№ 2-5467/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего: судьи Т.А.Лушер при секретаре: В.А. Акимчук рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салтановой ФИО6, Бровкиной ФИО7, Блящук ФИО8 к администрации <адрес> о возложении обязанности проведения капитального ремонта <адрес> в <адрес>, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском, указав в обоснование заявленных требований, что проживают в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>; который был построен в ДД.ММ.ГГГГ г. За время проживания истцов в доме ни разу не проводился капитальный ремонт; дом находится в неудовлетворительном состоянии; общее состояние отдельных конструктивных элементов и инженерных систем свидетельствуют об их значительном износе. Обратилась в ООО ФИО9» для проведения экспертизы технического состояния конструктивных элементов жилого дома и необходимости капитального,- ремонта, по заключению № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены дефекты: кровли жилого дома, кровли пристроек входов в подъезды, фасада жилого дома в части стыков стеновых панелей, отделки цокольной части дома, полов в подвале, оконных и дверных блоков в местах общего пользования, внутренней отделки помещений лестничных клеток, Тамбуров и подвала, приемных бункеров мусорокамер, отмостков и асфальтобетонного покрытия придомовой территории, системы теплоснабжения (труб теплотрассы, проходящих по подвалу дома, теплового узла в комплексе с задвижками, вентилями, измерительными приборами, трубопроводов стояков), системы канализации (трубопроводов стояков, лежаков в подвале, и канализационных выпусков), системы электроснабжения и освещения МОП (вводного кабеля, электрощитовой, внутридомовых магистралей с распределительными щитками, сети дежурного освещения) и характеризуется как негодное для дальнейшей эксплуатации и требует полной замены. Администрация <адрес> как собственник муниципального жилищного фонда, должна нести бремя его содержания. Просят обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт <адрес>, а именно: системы теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения и освещения МОП, фасада жилого дома, оконных и дверных блоков в местах общего пользования, внутренней отделки помещений МОП, полов в подвале, приемных бункеров мусорокамер, отмостка и асфальтобетонного покрытия придомовой территории и кровли. Взыскать с администрации <адрес> в их пользу расходы по оплате государственной пошлины по <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ уточнив требования истцы настаивали на возложении обязанности на администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, а именно: 1.1 Систему холодного водоснабжения в подвале подъездов №. Водомерный узел в комплексе с задвижками, вентилями, измерительными приборами, расположенными в подъезде №. Установить приборы учета используемых энергетических ресурсов в водомерных узлах многоквартирного дома подъезды №№ 1.2. Системы отопления лестничных клеток подъездов №,№, №. 1.3. Систем ГВС и отопления в подвалах подъездов №,№,№,№. Тепловых узлов в комплекте с задвижками, вентилями, кранами, измерительными приборами расположенных в подъезде №, №. Установить приборы учета используемых энергетических ресурсов в тепловых узлах многоквартирного дома. 1.4.Системы канализации в подвалах подъездов №, №, №. 1.5. Система электроснабжения дома и поквартирных электрощитков на лестничных клетках подъезда №. 1.6. Внутренней отделки помещений мест общего пользования подъездов №, №,№, с заменой оконных блоков в подъездах №,№. 1.7.Фасада подъездов №,№,№, с восстановлением фактурного слоя стеновых панелей, заменой пороизолового жгута, герметизацией стыков расшивкой и последующей заделкой всех трещин. 1.8.Заменить щебеночное покрытие полов в техническом подвале подъездов №,№,№. 1.9. Система мусороудаления: заменить приемные бункера в мусороприемных камерах, выполнить подводку отопления, водоснабжения и освещения, капитальный ремонт стен и полов в подъездах №,№,№. Взыскать в пользу каждого из истцов расходы по оплате государственной пошлины по <данные изъяты> рублей. В судебном заседании представитель истцов, поддержал заявленные требования, пояснив, что заявленные требования не носят имущественного характера, в связи с чем, виды и объеме работ, а также их стоимость не определялись. Просят суд возложить обязанность на администрацию города по проведению капитального ремонта в <адрес> в <адрес>, в соответствии с требованиями в исковом заявлении. Истцы Салтанова Т.В., Бровкина Е.А., Блящук О.А. в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель администрации <адрес> в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что согласно ч.3 п.2 ст.19 ЖК РФ к муниципальному жилищному фонду относится совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию Согласно выписки из Реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> балансодержателем является Управление муниципальной собственности, собственник объекта Владивостокский городской округ, из <данные изъяты> квартир дома к муниципальной собственности относится <данные изъяты> кварти<адрес>, администрация <адрес> не является единоличным собственником многоквартирного дома. Истцами не представлено доказательств оплаты расходов по капитальному ремонту. Решения о проведении ремонта дома, как текущего, так и капитального, принимаются общим собранием собственников жилья, где подлежат решению вопросы, связанные с проведением ремонта.В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта дома на момент приватизации в ДД.ММ.ГГГГ. истцами своих квартир. Представитель ТСЖ «ФИО10 полагает, что надлежащим ответчиком является администрация <адрес>, поскольку в данном доме необходимо провести капитальный ремонт. Работы по текущему ремонту, выполняются ТСЖ, и носят поддерживающий характер. Суд, выслушав пояснения сторон исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено, что Салтанова Т.В. является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу <адрес>( подъез<адрес>), на основании договора на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Бровкина Е.А. является собственником ДД.ММ.ГГГГ доли в праве на жилое помещение по адресу: <адрес>( подъез<адрес>), на основании договора на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ Блящук О.А. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение по адресу <адрес> ( подъез<адрес>), на основании договора на передачу квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выводов экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Дальневосточным экспертно-криминалистическим центром о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома по адресу <адрес>, требуется капитальный ремонт кровли дома, фасада, оконных и дверных блоков в местах общего пользования, полы в подвале доима, внутренняя отделка помещений в местах общего пользования, приемные бункера мусорокамер, отмостка и асфальтобетонное покрытие, системы теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения и освещения мест общего пользования. В соответствии с заключением эксперта КК «ФИО11» № система теплоснабжения находится в неудовлетворительном состоянии величина физического износа - 55 %; система холодного и горячего водоснабжения находится в неудовлетворительном состоянии, величина физического износа 60 %; система электроснабжения в неудовлетворительном состоянии, величина физического износа 60 %; фасад дома находится в неудовлетворительном состоянии, величина физического износа - 65 %; оконные и дверные блоки мест общего пользования находятся в неудовлетворительном состоянии, величина физического износа- 50 %; внутренняя отделка мест общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии, величина физического износа - 70 %; полы в подвале, приемные бункера мусорокамер, отмостка и асфальтовое покрытие придомовой территории находятся в неудовлетворительном состоянии. Судом не принимаются во внимание доводы представителя администрации <адрес> о том, что экспертное заключение недостаточно и выполнено лицом, не имеющим на это право, и данный документ следует исключить из доказательств, поскольку заключение выполнено специалистом, имеющим необходимое образование по специальности, стаж экспертной работы, аттестацию. ООО КК « Арктур Эксперт» имеет допуск на осуществление такой деятельности, заключение отвечает требованиям ст.86 ГПК РФ, что установлено судом. Учитывая, что жилой <адрес> расположен на рельефе с перепадом высот и имеет ступенчатую форму (имеет несколько блоков), каждый блок имеет своё подвальное помещение, соответственно: 1-й блок - 1- 2 подъезды, 2-й блок - 3 подъезд, 3-й блок – 4,5,6 подъезды, 4-й блок - 7,8,9 подъезды, 5-й блок – 10 подъезд. Каждый блок имеет свой тепловой узел, то есть произвести ремонт системы отопления каждого подъезда возможно. Однако, производить ремонт системы отопления одного подъезда дома нецелесообразно, так как система отопления во всех блоках жилого дома находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта. Инженерные коммуникации представляют собой одну неразделимую систему, то есть инженерные коммуникации всех блоков взаимосвязаны. Следовательно, для приведения инженерных сетей в нормальное техническое состояние необходимо производить работы по капитальному ремонту во всех блоках обследуемого жилого дома.Работы по капитальному ремонту необходимо выполнять во всех десяти подъездах жилого <адрес> в <адрес>. Электроснабжение жилого дома осуществляется через вводно-распределительное устройство (ВРУ). В обследуемом доме расположено три ВРУ, которые находятся во 2, 6, 9 подъездах соответственно. Через ВРУ во втором подъезде происходит распределение электроэнергии на 1, 2, 3, 4 подъезды, следовательно, производить капитальный ремонт системы электроснабжения необходимо во всех 4-х подъездах. Исходя из положений Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденного Постановлением Госкомитета РФ по строительству от 27.09.03 г. № 170 Приложение № 8 «Примерный перечень работ, производимый при капитальном ремонте жилого дома» к капитальному ремонту относятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий, благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений), ремонт крыши, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» срок эксплуатации до капитального ремонта (замены) домовых магистральных трубопроводов холодной воды - 15 лет, замена задвижек и вентилей - 10 лет, трубопроводов горячей воды - 15 лет, оконных деревянных конструкций - 40 лет, окраски лестничных леток - 8 лет, герметизированных стыков панелей наружных стен -15 лет, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов для жилого дома, в том числе внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет, сети освещения помещений производственно-технического назначения 10 лет. Пунктом 5 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» установлено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену.. .их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. Согласно п. 3 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского -округа. В силу части 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со статьёй 16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить. капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно положений ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд находит необоснованными доводы представителя Администрации <адрес> о том, что истцами не представлено доказательств того, что обязанность по ремонту которых истец просит возложить на ответчика, требовали капитального ремонта. Администрацией <адрес> не представлено доказательств, подтверждающих производство капитального ремонта дома за период его эксплуатации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время. Учитывая, что материалами дела подтверждается, что на момент приватизации истцами жилых помещений требовалось проведение капитального ремонта конструктивных элементов и инженерных систем <адрес>, в соответствии с положением ст. 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» за Администрацией <адрес> как за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по выполнению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Суд учитывает, что полномочия органов местного самоуправления закреплены в Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно: местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, т.е. действующим законодательством на орган местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры по организации (мероприятия) и обеспечению (финансированию) вопросов местного значения. Согласно ст.ст. 244,288,290 ГК РФ, п.п. 2,5 ч. 2 ст. 6 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений. Аналогичная норма содержится в ч.3 ст. 10 Закона Приморского края « О местном самоуправлении в Приморском крае» и в ч.2 ст. 11 Устава муниципального образования г. Владивосток. Кроме того, согласно ст. 73 Закона РФ « О местном самоуправлении в Российской Федерации» городская администрация организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, а также обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения. В силу ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. В соответствии со ст. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Согласно ст.ст. 676, 681 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, обеспечивать производство ремонта общего имущества многоквартирного дома, производить капитальный ремонт. Суд, исходит из того, что как физические лица, истцы лишены возможности представить техническую документацию на дом, а также сведения о его содержании с момента постройки, чтобы подтвердить свои доводы о необходимости проведения определенных видов работ, относящихся к категории капитального ремонта. Данные документы отсутствуют и у ФИО12 <адрес>. Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих доводы истцов о ненадлежащем состоянии жилого дома, о принятых им мерах по содержанию жилого дома, в том числе и в период до передачи истцам жилого помещения в собственность. Приложением № 3 ВСН 58-88(р) установлены сроки эксплуатация элементов дома. Доказательств их соблюдения при эксплуатации дома на момент передачи жилых помещений в собственность, ответчиком также не представлено, как и доказательств передачи таких сведений собственникам, что лишило их возможности своевременно установить состояние переданного им имущества и необходимость принятия соответствующих мер по его содержанию. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация <адрес> не выполняла возложенные на нее законом обязанности по содержанию жилого фонда, что нарушает законные права граждан, проживающих в доме на достойное коммунально-бытовое обслуживание и условия соответствующие санитарно-техническим требованиям. Таким образом, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, определены работы, которые отнесены к категории как капитального, так и текущего ремонта, а также виды работ, которые могут быть осуществлены при проведении капитального ремонта. Суд находит, что исковые требования истцов о производстве капитального ремонта подлежат удовлетворению в части возложении обязанности на администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, а именно: 1.1 Систему холодного водоснабжения в подвале подъездов №. Водомерный узел в комплексе с задвижками, вентилями, измерительными приборами, расположенными в подъезде №. 1.2. Системы отопления лестничных клеток подъездов №,№, №. 1.3. Систем ГВС и отопления в подвалах подъездов №,№,№,№. Тепловых узлов в комплекте с задвижками, вентилями, кранами, измерительными приборами расположенных в подъезде №, №. 1.4.Системы канализации в подвалах подъездов №, №, №. 1.5. Система электроснабжения дома и поквартирных электрощитков на лестничных клетках подъезда №. 1.6. Внутренней отделки помещений мест общего пользования подъездов №, №,№, с заменой оконных блоков в подъездах №,№. 1.7.Фасада подъездов №,№,№, с восстановлением фактурного слоя стеновых панелей, заменой пороизолового жгута, герметизацией стыков расшивкой и последующей заделкой всех трещин. 1.8. Система мусороудаления: капитальный ремонт стен и полов в подъездах №,№,№. В части требований по замене приемных бункеров в мусороприемных камерах, выполнении подводки отопления, водоснабжения и освещения в подъездах №,№, № в <адрес>, поскольку данные работы не относятся к капитальному ремонту, в этой части иск не подлежит удовлетворению. В части требований о проведении капитального ремонта системы водоснабжения, системы отопления <адрес> в <адрес>, а именно установке приборов учета потребления ресурсов и узлов управления, судом не установлено законных оснований для их удовлетворения. Доводы представителя истцов о наличии обязанности администрации <адрес> по выполнению вышеуказанных работ, основываясь на п. 3 Приложения № 8 Постановления Госстрой РФ от 27.08.2003г. № 170 « Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» необоснованны, в связи со следующим. Исходя из положений п. 3 Приложения № 8 Примерного перечня работ, производимых при капитальной ремонте жилищного фонда, Постановления Госстроя РФ № 170 от 26.08.2003г., рекомендует модернизацию жилых зданий при их капитальном ремонте по полной замене существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб). Между тем, с момента постройки дома указанных приборов учета никогда не было, то есть в заявленных требованиях идет речь не о капитальном ремонте, а о достройке, дооборудовании, модернизации и реконструкции инженерного оборудования, что не предусмотрено законом и не может возлагаться на бывшего наймодателя, в связи с производством капитального ремонта. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения данного решения, в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. На основании ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования к Администрации <адрес> о взыскании судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей в пользу каждого из истцов. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Салтановой ФИО13, Бровкиной ФИО14, Блящук ФИО15 к администрации <адрес> о возложении обязанности проведения капитального ремонта <адрес> в <адрес>, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, удовлетворить частично. Обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт <адрес> в <адрес>, а именно: 1.1 Систему холодного водоснабжения в подвале подъездов № Водомерный узел в комплексе с задвижками, вентилями, измерительными приборами, расположенными в подъезде №. 1.2. Системы отопления лестничных клеток подъездов №,№, №. 1.3. Систем ГВС и отопления в подвалах подъездов №,№,№,№. Тепловых узлов в комплекте с задвижками, вентилями, кранами, измерительными приборами расположенных в подъезде №, №. 1.4.Системы канализации в подвалах подъездов №, №, №. 1.5. Система электроснабжения дома и поквартирных электрощитков на лестничных клетках подъезда №. 1.6. Внутренней отделки помещений мест общего пользования подъездов №, №,№, с заменой оконных блоков в подъездах №,№. 1.7.Фасада подъездов №,№,№, с восстановлением фактурного слоя стеновых панелей, заменой пороизолового жгута, герметизацией стыков расшивкой и последующей заделкой всех трещин. 1.8. Система мусороудаления: капитальный ремонт стен и полов в подъездах №,№,№, в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с администрации <адрес> в пользу Салтановой ФИО16 расходы по оплате государственной пошлине в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с администрации <адрес> в пользу Бровкиной ФИО17 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с администрации <адрес> в пользу Блящук ФИО18 расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. В иске Салтановой Т.В., Блящук О.А., Бровкиной Е.А. о возложении обязанности на администрацию <адрес> по замене приемных бункеров в мусороприемных камерах, выполнении подводки отопления, водоснабжения и освещения в подъездах №,№, № в <адрес>, о проведении капитального ремонта системы водоснабжения, системы отопления <адрес> в <адрес> по установке приборов учета потребления ресурсов и узлов управления, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Т.А. Лушер