Дело № 2-4752/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 августа 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Склизкова А.Н., при секретаре Калашниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Токарева ФИО4 об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, УСТАНОВИЛ: Токарев Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, указав в обоснование заявленных требований, что 08.04.2010 года подал заявление в УГиА администрации г. Владивостока об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 120кв.м., расположенного в районе <адрес> по ул. <адрес> в г. Владивостоке. ДД.ММ.ГГГГ администрацией в утверждении схемы заявителю было отказано с указанием о необходимости обратиться в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, необходимости предоставить сведения об использовании земельного участка, которые указываются в техническом паспорте. ДД.ММ.ГГГГ заявитель в порядке ст. 34 ЗК РФ обратился с заявлением в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК о предоставлении названного земельного участка в аренду сроком на 49 лет для целей, не связанных со строительством – обслуживания жилого дома Лит.А, <адрес>. Департамент направил в администрацию г. Владивостока заявление Токарева Р.В. и приложенный к нему пакет документов для решения вопроса об утверждении и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Решением администрации г. Владивостока №Д от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка отказано. Заявитель полагал данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, указав, что, согласно обжалуемому решению, администрация г. Владивостока одним из оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указала отсутствие в границах земельного участка объекта недвижимости – жилого дома. Вместе с тем, заявитель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК не в порядке ст. 36 ЗК РФ, а в порядке ст. 34 ЗК РФ, положения которой необходимости наличия на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости не содержат. Кроме того, основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка явилось то обстоятельство, что градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой располагается испрашиваемый участок, размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. Однако, заявитель не планирует использовать испрашиваемый земельный участок под строительство. Просил признать решение Администрации г. Владивостока об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, площадью 120кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес> незаконным. Обязать Администрацию г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 120кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>. В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивал, подтвердив их обоснование, кроме того, пояснив, что испрашиваемый земельный участок необходим заявителю для организации подъезда к дому <адрес> по <адрес> в <адрес>, поскольку, в силу расположения дома, иным образом осуществить подъезд возможным не представляется. На испрашиваемый земельный участок какие-либо права у третьих лиц отсутствуют. Представитель Администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в УГиА администрации г. Владивостока поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК по заявлению Токарева Р.В. об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес> для целей, не связанных со строительством – для обслуживания жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ обращение Департамента было рассмотрено и возвращено с пакетом приложенных к нему документов по следующим основаниям. При анализе представленных для утверждения схемы расположения земельного участка документов было установлено, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости – жилой дом лит.А, кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, зона застройки многоэтажными жилыми домами определена для застройки домами высотой свыше пяти этажей, также – объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны. Кроме того, у заявителя на праве собственности уже имеется земельный участок площадью 690кв.м., разрешенный вид использования которого – под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки. Суд, выслушав заявителя, представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, Администрации г. Владивостока, исследовав и оценив все материалы гражданского дела в их совокупности, считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, регулируются ст. 34 ЗК РФ. Пунктами 2,4 указанной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 17.01.2011 года заявитель в порядке ст. 34 ЗК РФ обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 120кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>, для целей, не связанных со строительством – обслуживания жилого дома. В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обратился к главе администрации г. Владивостока, направив пакт документов, для рассмотрения вопроса об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, также указав правовые основания обращения заявителя – ст. 34 ЗК РФ. Администрация г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ решением №Д возвратила Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края пакет документов Токарева Р.В., указав, что испрашиваемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена быть не может, поскольку на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости – жилой дом лит.А. В соответствии с картой территориального зонирования Правил землепользования и застройки территории Владивостокского городского округа, формируемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), градостроительным регламентом которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. В судебном заседании представителем Администрации г. Владивостока и УГиА г. Владивостока не представлено, а судом не добыто каких-либо достаточных или допустимых доказательств в обоснование законности отказа Токареву Р.В. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Основанием для обращения Токарева Р.В. о предоставлении земельного участка, как следует из его заявления от 17.01.2011г., обращения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 01.04.2011г. послужила необходимость обслуживания жилого <адрес> в <адрес>. Согласно пояснениям представителя заявителя, данным в судебном заседании, испрашиваемый земельный участок необходим Токареву Р.В. для организации подъезда к дому, так как иным образом организовать подъезд возможным не представляется. Основания не доверять пояснениям представителя истца у суда, учитывая расположение испрашиваемого земельного участка, его площадь, отсутствуют. В обоснование оспариваемого решения администрацией г. Владивостока указано, что на испрашиваемом земельном участке отсутствует объект недвижимости – жилой дом Лит.А. Вместе с тем, как следует из положений ст. 34 ЗК РФ, в порядке указанной правовой нормы земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, и наличие на испрашиваемом земельном участке объекта строительства в указанном случае законом не предусмотрено. Наличие на испрашиваемом земельном участке жилого дома предусмотрено ст. 36 ЗК РФ, согласно которой, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Однако, заявитель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в порядке ст. 34 ЗК РФ. Департамент, в свою очередь, направил в администрацию г. Владивостока пакет документов заявителя для принятия решения также в порядке ст. 34 ЗК РФ. При таких обстоятельствах, суд полагает, что возврат документов заявителю в связи с отсутствием на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости незаконным. Кроме того, принимая оспариваемое решение, администрация г. Владивостока указала, что формируемый земельный участок находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), градостроительным регламентом которой размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. Вместе с тем, как следует из заявления Токарева Р.В., последний не просил предоставить ему земельный участок под размещение объекта индивидуального жилищного строительства, указав целью выделения земельного участка – необходимость обслуживания жилого дома, расположенного на земельном участке, граничащим с испрашиваемым. При таких обстоятельствах, суд полагает указанное основание для принятия оспариваемого решения также не основанным на нормах закона. Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит также из того, что утвержденная и выданная заявителю схема расположения земельного участка не является правоустанавливающим документом и не порождает прав заявителя на земельный участок, в предоставлении которого Токареву Р.В. и постановке которого на кадастровый учет может быть отказано Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края и кадастровой палатой. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Токарева ФИО5 об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка - удовлетворить. Признать решение Администрации г. Владивостока №Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 120кв.м. по адресу: <адрес> незаконным. Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать Токареву ФИО6 схему расположения земельного участка, площадью 120кв.м., в районе <адрес> в <адрес>, на кадастровой карте или кадастровом плане территории. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья А.Н. Склизков