Дело № 2-4538/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Склизкова А.Н., при секретаре Калашниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Адамова Александра Ивановича об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №№Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, УСТАНОВИЛ: Адамов А.И. обратился в суд с названным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что 24.11.2009 года он обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду для ведения дачного хозяйства земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес>. Департамент направил представленный заявителем пакет документов в Администрацию г. Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка. Администрация г. Владивостока 22.03.2011г. решением №Д в адрес Департамента и заявителя сообщила, что в пакете документов отсутствует оригинал топографической съемки, а также, указала, что в соответствии с протоколом совещания у вице-губернатора Приморского края от 02.02.2011г. Администрации не допускается утверждение схем расположения земельных участков до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений, разработанных в соответствии с требованиями ФЗ РФ № 66-ФЗ. По указанным основаниям Администрация г. Владивостока возвратила представленный пакет документов без дальнейшего рассмотрения. Указанное решение заявитель полагал незаконным, так как, поскольку Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края направил представленный заявителем пакет документов для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка, то им, в соответствии со ст. 11 Закона ПК № 90-КЗ от 29.12.2003г. не были усмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка. Положениями ст. 34 ЗК РФ, не предусмотрено право органа местного самоуправления снимать с рассмотрения направленные ему в порядке ст. 34 ЗК РФ документы. Топосъемка заявителем был предоставлена. Протокол совещания у вице-губернатора ПК также не может являться основанием для принятия решения об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, так как не является нормой права. Кроме того, ст. 34 ЗК РФ не запрещает предоставлять земельные участк4и для ведения дачного хозяйства вне границ садовых и дачных объединений. Просил признать решение Администрации г. Владивостока №№Д от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка незаконным. Обязать Администрацию г. Владивостока утвердить и выдать схему расположения земельного участка. В судебном заседании представитель заявителя требования уточнил, просил обязать УГиА Администрации г. Владивостока рассмотреть обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № 29/06-18-19027 от 15.11.20101г. в 30-ти дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Дополнительно к доводам, изложенным в заявлении, пояснил, что Регламент, на который сослался представитель Администрации г. Владивостока, на момент обращения заявителя в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края не действовал. Топосъемку заявитель сдавал специалисту УГиА. Представитель Администрации г. Владивостока, Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что в адрес Администрации г. Владивостока поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по вопросу схемы утверждения расположения земельного участка Адамова А.И. Ответом Администрации от 22.03.2011г. комплект документов был возвращен без утверждения схемы в связи с тем, что, в соответствии с протоколом совещания у вице-губернатора Приморского края от 02.02.2011г. Администрации не допускается утверждение схем расположения земельных участков до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений. Правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, иные муниципальные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ. Все полномочия по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа отнесены к компетенции названного Департамента Приморского края. Земли в РФ по их целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории и используются в соответствии с их целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Согласно протоколу совещания у вице-губернатора Приморского края от 02.02.2011г., предписано определить 2-3 участка общей площадью до 10га на территории ВГО для ведения дачного хозяйства. Постановлением Администрации г. Владивостока от 07.04.2011г. № 701 утверждены порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории г. Владивостока. Полагал, что до внесения изменений в ПЗЗ и определения соответствующих зон, а также, до поступления соответствующих указаний УГиА Администрации г. Владивостока не наделено полномочиями по утверждению схем расположения земельных участков. Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив все материалы гражданского дела в их совокупности, считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственно власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Порядок предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством, регулируются ст. 34 ЗК РФ. Пунктами 2,4 указанной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, 24.11.2009 года заявитель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного в районе <адрес> в <адрес>, в аренду, для ведения дачного хозяйства. 15.11.2010г. Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обратился к главе администрации г. Владивостока, направив пакт документов, для рассмотрения в месячный срок возможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте территории. 22.03.2011г. Администрацией г. Владивостока принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, так как, согласно регламенту от 27.12.2010г. № 1596 предоставления Администрацией г. Владивостока услуги «утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории», в комплекте документов, представленном для утверждения схемы, должен содержаться топографическая съемка местности в масштабе 1:500, с нанесенными ограничениями. Вместе с тем, в пакете документов заявителя такая съемка отсутствовала. Кроме того, в соответствии с протоколом совещания у вице-губернатора Приморского края от 02.02.2011г. Администрации не допускается утверждение схем расположения земельных участков до утверждения схем зонирования территории для размещения дачных некоммерческих объединений. Вместе с тем, в судебном заседании представителем Администрации г. Владивостока и УГиА г. Владивостока не представлено, а судом не добыто каких-либо достаточных или допустимых доказательств в обоснование законности отказа Адмаову А.И. в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Вместе с тем, протокол совещания у вице-губернатора Приморского края от 02.02.2011г. не является нормативным актом органа исполнительной власти субъекта РФ, содержащим в себе общеобязательные для исполнения положения. На основании изложенного, суд, принимая во внимание, что ст. 34 ЗК РФ, обязанность по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков возложена именно на орган местного самоуправления, полагает доводы представителя Администрации г. Владивостока и УГиА Администрации г. Владивостока о том, что Администрация не наделена полномочиями по утверждению и выдаче схем расположения земельных участков до внесения изменений в Правила землепользования и застройки, необоснованным, а данное основание для отказа заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, не основанным на нормах закона. Кроме того, как установлено в судебном заседании, заявитель обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 24.11.2009г. Департамент направил пакет документов заявителя в Администрацию г. Владивостока 15.11.2010г. Администрацией г. Владивостока решение об отказе заявителю а утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка принято 22.03.2011г. Одним из оснований для принятия указанного решения явилось несоответствие представленного заявителем пакета документов требованиям Регламента предоставления Администрацией г. Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории», утвержденного Постановлением Администрации г. Владивостока №1596 от 27.12.2010г. В соответствии с ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, Администрация г. Владивостока обязана утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня поступления соответствующих документов. Таким образом, в случае добросовестного исполнения Администрацией г. Владивостока возложенных на нее в силу закона обязанностей, решение относительно утверждения схемы расположения земельного участка, испрашиваемого заявителем, должно было быть принято до 15.12.2010г., то есть, до принятия вышеназванного Регламента. Возвращение без рассмотрения заявления об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по основаниям, возникшим после реализации Адамовым А.И. права на предоставление земельного участка, по мнению суда, умаляют права заявителя. Администрация г. Владивостока, с учетом указанных обстоятельств, вправе была предложить заявителю дополнительно предоставить необходимые для утверждения схемы расположения земельного участка документы. На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требования заявителя о признании отказа Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока в утверждении схемы расположения земельного участка, незаконным. В соответствии с п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, права Адамова А.И. подлежат восстановлению путем обязывания Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в соответствии с действующим законодательством обращение Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № от 15.11.2010г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2160кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте территории Адамову А.И. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Адамова Александра Ивановича об оспаривании решения Администрации г. Владивостока №№Д от 22.03.2011г. об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка – удовлетворить. Признать решение Администрации г. Владивостока №№Д от 22.03.2011г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным. Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в соответствии с действующим законодательством обращение Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края № от 15.11.2010г. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2160кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>, на кадастровом плане или кадастровой карте территории Адамову Александру Ивановичу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья А.Н. Склизков