о взыскании невыплаченных выплат за оплачиваемые отпуска



Дело №2-7357/2011

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12.12.2011 года г. Владивосток

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края

в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Рубан А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 к ФИО9 о взыскании невыплаченных выплат за оплачиваемые отпуска,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исками к ФИО9 о взыскании невыплаченных выплат за оплачиваемые отпуска, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1 работает ведущим инженером технического отдела, ФИО2 работает ведущим инженером организационного отдела в ФИО11, которая находится на финансовом обеспечении ФИО9. Их должности в штате (ФИО13)) поименованы «гражданский персонал». Приказом ВрИО начальника ФИО11 им был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, начислена и выплачена средняя заработная плата за период отпуска. С расчетом среднего заработка за отработанный период и размером выплаченной средней заработной платы за период отпуска они не согласны. В состав учитываемых выплат при определении среднего заработка не включены: суммы материальной помощи в размере 2 должностных окладов предусмотренной приказом МО РФ №90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ» как заработная плата, п. 2в, выплачена в ДД.ММ.ГГГГ; суммы премии, выплаченные в ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Обратившись к начальнику ФИО9 с просьбой рассчитать и доплатить отпускные выплаты, получили отказ, с которым они не согласны, так как: до ДД.ММ.ГГГГ всему гражданскому персоналу органов военного управления в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка включались премии и нормативно-правовая база не изменилась; нормативно-правовых документов по выводу премий из фонда оплаты труда и не имеющих отношения к оплате труда и следовательно запрещающих включать эти выплаты в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка нет; письма исх. и рекомендательного характера и не имеют силы нормативно-правовых актов; в Указе Президента РФ №1459 от 2006 г. и приказах МО РФ оговаривается выплата премий за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах фонда оплаты труда, без дополнительного финансирования. Ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79, приказ Минфина «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» №190н от 28.12.2010 г. и постановление Правительства РФ №922 от 2007 г. определяют необходимость включать их в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка; приказ МО РФ №115 и 1010 вводят организацию и систему выплат с конкретными сроками, расчетными величинами и источниками финансирования из фонда оплаты труда. По этим приказам им выплачены премии за 1,2,3,4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. и 1,2 кварталы ДД.ММ.ГГГГ. Это системные выплаты. По коду доходов, согласно справок №2-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. установлены как заработная плата. Приказом МО РФ №90 от 2001 г. предусмотрено «производить иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами». Просят взыскать с ФИО9 отпускные выплаты за предоставленный отпуск в пользу ФИО2 в размере <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога, в пользу ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога.

Определением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.12.2011 г. данные гражданские дела по исковым заявлениям ФИО1, ФИО2 к ФИО9 о взыскании невыплаченных выплат за оплачиваемые отпуска соединены в одно производство.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в исковых заявлениях, просили заявленные требования удовлетворить.

Представитель ФИО9 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 52 от 27.12.2007года несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту гарантированное ст. 46 Конституции РФ.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

Согласно ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Учитывая изложенное, мнение истцов, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ФИО9 предоставившего письменный отзыв, в котором изложена его позиция по данному гражданскому делу в порядке заочного производства.

Так, из отзыва ФИО9 следует, что с исковыми требованиями он не согласен. Выплаты, производимые, в том числе за счет средств экономии годового фонда оплаты труда, учитываются при расчете среднего заработка. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные премии гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ за счет экономии бюджетных средств, полученных в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ, утвержден приказом МОРФ от 26.07.2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ». Денежные средства на выплату указанных премий не предусматриваются действующим порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда воинских частей и организаций и доводятся до воинских частей и организаций МО РФ сверх сумм доведенных на оплату труда гражданского персонала. Таким образом, правовых оснований для включения с расчет среднего заработка сумм премий, выплаченных по отдельным решениям Министра обороны РФ за счет общей экономии бюджетных средств на оплату труда гражданского персонала Министерства обороны РФ в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», не имеется.

Выслушав пояснения истцов, изучив материалы дела в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на эффективность правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, к числу которых относятся и трудовые права работников.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего инженера технического отдела в ФИО11.

ФИО2 работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего инженера организационного отдела в ФИО11.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ФИО11 начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. №90.

Как следует из материалов дела, а именно, справок о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (форма 2- НДФЛ), расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 были выплачены премии: в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, а также в ДД.ММ.ГГГГ выплачена сумма материальной помощи в размере 2 должностных окладов, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. №90 в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно справок о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (форма 2- НДФЛ), расчетного листка за ДД.ММ.ГГГГ.) ФИО2 были выплачены премии: в ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей, в ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> рублей, а также в ДД.ММ.ГГГГ выплачена сумма материальной помощи в размере 2 должностных окладов, предусмотренная приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001 г. №90 в размере <данные изъяты> рублей.

Приказом начальника ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Приказу начальника ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из Расчета отпускных ФИО9, справок о доходах физического лица, истцам были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФИО9 при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные ими по результатам работы, предусмотренные приказом МОРФ от 26.07.2010 г. №1010, а также вознаграждение, предусмотренное приказом МО РФ №90 от 02.03.2001 г.

Отказ во включении указанных премий в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда не состоятелен в силу следующего.

Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.

Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.

На основании ст. 12 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ.

Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.

Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2).

Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11).

Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ №1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ №1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ №1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, пункт 1 приказа МО РФ №1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально.

Также, Приказом МО РФ №90 от 02.03.2001 года "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации", Постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 года № 645 «О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнении) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года» установлено выплачивать единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение (выполнение) обязанностей военной службы, должностных (служебных) обязанностей по итогам календарного (учебного) года гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ссылка представителя ответчика на письмо Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 10.12.2010 г. №22-2-4618 несостоятельна, поскольку оно носит рекомендательный характер.

ФИО11 находится на финансовом довольствии в ФИО9, то надлежащим ответчиком по делу является ФИО9.

Согласно расчетов, представленных истцами, проверенных судом и признанных верными, в связи с не включением в расчет среднего заработка истцов при предоставлении им отпуска премии и вознаграждения, ФИО2 недополучила <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога, ФИО1<данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога.

В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФИО9 в пользу ФИО2 <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога, в пользу ФИО1<данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198, 233- 236 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к ФИО9 о взыскании невыплаченных выплат за оплачиваемые отпуска – удовлетворить.

Взыскать с ФИО9 в пользу ФИО1 <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога.

Взыскать с ФИО9 в пользу ФИО2 <данные изъяты> рублей с учетом вычета подоходного налога.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, заочное решение мирового судьи - в апелляционном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Г.Ю. Шевчук