о признании пункта 1 постановления главы Администрации



Мотивированное решение Изготовлено 29.11.2011 года. № 2-6609/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2011 года. г. Владивосток.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Ундольской,

при секретаре Т.В. Халецкой,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес> в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ о признании пункта 1 постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), противоречащим закону и недействующим со дня принятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> издано постановление «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа». Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление внесены изменения, согласно которым по всему тексту постановления слова «заместитель главы администрации <адрес> ФИО3» заменены словами «заместитель главы администрации <адрес> ФИО4» в соответствующем падеже. В настоящее время постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. Изменениями, внесенными в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1 постановления в действующей редакции), ответственным за осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа назначен заместитель главы администрации <адрес> ФИО4 Считает, что в указанной части постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» противоречит действующим федеральным законодательством. В силу закона субъектом, уполномоченным на осуществление функций по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования - городского округа, является глава местной администрации городского округа. Осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа, а также направление соответствующих сведений в Избирательную комиссию <адрес> законом напрямую отнесено к компетенции главы <адрес>, возглавляющего на принципах единоначалия администрацию города. Действиями главы <адрес> нарушаются права Российской Федерации на правовое регулирование правоотношений в сфере соблюдения избирательных прав граждан, а также на единообразие применения и соблюдения законов на всей территории Российской Федерации. Кроме того, указанными действиями высшего должностного лица муниципального образования грубо нарушаются права и свободы граждан при обработке их персональных данных. Также указанными действиями нарушаются провозглашенные конституцией Российской Федерации принципы признания прав и свобод человека и гражданина, а также положения Конституции Российской Федерации, возлагающие на государство обязанность по их соблюдению и защите. При принятии оспариваемого постановления нарушены нормы действующего законодательства, регламентирующего возможные форму и вид принимаемых органами местного самоуправления правовых актов. Вопреки нормам закона оспариваемое постановление, регулирующее вопросы организации работы администрации <адрес> при осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, принято в форме постановления. Просит признать пункт 1 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), противоречащим закону и недействующим со дня принятия.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО5 настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что сведения об избирателях передаются в избирательную комиссию не главой <адрес>, а его заместителем, тем самым нарушая действующее законодательство. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Относительно пропуска прокурором срока для обжалования постановления, о котором заявлено представителем главы Администрации <адрес>, возражала, указав, что действительно изменения, внесенные в оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ были получены прокурором ДД.ММ.ГГГГ, однако, данное постановление было передано в прокуратуру совместно с другими ненормативными актами, в связи с чем, оценка данному постановлению давалась в преддверии предстоящих выборов, а именно в сентябре 2011 года. В связи с чем, полагает, что срок прокурором не пропущен.

Представитель главы <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, считает их необоснованными, представила суду отзыв в письменном виде (л.д. 37-41). По существу заявленных требований пояснила, что глава <адрес> в соответствии с действующими нормативными правовыми актами вправе определить должностное лицо администрации <адрес>, ответственное за осуществление деятельности администрации <адрес> по указанному направлению работы, в рамках полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , определено должностное лицо, ответственное за осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории Владивостокского городского округа, тогда как частью 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ установлены полномочия главы местной администрации по регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, т.е. оспариваемое в части постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и вышеуказанная норма Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ регулируют не тождественные, а смежные правоотношения, связанные с организацией проведения выборов и референдумов. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ позволяет осуществлять обработку персональных данных по поручению оператора другим лицом; под оператором применительно к органам местного самоуправления понимается непосредственно муниципальный орган, а не должностное лицо органа местного самоуправления. Деятельность заместителя главы <адрес> по указанному направлению не противоречит статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ, устанавливающей конфиденциальность персональных данных. Представитель главы города считает, что прокуратурой пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с оспариванием ненормативного правового акта органа местного самоуправления, установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель Избирательной комиссии ПК по доверенности ФИО7 возражала относительно заявленных требований, представила суду письменные возражения (л.д. 60-32). Считает, что обжалуемое постановление главы администрации <адрес> не нарушает требования Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» в связи с тем, что данный закон позволяет осуществлять обработку персональных данных по поручению оператора другим лицом. В данном случае оператором является администрация <адрес> - орган осуществляющий обработку персональных данных в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на него функций, полномочий и обязанностей по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, а заместитель главы администрации - лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, которое согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» не обязано получать согласие субъекта персональных данных на их обработку. Просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования прокурора <адрес> необоснованными и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГлавой администрации <адрес> издано постановление «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (л.д. 7-8).

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление внесены изменения, согласно которым по всему тексту постановления слова «заместитель главы администрации <адрес> ФИО3» заменены словами «заместитель главы администрации <адрес> ФИО4» в соответствующем падеже. В настоящее время постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действует в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> принесен протест на пункт 1 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 10-12).

На протест прокуратуры <адрес> администрация <адрес> сообщила, что пункт 1 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» не противоречит действующему законодательству РФ. (л.д. 13-15).

ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора <адрес> было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 5.4 КоАП РФ в отношении главы <адрес> ФИО8 за нарушение установленного законом порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое возложена эта обязанность (л.д. 42-44).

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении главы <адрес> ФИО8 по ст. 5.4 КоАП РФ прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменения, протест прокурора без удовлетворения. (л.д.69-73).

Ч. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) предусмотрено, что регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории городского округа, осуществляется главой местной администрации городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Часть 2 статьи 37 указанного Федерального закона устанавливает, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 30 Устава <адрес> администрацией <адрес> руководит глава <адрес> на принципах единоначалия.

В соответствии с пунктами 8, 13 ч. 1 ст. 28 Устава <адрес> к полномочиям главы <адрес> относится формирование администрации города и руководство ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом, организация и обеспечение исполнения полномочий администрации <адрес> по решению вопросов местного значения.

В силу ч. 4 ст. 30 Устава <адрес> определено, что администрация осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Уставом, решениями Думы <адрес>, постановлениями и распоряжениями главы <адрес> и положением, определяющим ее деятельность как органа местного самоуправления, утверждаемым Думой <адрес>.

Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 31 Устава <адрес> первые заместители, заместители главы администрации <адрес> назначаются и освобождаются от должности главой <адрес> и выполняют функции, определяемые главой <адрес>.

В судебном заседании установлено, что функции первых заместителей главы администрации, заместителей главы администрации по курируемым направлениям деятельности установлены распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О распределении обязанностей», которым руководствуется заместитель главы администрации <адрес> ФИО4 при исполнении своих должностных обязанностей (л.д. 24-29).

Таким образом, судом установлено, что глава <адрес> в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами вправе определить должностное лицо администрации <адрес>, ответственное за осуществление деятельности администрации <адрес> по указанному направлению работы, в рамках полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ регламентируются правоотношения, связанные с исполнением полномочий, возложенных на главу местной администрации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, в администрации <адрес>.

Таким образом, возложение ответственности за осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума (пункт 1 постановления) не равнозначно осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории городского округа (статья 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).

Согласно части 11 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирование и ведение регистра избирателей, участников референдума осуществляются в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Приложением к Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации» утверждена Примерная форма распоряжения главы администрации города (района), предусматривающая определение уполномоченного первого заместителя (заместителя) главы администрации города (района), ответственного за осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории города (района) (л.д. 46-49).

Таким образом, уполномоченный государственный орган (Центризбирком РФ) предусмотрел возможность определения главой местной администрации уполномоченного должностного лица местной администрации, осуществляющего функции по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории соответствующего муниципального образования.

Прокурор <адрес> в заявлении в обоснование заявленных требований ссылается на статью 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», указывая, что пункт 1 оспариваемого постановления противоречит ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».

Однако, суд полагает, что пункт 1 постановления не вступает в противоречие с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ в силу следующего.

Пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ позволяет осуществлять обработку персональных данных по поручению оператора другим лицом; под оператором применительно к органам местного самоуправления понимается непосредственно муниципальный орган, а не должностное лицо органа местного самоуправления. Деятельность заместителя главы <адрес> по указанному направлению не противоречит статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ, устанавливающей конфиденциальность персональных данных.

Кроме того, суд также полагает, что постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) не противоречит требованиям части 6 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации, поскольку постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) регламентирует правоотношения, связанные с организацией проведения выборов и референдумов, т.е. связанные с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, установленного действующим законодательством Российской Федерации.

Следовательно, форма, в которой орган вправе принимать не нормативный правовой акт не нарушена, в связи с чем, довод прокурора о том, что Администрацией при принятии оспариваемого постановления были нарушены нормы действующего законодательства, регулирующие возможные формы и виды принимаемых органами местного самоуправления, суд находит не заслуживающим внимания.

Таким образом, суд пришел к выводу, что пункт 1 постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ) не противоречит закону, в связи с чем, отсутствуют основания для признания данного пункта не законным.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ с заявлением об оспаривании не нормативного акта органа местного самоуправления лицо вправе обратиться в течении 3-х месяцев, с момента когда стало известно о нарушении права.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с подпунктом 2.5.1.4 пункта 2.5 Инструкции по документационному обеспечению управления (делопроизводству) в администрации <адрес>, утвержденной постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , управление делопроизводства ежемесячно направляет копии изданных правовых актов главы города и администрации города в прокуратуру <адрес>.

Постановление главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» было получено сотрудником прокуратуры <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка в реестре выдачи постановлений главы администрации <адрес> прокуратуре <адрес>», и не оспаривалось сторонами (л.д. 17).

Довод представителя прокуратуры о том, что обработка оспариваемого постановления была произведена в сентябре 2011 года, в связи с предстоящими выборами, в связи с чем, срок прокурором не пропущен, по мнению суда является не состоятельным.

Таким образом, прокуратурой пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с оспариванием ненормативного правового акта органа местного самоуправления, установленный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора <адрес> о признании пункта 1 постановления главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Владивостокского городского округа» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), противоречащим закону и недействующим со дня принятия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская