Дело № 2-4997/11 РЕШЕНИЕ г. Владивосток 11 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе : председательствующего судьи Е.Н.Круковской, при секретаре К.В.Гнедаш, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курылевой ФИО8 к Администрации <адрес>, третье лицо – ООО «Управляющая компания «ФИО9», о признании дома аварийным и возложении обязанности по производству капитального ремонта, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что она является нанимателем <адрес> в <адрес>. Многоквартирный дом, в котором она проживает, 1954 года постройки, оплата за коммунальные услуги ею оплачиваются, однако капитальный ремонт дома никогда не производился, в связи с чем на данный момент дом находится в аварийном состоянии. Просит обязать администрацию <адрес> создать комиссию о признании аварийным состояние здания по <адрес> в <адрес>; а также обязать администрацию <адрес> провести работы по капитальному ремонту дома. Курылева В.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам и основаниям, изложенных в иске; в обоснование своих требований также представила Заключение ФИО10 № от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии дома по указанному адресу. Представитель Администрации <адрес> в судебном заседании требования не признала, представила суду письменный отзыв, согласно которому Администрация является собственником муниципальных квартир, однако законом предусмотрена солидарная ответственность всех собственников по производству капитального ремонта. Вопрос о производстве капитального ремонта не решался на общем собрании собственников. Администрация <адрес> не может проводить капитальный ремонта без согласия собственников жилых помещений данного дома. Вместе с тем, ненадлежащее техническое состояние жилого <адрес> возникло в результате невыполнения обслуживающими организациями обязанностей по проведению текущих ремонтов; документов, подтверждающих проведение ремонтных работ, суду не представлено. Кроме того, при администрации <адрес> действует комиссия по признанию домов аварийными и не пригодными для проживания, однако, истцом не представлено доказательств того, что она или другие жильцы жилого <адрес> в <адрес>, обращались в администрацию <адрес>, в установленном законом порядке, с заявлением, и необходимыми для этого документами, о признании указанного жилого дома аварийным и непригодным для проживания. Таким образом, в указанной части исковых требований истицей не соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации. Представитель ООО «Управляющая компания «ФИО11», привлеченного судом к участию в процессе по собственной инициативе, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания были уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания либо о рассмотрении дела в их отсутствие в адрес суда не поступало, причины неявки суду неизвестны. При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть в отсутствие представителя ООО «Управляющая компания «ФИО13». Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, Курылева В.В. является нанимателем <адрес> проживает в <адрес>, что подтверждается Договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ На основании распоряжения Департамента имущественных отношений <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальную собственность Владивостокского городского округа <адрес> безвозмездно передано недвижимое имущество, в том числе здание-общежитие (лит.А), расположенное по адресу: <адрес>. Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом принят на баланс Управления муниципальной собственности <адрес>. Из Акта осмотра технического состояния конструктивных элементов жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией ООО УК «ФИО14» в составе инженера, управляющего домом и истца, следует, что износ кровельного покрытия составляет 70%, разрушение фасада – 70%, помещения в местах общего пользования находятся в неисправном, антисанитарном состоянии с явным физическим износом; система центрального отопления и электроснабжения – в удовлетворительном состоянии. Из имеющихся в материалах дела сообщений администрации <адрес>, Управления содержания жилищного фонда администрации <адрес> следует, что план капитального ремонта жилищного фонда <адрес> на 2011г. сформирован и утверждён, в который включены только объекты, по которым администрация <адрес> обязана выполнить ремонтные работы по решениям суда, исполнительным производствам. Выполнить капитальный ремонт жилого <адрес> за счёт средств бюджета не представляется возможным. (л.д. 20-21, 33-35, 39-40). Согласно Заключения эксперта ФИО15 № от ДД.ММ.ГГГГ, конструктивные элементы жилого <адрес> в <адрес>, а именно: фундаменты на задней стороне, противоположной входу, конструкция крыши и кровля жилого дома, фасад жилого дома с цокольной частью, деревянные перекрытия и перегородки в местах общего пользования, лестницы, внутренняя отделка МОП (помещений внутренних коридоров, входных тамбуров, лестничной клетки, санитарно-гигиенических помещений), металлический козырек над входом во 2-ой подъезд, асфальтобетонное покрытие отмостки и придомовой территории, система теплоснабжения (трубы теплотрассы, проходящие по чердаку дома, трубопроводы стояков), система холодного и горячего водоснабжения, система канализации в местах общего пользования, система электроснабжения и освещения МОП (вводной кабель, внутридомовые магистрали с распределительными щитками, сеть дежурного освещения) находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии и требуют полной замены. В настоящее время все конструктивные элементы жилого дома требуют капитального ремонта. Неудовлетворительное состояние дома подтверждается и показаниями свидетелей. Согласно показаниям свидетеля ФИО5, с 1996г. она проживает в двухэтажном <адрес> по договору социального найма; первый этаж дома в плохом состоянии: разбиты окна, срезаны батареи, отсутствуют двери, подъезд, лестницы к дому, перила; в связи с этим на первом этаже проживают лица без определенного места жительства. Силами жильцов дома делают ремонт. Управляющая компания дом не обслуживает. Свидетель ФИО6 суду пояснила, что в <адрес> в <адрес> проживает с 2003г. по договору социального найма. Дом никто не обслуживает, в плохом состоянии, первый этаж брошен, окна разбиты, комнаты общего пользования разломаны, в не рабочем состоянии. Жильцы второго этажа самостоятельно делают ремонт, однако по потолку имеются трещины, провисания. Коммунальные платежи производили коменданту управляющей компании «ФИО17». Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что ранее дом по <адрес>, был общежитием, затем его передали городу. Поскольку её муж работал в «ФИО16 №», с 1989г. они проживают на втором этаже данного дома. За все время ремонт в доме не производился: около 2х лет туалет не функционирует, отчего на первом этаже, где живет истец, стоит ужасный запах. Когда идут дожди, первый этаж заливается водой, крыша течет, по дому трещины, рушится фасад дома, батареи на 1 этаже срезаны. Согласно п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Частью 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствие жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда утвержденного Постановлением Госкомитета РФ по строительству от ДД.ММ.ГГГГ № Приложение № «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома» к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений…), ремонт крыши, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) домовых магистральных трубопроводов холодной воды – 15 лет, замена задвижек и вентилей – 10 лет, трубопроводов горячей воды и центрального отопления – 15 лет, водомерных и тепловых узлов – 10 лет., герметизированных стыков панелей наружных стен - 15 лет, внутридомовых магистралей (сетей питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет, сетей освещения помещений производственно-технического назначения – 10 лет, окраски лестничных клеток масляными составами – 8 лет, асфальтового покрытия проездов, тротуаров и отмосток – 10 лет. Материалами дела подтверждается, что в жилом <адрес> в <адрес> необходимо произвести капитальный ремонт, в том числе в фундаменте здания, с подгорной стороны устранить дефекты деревянных перекрытий и перегородок, с полной или частичной их заменой, с укреплением и обратной засыпкой; для устранения дефектов крыши и кровли необходима замена шифера, шлаковой засыпки, слуховых окон, восстановить систему наружного водостока; заменить штукатурный слой фасада дома, окрасить его защитными составами; восстановить козырек над входом во второй подъезд; восстановить бетон ступенек лестниц и леерное ограждение с деревянными перилами; полностью заменить оконные и дверные блоки в местах общего пользования; выполнить капитальный ремонт деревянных полов и кафельных полов в местах общего пользования; капитально отремонтировать внутреннюю отделку в местах общего пользования (внутренних коридоров, входных тамбуров, лестничных клеток и санитарно-гигиенических помещений); заменить (капитально отремонтировать) асфальтобетонное покрытие дворовой территории и отмостку по всему периметру жилого дома, со стороны входов в подъезды необходимо спланировать территорию для предотвращения попадания атмосферных осадков в помещения тамбуров жилого дома; а также капитальный ремонт систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализации, электроосвещения. Согласно ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Статьей 65 ЖК РФ так же предусмотрена обязанность наймодателя жилого помещения, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. В соответствии с ч.1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. Из анализа указанных норм законодательства следует, что администрация <адрес> по заключенным договорам с подрядчиками финансирует все расходы по выполнению заказов Администрации по обслуживанию и надлежащему содержанию жилищного фонда <адрес>, однако ответчик, в лице администрации <адрес>, являясь собственником жилищного фонда на территории <адрес> и в частности <адрес> в <адрес>, ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по организации и контролю качества технического обслуживания жилого дома, содержанию жилых помещений и мест общего пользования, что привело к нарушению прав истицы Курылевой В.В. на достойные условия проживания, учитывая положения ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Таким образом, требования Курылевой В.В. к Администрации <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт по месту жительства истца подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает требование истца о возложении обязанности администрации <адрес> создать комиссию о признании аварийным состояния <адрес> не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации <адрес>» была создана межведомственная комиссия и утверждено Положение о её деятельности. По изложенному и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Курылевой ФИО18 к Администрации <адрес>, третье лицо – ООО «Управляющая компания «ФИО19», о признании дома аварийным и возложении обязанности по производству капитального ремонта удовлетворить частично. Возложить на Администрацию <адрес> обязанность произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Е.Н.Круковская