Дело №2-6934/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владивосток 26.12.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Шевчук г.Ю., при секретаре Рубан А.А. рассмотреть в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес>, заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 о признании ФИО1 относящегося к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о признании его относящегося к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в обоснование указав, что его мать – ФИО6 решением суда была лишена родительских прав и умерла в 2006 году. Его отец – ФИО7 тоже лишен родительских прав в отношении него и проживает по адресу: <адрес>. На основании постановления администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении опеки над несовершеннолетним ФИО1, <данные изъяты> года рождения» он находился под попечительством у дедушки – ФИО2 и проживал с попечителем по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетним ФИО1, <данные изъяты> г.р.», за ним была закреплена квартира по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности его бабушке ФИО3 Он зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его дедушке – ФИО2 Считает, что квартира, закрепленная за ним, расположенная по адресу: <адрес> закреплена неправомерно, так как по достижению им совершеннолетнего возраста, права попечителя прекращаются, наличие постановления не дает реализовать его право на жилое помещение. Просит признать его относящегося к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицом, не имеющим закрепленного жилого помещения. В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что его право не нарушено, однако он полагает закрепление за ним квартиры по адресу: <адрес> неправомерным. Данное обстоятельство лишает его возможности встать на учет в администрацию <адрес> для получения жилого помещения. В администрацию <адрес> он не обращался. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истцом не доказано нарушение его прав и интересов. В администрацию <адрес> он не обращался. Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в администрацию обращались, когда ФИО1 был несовершеннолетним. Сейчас ФИО1 временно зарегистрирован по общежитию. Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается его заявлением, в котором он просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также указывает, что он поддерживает исковые требования ФИО1 В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 52 от 27.12.2007года несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту гарантированное ст. 46 Конституции РФ. На основании вышеизложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2 Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Согласно Свидетельства о рождении ФИО1 серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, родителями ФИО1 являются ФИО7 и ФИО6 Как следует из материалов дела, решением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла (Свидетельство о смерти серии <данные изъяты> №). Решением <данные изъяты> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 лишен родительских прав в отношении сына ФИО1 Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО1 Таким образом, в соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФИО1 закреплена квартира <адрес> ФИО1 считает, что указанная квартира закреплена за ним неправомерно, так как по достижению им совершеннолетнего возраста, права попечителя прекращаются, наличие постановления не дает реализовать его право на жилое помещение. Так, согласно Свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью 82,5 кв.м по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО3 (доля в праве 3/24), ФИО8 (доля в праве 6/24), ФИО9 (доля в праве 3/24). ФИО1 в настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> вместе с дедушкой ФИО2, который является собственником указанного жилого помещения. Между тем, суд полагает, что закрепление за ФИО1 жилого помещения полностью соответствовало интересам несовершеннолетнего на тот момент. Кроме того, Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3). Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в данном пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений прав истца, который также пояснил, что в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении он не обращался. При таких обстоятельствах, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес>, заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 о признании ФИО1 относящегося к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Г.Ю.Шевчук