о возложении обязанности произвести начисление и выплату единовременной денежной компенсации, взыскании морального вреда



Дело № 2-5615/11 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» октября 2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

председательствующего судьи Павлуцкой С.В.

при секретаре Бурдюк И.А.

с участием представителя истца Мартыненко Г.А. - Мартыненко А.В.,

представителя ответчика <данные изъяты> в лице Управления Федерального

казначейства по <данные изъяты> Ерохиной И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мартыненко ФИО12 к ФИО3 РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Отделу социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности произвести начисление и выплату единовременной денежной компенсации, взыскании морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд с вышеназванным заявлением, в обоснование указав, что она родилась в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проживает в <адрес> края. ДД.ММ.ГГГГ умер её отец Рихельгоф ФИО13. После его смерти она узнала ( обнаружила в документах отца ), что отец был реабилитирован ДД.ММ.ГГГГ, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был мобилизован в трудколонию и с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в спецпоселении в <адрес>, как лицо немецкой национальности был репрессирован (принудительно переселен из <адрес> в <адрес>). С момента рождений ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она так же проживала в спецпоселении вместе с отцом. По решению Уссурийского городского суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт применения политических репрессий в отношении истца – Мартыненко Г.А. в связи с её рождением и проживанием с отцом - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., в период применения к нему политических репрессий в виде его направления на спецпоселение в <адрес> с момента её рождения и по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ из Главного УВД по <адрес> МВД РФ получена справка о реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты населения, отдел <адрес> о начислении и выплате ей компенсации в соответствии со ст. 12,15 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

ДД.ММ.ГГГГ за Отдел социальной защиты населения <адрес> отказал истцу в начислении и выплате компенсации со ссылкой на то, что она не подвергалась политическим репрессиям в виде лишения свободы, не помещалась на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения. При этом не указали причину не применения мер по начислению и выплате компенсации в соответствии с требованиями Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий № 1761-1 от 18.10.1991 г. «в редакции Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «за счет средств (субсидий) предоставленных субъекту РФ (<адрес>) правительством РФ в лице ФИО3 РФ, и не указан перечень социальных гарантий, предоставляемый Департаментом социальной защиты населения <адрес>, реабилитированным, проживающим в <адрес> края. Не согласовал данный вопрос с субъектом РФ.

Мартыненко Г.А. указывает, что ей причинен моральный вред со стороны государственных органов, ФИО3 Внутренних Дел РФ, которые скрывали от неё факт применения в отношении неё факта политических репрессий с момента рождения и до ДД.ММ.ГГГГ проживания вместе с отцом на спецпоселении в <адрес>. Истец не могла пользоваться льготами предоставляемыми реабилитированным, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных, общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Департамент социальной защиты населения в лице отдела <адрес> формально дал ответ об отказе в начислении и выплате компенсации и предоставлении льгот. Она вынуждена обращаться к юристам, нести физические и моральные страдания. Просит обязать ответчиков произвести начисление и выплату единовременной денежной компенсации на основании предоставленных документов и действующего законодательства РФ; взыскать моральный вред в размере <данные изъяты>.

Представитель истца Мартыненко А.С. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил обязать ФИО3 РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> и Отдел социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения <адрес> начислить и выплатить единовременную компенсацию, моральный вред взыскать с ФИО3 РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>. Исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что государство, зная, что истец подвергалась политическим репрессиям, не уведомило её, что ей подлежат предоставлению льготы и выплаты. Она на протяжении 19 лет не пользовалась льготами. Нахождение на спецпоселении равнозначно лишению свободы, об этом имеется Постановление Конституционного суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО8 в судебном заседании не признала исковые требованиями, представила письменный отзыв, указав, что истицей не приведены доказательства, подтверждающие факт причинения ей нравственных и физических страданий действиями ФИО3 РФ. Законных оснований для возмещения морального вреда по данному исковому требованию не имеется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 № 635 утверждены «Привила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительной лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а так же денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество». В связи с тем, что определен порядок предоставления вышеуказанных субсидий, оснований для возложения ответственности на Минфин России не имеется.

Представитель Отдела социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщены.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ, мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Отдела социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения <адрес>.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что Рихельгоф А.М., <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год состоял на учете спецпоселения в <адрес>, реабилитирован, что подтверждается справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ , выданной УВД <адрес>.

Сурикова Г.А. является дочерью Рихельгоф А.М. и Суриковой Л.В. (свидетельство о рождении ХЕ ).

Как следует из свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака Суриковой Г.А. присвоена фамилия Мартыненко.

Согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУ ВД <адрес>, Мартыненко Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, - реабилитирована. Мартыненко Г.А. родилась в период нахождения отца на спецпоселении. В составе семьи находилась на спецпоселении в <адрес>. Отец – Рихельгоф А.М. освобожден с учета спецпоселения ДД.ММ.ГГГГ Основание применения репрессии в административном порядке – постановление СНК СССР №35 от 08.11.1945 года.

28.04.2011г. решением Уссурийского городского суда <адрес>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт применения политических репрессий в отношении Мартыненко Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с её рождением и проживанием с отцом Рихельгоф А.М. в период применения к нему политических репрессий в виде его направления на спецпоселение в <адрес>, с момента рождения и ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>. Мартыненко Г.А. обратилась в Департамент социальной защиты населения <адрес> с заявлением о начислении и выплате компенсации в соответствии со ст.ст. 12,15 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий».

Как следует из сообщения Отдела социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ , направленному Мартыненко Г.А., права на получение данного вида социальной поддержки в соответствии с законодательством она не имеет, т.к. под лишением свободы следует понимать: лишение свободы, связанное с нахождением в тюрьме, колониях, лагерях, тюремных больницах; содержание под стражей в порядке предварительного заключения; каторжные работы.

Согласно ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» - лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более <данные изъяты>.

Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Как следует из буквального содержания ст. 15 Закона от 18.10.1991 г. №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», единовременная денежная компенсация выплачивается лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, сведений о применении к Мартыненко Г.А. указанных видов репрессий не имеется.

Доводы ФИО3 заявителя о том, что нахождение на спецпоселении равнозначно лишению свободы со ссылками на Постановление Конституционного суда РФ №6-П от 23.05.1995г., не могут быть приняты судом.

Названным Постановлением Конституционного суда РФ №6-П от 23.05.1995г. рассматривалось дело о конституционности статей 2.1 и 16 Закона РСФСР от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований заявителя о возложении обязанности на ответчиков произвести начисление и выплату единовременной денежной компенсации как лицу, подвергнутому политическим репрессиям в виде рождения в период нахождения отца на спецпоселении, не имеется.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> по доводам, указанным истцом и его представителем, также не усмотрено.

Согласно ч.3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных, общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», на который указывает истец в исковом заявлении, - право на возмещение ущерба в соответствии со статьей 2 настоящего Указа имеют граждане, в отношении которых незаконные действия совершены после ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

Закон РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона, до 1991 года какие-либо компенсации морального вреда жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались.

Доказательств сокрытия от Мартыненко Г.А. факта применения в отношении нее политических репрессий не установлено. Законом РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусмотрена обязанность органов внутренних дел по персональному информированию граждан о применении в отношении них политических репрессий, порядок реабилитации согласно ст. 6,7 Закона носит заявительный характер.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Мартыненко Г.А. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Мартыненко ФИО14 в удовлетворении требований о возложении обязанности на ФИО3 РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Отдел социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу Департамента социальной защиты населения <адрес> произвести начисление и выплату единовременной денежной компенсации; к ФИО3 РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании морального вреда в размере ФИО15 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Павлуцкая