об оспаривании бездействия должностных лиц



Дело №2-5787/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток 05.12.2011 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Шевчук Г.Ю.,

при секретаре Рубан А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия должностных лиц,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия должностных лиц, указав в обоснование заявленных требований, что она является женой военнослужащего, <данные изъяты> ФИО4 Ей стало известно, что её мужу на состав семьи 3 человека протоколом жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ распределено жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры <адрес> в строящемся микрорайоне «<данные изъяты>» в <адрес>. В настоящее время её супруг скрывает от неё информацию и документацию, связанные с распределением жилья и предоставлением ему указанного жилого помещения. Ей известно, что ФИО4 намерен осуществить действия, связанные с отказом от предоставления указанного жилого помещения. Она направляла в адрес должностных лиц, которые по роду своей деятельности и в силу должностных обязанностей располагают необходимой информацией, письменное обращение с целью получения достоверных сведений относительно сложившейся ситуации, однако надлежащего ответа на свое обращение не получила. Руководитель ФИО7 её обращение проигнорировал. Поскольку действующим законодательством РФ она наделена самостоятельными правами на получение жилого помещения как член семьи военнослужащего, она намерена требовать фактического предоставления распределенного жилья и заключения соответствующего договора социального найма независимо от позиции её супруга. Из-за бездействия указанных должностных лиц нарушены её интересы на получение достоверной информации о её жилищных и имущественных правах, а также права на фактическое предоставление жилого помещения. Просит признать незаконным бездействие командира войсковой части <данные изъяты> и руководителя ФИО7, связанное с отказом в предоставлении ей достоверной информации относительно фактического предоставления распределенного жилья и отказом в совершении действий, направленных на фактическое предоставление распределенного жилья, обязать командира войсковой части и руководителя ФИО7 предоставить ей достоверную информацию относительно фактического предоставления распределенного жилья и совершить все необходимые и достаточные действия, направленные на фактическое предоставление двухкомнатной квартиры <адрес>.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается судебными повестками от 16.11.2011 г.

От заявителя и её представителя поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Извещение ФИО7 также подтверждается уведомлением о вручении 25.11.2011 г. судебной повестки.

Причины не явки суду не известны. Ходатайств об отложении дела в связи с уважительной причиной не явки в суд не поступало.

В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 52 от 27.12.2007года несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту гарантированное ст. 46 Конституции РФ.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005).

На основании вышеизложенного суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы

В силу требований ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебно заседании, супруг заявителя – ФИО4 является военнослужащим, <данные изъяты>.

Ей стало известно, что её мужу на состав семьи 3 человека протоколом жилищной комиссии в/ч от ДД.ММ.ГГГГ распределено жилое помещение в виде двухкомнатной квартиры <адрес> в строящемся микрорайоне «<данные изъяты>» в <адрес>, данную информацию ФИО4 от неё скрывает и хочет оказаться от данного жилого помещения.

В связи с чем, она обратилась к командиру <данные изъяты> и руководителю ФИО7 о предоставлении ей сведений относительно сложившейся ситуации, поскольку полагает, что она наделена самостоятельными правами на получение жилого помещения как член семьи военнослужащего и намерена требовать фактического предоставления распределенного жилья и заключения соответствующего договора социального найма независимо от позиции её супруга, а из-за бездействия командира в/ч и ФИО7 нарушены её интересы на получение достоверной информации о её жилищных и имущественных правах равно как и нарушены её права на фактическое предоставление жилого помещения.

Между тем в материалах дела имеется ответ ВрИО Командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , которым ФИО1 сообщено, что протоколом жилищной комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО4 была распределена двухкомнатная квартира <адрес> на состав семьи 3 человека. ФИО4 не обращался с отказом от предоставления ему жилья на состав 3 человека. Со слав ФИО4 имеется информация, касающаяся отказа от выделенного жилого помещения. С выходом приказа Министра Обороны РФ №1280 от 30.09.2010 г. о предоставлении военнослужащим вооруженных сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных помещений жилищные комиссии войсковых частей перестали существовать. В связи с этим в/ч не может предоставить подробную информацию касающуюся квартиры выделенной ФИО4

Таким образом, ВрИО Командира войсковой части <данные изъяты> на обращение ФИО1 дан исчерпывающий ответ в пределах имеющейся у него информации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные помещения (расположенные в воинских частях, а при отсутствии таковым - в других близлежащих районах) по нормам и в порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами РФ.

Согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу (приложение N 6 к настоящей Инструкции).

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).

При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке N 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции.

В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с предоставлением распределенных жилых помещений, в течение пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.

В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.

При вынесении решения об отказе в предоставлении распределенных жилых помещений уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения военнослужащим, мотивированный отказ в предоставлении распределенных жилых помещений.

Выписки из решений о предоставлении жилых помещений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 9 к настоящей Инструкции не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия направляются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, с уведомлением о вручении и органам (организациям), заключающим договоры социального найма жилого помещения с военнослужащими.

В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.

С военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.

Жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, право на жилищное обеспечение выступает в роли одного из видов довольствия военнослужащего, предоставляемого ему в целях качественного выполнения им своих обязанностей.

Только сам военнослужащий, а не члены его семьи вправе обратиться в уполномоченный орган по вопросу признания его и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, а также согласиться или отказаться от предоставляемого жилого помещения.

Право на жилище, гарантированное Федеральным законом "О статусе военнослужащих", носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий, в частности, сбор документов. В рапорте в уполномоченный орган военнослужащий указывает состав своей семьи, прилагает документы, подтверждающие данные сведения.

В свою очередь, уполномоченный орган, принимая решение о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилья, одновременно принимает решение и о постановке совместно с военнослужащим в очередь нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке в данную очередь) членов семьи военнослужащего.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае нарушения прав заявителя на предоставлении информации о её жилищных и имущественных правах, а также на фактическое предоставление ей жилого помещения должностными лицами, а именно командиром войсковой части и руководителем ФИО7 не усматривается, поскольку ответ на её обращение к командиру войсковой части ею был получен, а право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма как члену семьи военнослужащего производно от права самого военнослужащего, от действий и волеизъявления которого зависит принятие уполномоченным органом решения о предоставлении ему жилого помещения и заключении с ним договора социального найма или об отказе.

Согласно реализация" target="blank" data-id="13118">ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, суд полагает, что заявление ФИО1 об оспаривании бездействия должностных лиц удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 об оспаривании бездействия должностных лиц – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.

Судья Ленинского районного суда

г. Владивостока Г.Ю.Шевчук