№ 2-6660/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Остапенко А.В. при секретаре Атласовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> к ООО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия ответчика по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организации и возложении обязанности провести аттестацию, У С Т А Н О В И Л : Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <данные изъяты> проведена проверка исполнения трудового законодательства в ООО <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что в ООО <данные изъяты> не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Статьей 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Согласно п.4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Не проведение ответчиком аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в ООО <данные изъяты> и намеревающихся работать на предприятии, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях. Просил признать незаконным бездействие ООО <данные изъяты> по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организации; возложить на ООО <данные изъяты> обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 01.01.2012 года. В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просил исковые требования удовлетворить. Представитель ответчика по доверенности – ФИО4, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объёме, по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просила в удовлетворении исковых требований прокурору <данные изъяты> отказать. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, находит исковые требования прокурора <данные изъяты> обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, прокуратурой <данные изъяты>, в соответствии с требованиями ст.ст. 22, 209, 210, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в организации - ООО <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что в ООО <данные изъяты>, на момент проверки, аттестация рабочих мест по условиям труда проведена не была. В соответствии с ч.2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. По смыслу ст. 210 ТК РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда… Согласно п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией и организацией работ по охране труда возложена на работодателя. По правилам п.2 ч.2 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20963), порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Как установлено п. 2 Порядка, аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. В силу положений п.3 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. По правилам п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н, аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Материалами дела установлено, что 30.05.2011 года директором ООО <данные изъяты> был издан приказ № 7 о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д. 8). 06.06.2011 года директором ООО <данные изъяты> был утверждён перечень рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда в 2011 году, включая начальника ПТО организации, бухгалтера, помощника руководителя, офис-менеджера, маляра и архитектора. Ссылка представителя ответчика на заключённый ответчиком (Заказчик) 26.07.2011 года с <данные изъяты> (Исполнитель) договор № 394/11 возмездного оказания услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, по условиям которого, исполнитель принял на себя обязательства по выполнению исследовательских работ по аттестации 6 рабочих мест по условиям труда в объёме и согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 г. № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (п. 1.1), не может быть принята судом ко вниманию, поскольку сроком начала выполнения работ является момент поступления аванса на расчётный счёт Исполнителя (п.5.1. Договора), а срок окончания работ - март 2012 г. Платёжным поручением № 686 от 28.07.2011 г. подтверждается, что ответчик перечислил <данные изъяты> предоплату по счёту № 537 от 26.07.2011 г. за аттестацию рабочих мест по условиям труда. В судебном заседании установлено, что до настоящего времени, аттестация рабочих мест по условиям труда ответчиком не произведена, доказательств обратного представителем ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено. С учётом изложенного суд считает, что в судебном заседании доказан факт того, что не проведение ООО <данные изъяты> аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих у ответчика на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях. Таким образом, невыполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, является незаконным и нарушающими права лиц, работающих в ООО <данные изъяты> на получение информации о наличии на рабочих местах вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в указанных условиях, в связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований прокурора. Факт заключения договора на проведение аттестации 6 рабочих мест не доказывает проведение самой аттестации. С момента поступления денег на счёт Исполнителя прошло около 5 месяцев, доказательств того, что Исполнитель произвёл действия по указанному договору представителем ответчика суду не предоставлено. В то же время суд считает, что прокурором заявлен неразумный срок по возложению на ответчика обязанности произвести аттестацию рабочих мест в срок до 01.01.2012 г., поскольку решение по данному делу принято 16 декабря, мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2011 г. и срок кассационного обжалования данного решения истечет только 10 января 2012 г. Кроме того, согласно п.7.1 указанного выше договора, договор вступает в силу с момента его по подписания и действует до 30.06.2012 года, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами своих обязательств, с указанием срок окончания работ - март 2012 г. (п.5.2 Договора). Исходя из выше изложенного, в соответствии со ст. 204 ГПК РФ, суд считает необходимым для защиты нарушенных прав неопределенного круга лиц возложить на ответчика обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 30.03.2012 года включительно. В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в муниципальный бюджет взыскивается государственная пошлина в размере №. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора <данные изъяты> к ООО <данные изъяты> о признании незаконным бездействия ответчика по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организации и возложении обязанности провести аттестацию удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие ООО <данные изъяты> по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организации. Возложить на ООО <данные изъяты> обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до 30 марта 2012 года. Взыскать с ООО <данные изъяты> государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере №. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 23.12.2011 года. Судья А.В.Остапенко