о возложении обязанности по проведению капитального ремонта



Дело №2-6310/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29.12.2011 года г. Владивосток.

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Рубан А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2 обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, указав в обоснование заявленных требований, что они являются собственниками и нанимателями кВ. по адресу: <адрес>. Указанный дом, 1974 года постройки, 9-ти этажный, 4-х подъездный. В течение последних лет дом находится в ужасном состоянии. Согласно заключению по обследованию и определению технического состояния многоквартирного дома, выполненного ФИО7 выявлены и зафиксированы дефекты, свидетельствующие о значительном физическом износе инженерных сетей дома <адрес>. В целом, состояние большинства инженерных систем – неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта по следующим позициям: фасад – восстановление защитного слоя стыков, герметизация швов, заделки трещин с восстановлением отделочных покрытий стеновых панелей, восстановить защитный слой козырьков входа; помещения мест общего пользования – восстановить окрасочный слой стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; система водоснабжения – произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы холодного водоснабжения, произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы горячего водоснабжения, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система отопления – произвести замену задвижек, вентилей и трубопроводов системы отопления, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система канализации – произвести замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации; система электрооборудования – замена проводки, замена сетей; кровля – смена верхнего слоя рубероида с разрезкой вздувшихся мест и дополнительным покрытием еще одним слоем, капитальный ремонт покрытий парапетных плит. В обоснование заявленных требований ссылаются на ст. 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ», ч.2 ст. 676 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ. Просит обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт с заменой в доме по адресу: <адрес>: фасад – восстановление защитного слоя стыков, герметизация швов, заделки трещин с восстановлением отделочных покрытий стеновых панелей, восстановить защитный слой козырьков входа; помещения мест общего пользования – восстановить окрасочный слой стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; система водоснабжения – произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы холодного водоснабжения, произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы горячего водоснабжения, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система отопления – произвести замену задвижек, вентилей и трубопроводов системы отопления, установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления; система канализации – произвести замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации; система электрооборудования – замена проводки, замена сетей; кровля – смена верхнего слоя рубероида с разрезкой вздувшихся мест и дополнительным покрытием еще одним слоем, капитальный ремонт покрытий парапетных плит, взыскать с ответчика расходы на проведение технического обследования дома в размере <данные изъяты> рублей, на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истцов уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт с заменой в доме по адресу: <адрес>: капитальный ремонт фасада, с восстановлением защитного слоя стыков, герметизацией швов, заделкой трещин, отделочных покрытий стеновых панелей, восстановить защитный слой козырьков входов, восстановить окраску цоколя; капитальный ремонт помещений мест общего пользования с восстановлением окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; капитальный ремонт системы водоснабжения, с заменой трубопроводов системы холодного водоснабжения, задвижек, вентилей, с заменой трубопроводов системы горячего водоснабжения, задвижек, вентилей, установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления в подвале дома; капитальный ремонт системы отопления, с заменой трубопроводов системы отопления, вентилей, задвижек, с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления в подвале дома; капитальный ремонт системы канализации, с заменой вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации в подвале дома; капитальный ремонт системы электрооборудования, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в поддавале; капитальный ремонт кровли с восстановлением целостности кровельного ковра и покрытий парапетных плит, взыскать с ответчика расходы на проведение технического обследования дома в размере <данные изъяты> рублей, на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований ссылался на доводы и основания изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают необходимость проведения капитального ремонта дома <адрес>. Вывод о неудовлетворительном состоянии дома и необходимости проведения его капитального ремонта, содержащийся в заключении , выполненном ФИО7, сделан с целью освободить компанию, обслуживающую данный дом, от исполнения обязанностей по проведению текущего ремонта здания. В заключении указано, что на момент осмотра дома <адрес> обнаружены следующие дефекты: многочисленные трещины и разрывы по поверхности герметика межпанельных швов, отслоение раствора в стыках, отслоение защитного слоя козырьков входа местами. Данные дефекты подтверждены фотографиями, однако фотоматериалы не подтверждают неудовлетворительное состояние дома. В соответствии с совместным актом осмотра дома от ДД.ММ.ГГГГ при осмотре фасада местами имеется растрескивание изоляционного материала межпанельных швов, причем со стороны 1-го подъезда торец дома полностью утеплен сайдингом. Таким образом, повреждения носят локальный характер, отнесены к текущему ремонту. Не является капитальным ремонтом окраска стен и потолков помещений мест общего пользования. В заключении указывается, что для приведения кровли в нормальное техническое состояние возникает необходимость в проведении текущего ремонта. Кроме того, даже в совместном акте от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что целостность кровельного ковра не нарушена, воздушные пузыри и отслоения не выявлены. ФИО1 является собственником кв. <адрес>. В то же время им заявлены требования о возложении на администрацию <адрес> обязанности по проведению капитального ремонта всего дома. Кроме того, на ФИО1 также возложено бремя содержания общего имущества, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта как на собственника квартиры. администрация <адрес> является собственником только неприватизированных квартир и нежилых помещений, не являющихся общедолевым имуществом. ФИО1 заключая договор на передачу квартир в собственность граждан, была надлежащим образом осведомлена о техническом состоянии жилого дома. Подписав договор, она приняла на себя обязательство в последующем осуществлять капитальный ремонт дома за свой счет. Требования ФИО2 не основаны на законе. Проведению капитального ремонта должно предшествовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Однако в администрацию <адрес> с вопросами о проведении общего собрания собственников помещений по поводу проведения капитального ремонта жилого дома <адрес> не обращались. Поскольку администрация <адрес> не правомочна самостоятельно принимать решение о проведении капитального ремонта, требование о возложении на администрацию <адрес> обязанности по проведению капитального ремонта является вмешательством в компетенцию общего собрания собственников дома <адрес>. Расходы на проведение технического обследования дома в размере <данные изъяты> рублей не подлежат возмещению, поскольку не являются судебными, они понесены истцами по собственной инициативе, задолго до обращения в суд, поскольку акт технического обследования датирован ДД.ММ.ГГГГ, а исковое заявление подано в суд в ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, его заказчиком является ФИО12, а не истцы. Факт получения ФИО7 оплаты за проведение технического обследования от заказчика не подтвержден документально. Также, указанная сумма является завышенной и не соответствует реальным ценам, сложившемся на рынке экспертных услуг в <адрес>. Сумма расходов на оплату услуг представителя – ФИО5 в размере <данные изъяты> рублей не соответствует сложности дела, количеству судебных заседаний. Просит в удовлетворении заявленных требований истцам отказать.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно Договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей совместной собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

ФИО2 является нанимателем квартиры <адрес>, что следует из Ордера .

Дом <адрес> – 9-ти этажный, 4-х подъездный, 1974 года постройки.

Согласно Акту обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией в составе: главного специалиста ОЭХФ УСЖФ администрации <адрес>, ведущего инженера ПТО ФИО14, инженера ФИО15, при визуальном обследовании мест общего пользования было выявлено следующее: отмостка – нарушение целостности асфальтового покрытия, местами имеются трещины, провалы; фасад – местами имеется растрескивание изоляционного материала межпанельных швов. Со стороны 1-ого подъезда торец дома утеплен полностью сайдингом; лестничная клетка – запыленность стен и потолков, местами отслоение, растрескивание отделочного слоя; кроля- целостность кровельного ковра не нарушена, воздушные пузыри и отслоения не выявлены; оконные и дверные блоки – оконные блоки в местах общего пользования – из ПХВ профилей, дефектов не обнаружено. Входные двери – металлические оборудованы домофоном, дефектов не обнаружено; придомовая территория – нарушение целостности асфальтового покрытия, местами имеются трещины, провалы; система отопления и ГВС – тепловой узел – трубопровод и запорная арматура подвержены коррозии, отсутствуют КИП и приборы учета. Течи нет. видны следы поддерживающего ремонта. Частично отсутствует изоляция. Отопление в местах общего пользования укомплектовано, изоляция отсутствует; ХВС – водомерный узел – трубопровод и запорная арматура подвержены коррозированы, отсутствуют КИП, течи нет. Видны следы поддерживающего ремонта; канализация - нарушена целостность фасонных частей, сколы, трещины, разрушение раструбов, течи нет. наблюдаются следы поддерживающего ремонта; электрооборудование – ВРУ – без видимых дефектов. Освещение мест общего пользования – наблюдаются скрутки, ветхость проводов, частично отсутствуют плафоны. Поэтажные электрощитки –нет возможности обследовать, так как подходы перекрыты металлическими дверями.

Как следует из Заключения по обследованию и определению технического состояния многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, выполненного ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, состояние фасада (физический износ 40%), помещений мест общего пользования (физический износ 65%), системы водоснабжения (физический износ 65%), системы теплоснабжения (отопления) (физический износ 65%), системы канализации (физический износ 60%), системы электрооборудования (физический износ 60%), кровли (физический износ 30%) неудовлетворительное. Требуется проведение комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий, улучшающих эксплуатационные показатели здания в виде капитального ремонта. Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций рекомендуется произвести ремонтно-восстановительные работы конструктивных элементов и инженерных систем здания в ближайшие сроки посредством выполнения их капитального ремонта. Фасад в неудовлетворительном состоянии, требуется восстановление защитного слоя стыков, герметизация швов, заделка трещин с восстановлением отделочных покрытий стеновых панелей, также требуется восстановление защитного слоя козырьков входа. Состояние помещений мест общего пользования неудовлетворительное и требуется восстановить окрасочный слой стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности. Состояние системы водоснабжения неудовлетворительное, требуется: произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы холодного водоснабжения; произвести замену задвижек, вентилей, трубопроводов системы горячего водоснабжения; установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления. Система отопления в неудовлетворительном состоянии, необходимо: произвести замену задвижек, вентилей и трубопроводов системы отопления; установить приборы учета потребления ресурсов и узлов управления. Система канализации в неудовлетворительном состоянии, требуется произвести замену вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации. Система электрооборудования в неудовлетворительном состоянии, необходимы: замена открытой проводки; замена отдельный участков сетей. Кровля в неудовлетворительном состоянии, требуется: смена верхнего слоя рубероида с разрезкой вздувшихся мест и дополнительным покрытием еще одним слоем (местами); устранение повреждения покрытия парапетных плит.

В силу пункта 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами управляющей организации, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, включая чердаки, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома.

Согласно главе 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В силу ст. 2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", капитальный ремонт многоквартирного дома - проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Законом относятся: - ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); - ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; - ремонт крыш; - ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; - утепление и ремонт фасадов (ст. 15).

Согласно п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

В соответствии п. 2.2, п. 5.1, Приложению 2 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 года № 312, сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление и замену их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.

В соответствии Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п. 3.6.9. Конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: - кровельные покрытия - 50%; покрытия полов – 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15 % их общего объема в жилом здании.

Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда утвержденного Постановлением Госкомитета РФ по строительству от 27.09.2003 г. № 170 Приложение № 8 «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома» к капитальному ремонту относится …. ремонт крыши, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.

Из Заключения следует, что на момент осмотра фасада обнаружено следующее.

Так, на фасаде здания обнаружены многочисленные трещины и разрывы по поверхности герметика межпанельных швов, отслоение раствора в стыках, отслоение защитного слоя козырьков входа местами.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что местами имеется растрескивание изоляционного материала межпанельных швов.

Согласно норм ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» указанное свидетельствует о том, что конструкции стен жилого дома имеют физический износ 40%.

Эффективный срок службы стен в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" для каменной кладки из кирпича, шлакоблоков и ракушечника – 30 лет, для штукатурки по стенам – 30 лет; для окраски по штукатурке полимерными составами – 6 лет, для заполнения межпанельных стыков – 15 лет.

Что касается помещений мест общего пользования, то согласно Заключения но момент осмотра помещений общего пользования обнаружено следующие дефекты: отслоение краски со шпаклевкой окрасочного покрытия стен и потолков лестничных клеток, загрязнение поверхностей.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лестничная клетка имеет запыленность стен и потолков, местами отслоение, растрескивание отделочного слоя.

Указанные дефекты свидетельствуют о том, что элементы отделки и конструкции, смонтированные в помещениях мест общего пользования жилого дома, имеют физический износ 65%, в соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Эффективный срок службы элементов отделки в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" составляет: для штукатурки по стенам – 30 лет, для окраски по штукатурке полимерными составами – 6 лет, двери тамбура внутренние деревянные – 10 лет.

Из Заключения следует, что на момент осмотра системы водоснабжения обнаружены дефекты: следы ремонта трубопроводов и магистралей; значительная коррозия трубопроводов холодного и горячего водоснабжения; отсутствие приборов учета потребления ресурсов и узлов управления.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водомерный узел – трубопровод и запорная арматура повреждены, коррозированы, отсутствуют КИП, видны следы поддерживающего ремонта. Тепловой узел – трубопровод и запорная арматура подвержены коррозии, отсутствуют КИП и приборы учета. Видны следы поддерживающего ремонта. Частично отсутствует изоляция.

В соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий» система холодного водоснабжения указанного дома имеет физический износ 65%.

Эффективный срок службы элементов системы водоснабжения в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" составляет: водопроводы холодной воды из труб газовых черных – 25 лет; водопроводы горячей воды из труб газовых черных – 15 лет; задвижки и вентили из чугуна – 8 лет; водомерные узлы – 10 лет.

Согласно Заключения на момент осмотра системы отопления установлено: следы ремонта трубопроводов и магистралей; следы коррозии трубопроводов; нарушение теплоизоляции; отсутствие приборов учета потребления ресурсов и узлов управления.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что водомерный узел – трубопровод и запорная арматура повреждены, коррозированы, отсутствуют КИП, видны следы поддерживающего ремонта. Тепловой узел – трубопровод и запорная арматура подвержены коррозии, отсутствуют КИП и приборы учета. Видны следы поддерживающего ремонта. Отопление в местах общего пользования укомплектовано, изоляция отсутствует.

Указанные дефекты свидетельствуют о том, что система теплоснабжения (отопления) имеет физический износ 65%, в соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Эффективный срок службы элементов системы теплоснабжения (отопления) в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" составляет: задвижки вентили из чугуна – 8 лет; вентили и пробковые краны из латуни – 12 лет; изоляция трубопроводов – 10 лет; трубопроводы отопления – 15 лет.

Согласно Заключения на момент осмотра система канализация имела: следы протечек воды в вертикальных (стояках) и горизонтальных (лежаках) и местах стыков трубопроводов канализации; следы ремонта трубопроводов канализации.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушена целостность фасонных частей, сколы, трещины, разрушение раструбов. Наблюдаются следы поддерживающего ремонта.

Указанные дефекты свидетельствуют о том, что система канализации имеет физический износ 60%, в соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Эффективный срок службы элементов системы канализации в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" составляет: трубопроводы канализации чугунные – 40 лет.

Согласно Заключения на момент осмотра электропроводки обнаружено: открытая проводка; потеря эластичности изоляции проводов; следы ремонта системы с частичной заменой сетей и электрооборудования.

Также из Акта обследования технического состояния жилого дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что освещение мест общего пользования – наблюдаются скрутки, ветхость проводов, частично отсутствуют плафоны.

Указанные дефекты свидетельствуют о том, что система электропроводки имеет физический износ 60%, в соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Эффективный срок службы элементов электроснабжения в соответствии с нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" составляет: вводно-распределительные устройства – 20 лет; электроприборы – 5 лет; внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет; сеть дежурного освещения мест общего пользования – 10 лет.

Как следует из Заключения на момент осмотра кровли обнаружено: вздутие поверхности, проникание влаги в места примыканий к вертикальным поверхностям местами; отсутствие рулонного ковра на отдельных парапетных плитах.

Указанные дефекты свидетельствуют о том, что элементы кровельного покрытия имеют физический износ 30%, в соответствии с нормами ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».

Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении ре­конструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов комму­нального и социально-культурного назначения" продолжительность до капи­тального ремонта (замены) кровли составляет 10-15 лет.

Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Судом установлено, что дом эксплуатируется с 1974 года, доказательств того, что производился капитальный ремонт фасада, помещений мест общего пользования, систем водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы электрооборудования, кровли дома <адрес> не предоставлено.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт необходимости проведения капитального ремонта дома <адрес> на момент приватизации квартиры ФИО1, а именно: капитального ремонта фасада, с восстановлением защитного слоя стыков, герметизацией швов, заделкой трещин, отделочных покрытий стеновых панелей, восстановление защитного слоя козырьков входов, восстановление окраски цоколя; капитального ремонта помещений мест общего пользования с восстановлением окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; капитального ремонта системы водоснабжения, с заменой трубопроводов системы холодного водоснабжения, задвижек, вентилей, с заменой трубопроводов системы горячего водоснабжения, задвижек, вентилей, установкой узлов управления в подвале дома; капитального ремонта системы отопления, с заменой трубопроводов системы отопления, вентилей, задвижек, с установкой узлов управления в подвале дома; капитального ремонта системы канализации, с заменой вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации в подвале дома; капитальный ремонт системы электрооборудования, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в поддавале; капитальный ремонт кровли с восстановлением целостности кровельного ковра и покрытий парапетных плит.

Судом в качестве доказательства принято вышеуказанное Заключение, поскольку оно выполнено специалистом имеющим необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, аттестацию, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных ст.60 ГПК РФ, дефекты указанные в Заключении зафиксированы на фотоснимках приложенных к нему.

Доказательств, подтверждающих доводы администрации <адрес> об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта дома в судебное заседание не представлено.

Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью и в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

В силу требований ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в силу ст. 23 данного Федерального закона муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью.

Согласно п.9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Статьями 15, 17 ЖК РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 73 Закона РФ «О местном самоуправлении в РФ» городская администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства входящих в состав муниципальной собственности, осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, а также обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения.

В силу ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств, для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме.

На основании ст.ст. 154, 158 ЖК РФ оплата за содержание и ремонт жилого помещения включена в структуру платежей граждан. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда.

В судебном заседании установлено, что дом <адрес> стоит на балансе <адрес> и является муниципальной собственностью.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых жилых помещений в домах требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность проводить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданами занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007).

Кроме того, статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам проживающим в таком доме.

В соответствии с методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) п.3.8.1 требования к качеству работ и услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда базируются на принципах наиболее полного учета потребностей нанимателей и собственников жилья в многоквартирных жилых домах. Под качеством жилищных услуг понимается – совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладения, обеспечивающая удовлетворение требований потребителей к условиям проживания. Контроль соблюдения требований к содержанию и ремонту жилищного фонда в пределах своей компетенции осуществляется органами местного самоуправления.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что работы по ремонту фасада, помещений мест общего пользования, систем водоснабжения, системы отопления, системы канализации, системы электрооборудования, кровли дома <адрес> относятся к капитальному ремонту, на момент приватизации ФИО1 квартиры в 2010 году требовалось проведение капитального ремонта указанных конструктивных элементов и инженерных сетей и доказательств обратного Администрацией <адрес> не представлено, кроме того ФИО2 является нанимателем жилого помещения в указанном доме, суд находит подлежащими удовлетворению требования истцов о возложении на администрацию <адрес>, как собственник муниципального имущества и наймодателя, обязанности произвести в доме по адресу: <адрес>: капитальный ремонт фасада, с восстановлением защитного слоя стыков, герметизацией швов, заделкой трещин, отделочных покрытий стеновых панелей, восстановить защитный слой козырьков входов, восстановить окраску цоколя; капитальный ремонт помещений мест общего пользования с восстановлением окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; капитальный ремонт системы водоснабжения, с заменой трубопроводов системы холодного водоснабжения, задвижек, вентилей, с заменой трубопроводов системы горячего водоснабжения, задвижек, вентилей; капитальный ремонт системы отопления, с заменой трубопроводов системы отопления, вентилей, задвижек; капитальный ремонт системы канализации, с заменой вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации в подвале дома; капитальный ремонт системы электрооборудования, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в поддавале; капитальный ремонт кровли с восстановлением целостности кровельного ковра и покрытий парапетных плит.

Между тем, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцами в судебном заседании не представлено, а судом не добыто каких-либо достаточных или допустимых доказательств того, что приборы учета потребления ресурсов и узлов управления были установлены в доме <адрес> ранее, и что данная установка является обязанностью администрации <адрес> и является ремонтом капитального характера, требования о возложении на администрацию <адрес> обязанности установить прибора учета потребления ресурсов и узлов управления в подвале лома удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В нарушение ст.56 ГПК РФ представителем администрации <адрес> в судебном заседании не представлено ни одного доказательства в подтверждение своей позиции и опровержение доказательств, представленных истцом.

На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, с учетом объема выполненной представителем истцов работы, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, согласно имеющейся в материалах дела расписки.

Также, на основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу ФИО1 подлежат взысканию понесенные ею расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований по проведению технического обследования в размере <данные изъяты> рублей (квитанция к приходному кассовому ордеру ), на оплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей (чек-ордер).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведению капитального ремонта – удовлетворить в части.

Обязать Администрацию <адрес> произвести в доме по адресу: <адрес>: капитальный ремонт фасада, с восстановлением защитного слоя стыков, герметизацией швов, заделкой трещин, отделочных покрытий стеновых панелей, восстановить защитный слой козырьков входов, восстановить окраску цоколя; капитальный ремонт помещений мест общего пользования с восстановлением окрасочного слоя стен и потолков лестничных клеток с подготовкой поверхности; капитальный ремонт системы водоснабжения, с заменой трубопроводов системы холодного водоснабжения, задвижек, вентилей, с заменой трубопроводов системы горячего водоснабжения, задвижек, вентилей; капитальный ремонт системы отопления, с заменой трубопроводов системы отопления, вентилей, задвижек; капитальный ремонт системы канализации, с заменой вертикальных (стояков) и горизонтальных (лежаков) трубопроводов системы канализации в подвале дома; капитальный ремонт системы электрооборудования, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства в поддавале; капитальный ремонт кровли с восстановлением целостности кровельного ковра и покрытий парапетных плит.

Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 расходы на проведение технического обследования дома в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, на оплату госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г, Владивостока.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Г.Ю. Шевчук