарело и не соответствует современным техническим и эстетическим требованиям. Учитывая многочисленные дефекты и ввиду полной выработки своего эксплуатационного ресурса, лифт находится в состоянии не обеспечивающим его безопасную эксплуатацию. Лифт данной модели является морально устаревшим и снят с производства, выработал свой эксплуатационный ресурс и подлежит замене. (л.д. 23-50).

Согласно п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ , сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

Согласно приложению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ , замена лифтового оборудования относится к работам по капитальному ремонту.

Поскольку, как установлено судом, лифт в <адрес> в <адрес> выработал свои эксплуатационные ресурсы и полежит замене, суд приходит к выводу, что данный вид ремонта носит капитальный характер.

В соответствии с п.5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ собственник здания, в котором находятся лифты, обеспечивает содержание лифтов в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.

Однако, администрация <адрес> не выполняет обязанности, возложенные на нее федеральным законом, также законодательством <адрес>, а именно: не участвует в организации эксплуатации объекта лифтового хозяйства в жилом <адрес> в <адрес>, входящего в состав муниципальной собственности, не осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией указанного объекта коммунального хозяйства, не обеспечивает бесперебойное пользование жильцами дома услугами лифта.

Данные факты подтверждаются имеющимися в материалах дела заключением экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования произведенной ООО «Владивостокский экспертный центр» в 2010 г. (л.д. 23-50).

Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 22011 и п.3.3 Р<адрес> Методических рекомендаций по проведению обследования технического состояния лифтов…», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ нормативный срок службы для лифтов составляет 25 лет. Срок службы лифтового оборудования лифтов, установленных по адресу: <адрес> равен 37 годам. На основании результатов технического обследования установлено, что лифтовое оборудование находится в изношенном состоянии.

Следовательно, дальнейшая его эксплуатация может привести к угрозе жизни и здоровью людей, проживающих в данном доме, поскольку, лифт выработал свой ресурс, его срок эксплуатации истек 12 лет назад.

Таким образом, администрация <адрес> не выполняет обязанности, возложенные на нее федеральным законом, - также законодательством <адрес>, а именно: не участвует в организации эксплуатации объекта лифтового хозяйства в жилом <адрес>, входящего в состав муниципальной собственности, не осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией указанного объекта коммунального хозяйства, не обеспечивает бесперебойное пользование жильцами дома услугами лифта.

На основании вышеизложенного, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных истцами требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Меньшиковой ФИО22, Тимчук ФИО23, Мирончук ФИО24, Шестаковой ФИО25, Ильевой ФИО26 к администрации <адрес>, третье лицо НП «УК Эгершельд» о возложении обязанности по проведению ремонта удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> провести капитальный ремонт <адрес>, фасада -произвести замену асфальтовой отмостки по периметру дома; капитальный ремонт системы холодного и горячего водоснабжения, системы канализации, системы отопления в подвальном помещении, капитальный ремонт общедомовой системы электроснабжения, капитальный ремонт лифтового оборудования путем его замены в <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Меньшиковой ФИО27 оплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Тимчук ФИО28 оплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Мирончук ФИО29 оплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Шестаковой ФИО30 оплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Ильевой ФИО31 оплаченную госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение судьи может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская