Дело №2-4967/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владивосток 19 июля 2011г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Круковской Е.Н. при секретаре Гнедаш К.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пинчук ФИО10 о признании незаконными действий Администрации <адрес>, Управления Градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №сп, У С Т А Н О В И Л: Пинчук Ю.К. обратился в суд с названным заявлением, согласно которому ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №. Пинчук Ю.К. обратился в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, однако письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№сп ему было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что принадлежащий ему дом самовольно реконструирован; что в случаях, если на земельном участке расположена самовольно возведенная постройка, утверждение схемы расположения земельного участка фактически направлено на то, чтобы узаконить самовольную пристройку, что противоречит действующему законодательству. Заявитель считает данный отказ необоснованным, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ Пинчук Ю.К. обратился в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>. Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№д/09, ему было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков в связи с тем, что принадлежащий Пинчуку Ю.К. жилой дом является самовольно возведенным объектом. Пинчук Ю.К. обжаловал отказ администрации <адрес> в Ленинский районный суд <адрес>, который ДД.ММ.ГГГГ своим решением по делу №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, признал незаконными: неутверждение администрацией <адрес> схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв. м; возврат документов по обращению Пинчука Ю.К. об утверждении схем расположения земельных участков по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв. м и площадью 3043 кв.м. В связи с этим Пинчук Ю.К. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился в администрацию <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>. в котором просил администрацию утвердить схемы с учетом вынесенного судом решения, на который им получен оспариваемый им отказ в утверждении схем расположения земельных участков. Пинчук Ю.К. считает действия администрации <адрес> противоречащими законодательству РФ и нарушающими его право на оформление земельного участка, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса РФ. Обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать на основании заявления гражданина схему расположения земельного участка установлена законом. Следовательно, отказать в утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления может только по основаниям, предусмотренным законом. Но законодательство РФ не предусматривает оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе такие основания, как наличие на земельном участке самовольной постройки или самовольно реконструированного дома. В соответствии со статьей <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» вопросы распоряжения земельными участками в <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к компетенции органа исполнительной власти <адрес> в области регулирования земельных отношений. Поэтому, по мнению заявителя, в данном случае ответчики превысили свои полномочия, так как по существу рассматривали вопрос о предоставлении Пинчуку Ю.К. земельного участка. А данные полномочия в соответствии с вышеназванной нормой переданы администрации <адрес> в лице департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>. Согласно пункту 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Следовательно, у такого лица не возникают и иные производные от права собственности права. Поэтому даже если предположить, что на испрашиваемом Пинчуком Ю.К. земельном участке находится чья-то самовольно возведенная постройка, то утверждение схемы расположения земельного участка не может нарушить каких-либо прав этих лиц. Кроме того закон предусматривает согласно п.3 ст.222 ГК РФ признание права собственности на самовольную постройку судом, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Заявитель просил признать незаконным отказ ответчиков в утверждении схемы расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, оформленный письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №сп; а также учитывая, что ответчики проигнорировали решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, заявитель просит в порядке статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ обязать ответчиков утвердить схему расположения земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в течение двух недель со дня вступления в силу судебного решения. Заявитель Пинчук Ю.К. в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом. Представитель заявителя Дамиров Р.Ф. поддержал требования доверителя по указанным в заявлении доводам и основаниям. Представитель Администрации <адрес> и УГА администрации <адрес> Савчак Н.В. с заявлением не согласилась, представила письменный отзыв, в обоснование указав следующее: заявителем для обслуживания дома, принадлежащего ему на праве собственности, истребуется два земельных участка, а именно: площадью 2000 кв.м (в собственность) и 3043 кв.м (в аренду). Согласно свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ и технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявитель является правообладателем объекта недвижимости площадью 43,1 кв.м. По данным технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и топографической съемки, выполненной ООО «ФИО11» на земельном участке площадью 2 000 кв.м. располагаются капитальные самовольные постройки, правоустанавливающие документы на которые не предъявлены, сам жилой дом, принадлежащий на праве собственности заявителю реконструирован без разрешительной документации согласованной органом местного самоуправления. Земельный участок под самовольной постройкой не может быть предоставлен во исполнение ст. 36 ЗК РФ. На основании изложенного полагают, что схема расположения земельного участка площадью 2000 кв.м, с учетом самовольной постройки, не может быть утверждена. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №сп Пинчук Ю.К. возвращен ранее поданный комплект документов без утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка по <адрес>. Данное письмо не является препятствием к повторному обращению с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, но после юридического оформления права собственности на самовольные постройки, с учетом корректировки площади истребуемого земельного участка. Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Заявителем не представлены первичные документы об отводе земельного участка под строительство индивидуального жилого дома площадью 43,1 кв.м., в связи с чем не возможно установить фактическое использование земельного участка, необходимого для обслуживания домовладения, принадлежащего заявителю на праве собственности. Кроме того, земельный участок площадью 3043 кв.м. в данном случае не может быть истребован на основании ст. 36 ЗК РФ, поскольку он непосредственно не связан с эксплуатацией домовладения заявителя. Из схемы расположения земельного участка, имеющейся в материалах дела, следует, что на данном участке отсутствуют какие либо строения принадлежащие заявителю на праве собственности. Дополнительный земельный участок площадью 3043 кв.м. может быть истребован заявителем только по правилам ст. 34 ЗК РФ (для целей, не связанных со строительством). В данном случае речь идет о совершенно разных земельных участках, с разными целевыми назначениями. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию или аренду земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. П.6. ст.36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно п.7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Ссылка заявителя на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельной, поскольку как следует из материалов дела судом принято решение о признании незаконными действия Администрации <адрес> в части возврата документов Пинчук Ю.К. по обращению об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане по адресу <адрес> площадью 2000 кв. м и 3043 кв. м., а также неутверждение схемы расположения земельного участка площадью 2000 кв. метра. При этом в возложении обязанности на Администрацию <адрес> утвердить схему расположения земельного участка было отказано. Судом также было установлено отсутствие препятствий для повторного обращения, что и было сделано заявителем. Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, заявитель в лице представителя Дамирова Ю.К., действующего по доверенности, обратился в администрацию <адрес> с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> площадью 2000 кв. метров с целью приобретения в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома и площадью 3043 кв.м. с целью приобретения права аренды также для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Согласно письма администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №сп утвердить представленную схему расположения земельного участка по адресу <адрес> не представляется возможным, поскольку на указанном земельном участке расположен объект «2КЖ», правоустанавливающие объекты на который не представлены и площадь данного объекта превышает площадь 43,1 кв., что свидетельствует о самовольной реконструкции жилого дома. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Ст.4 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает, что правовой основой местного самоуправления являются: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определены виды муниципальных правовых актов, а также порядок их принятия ( ст.7, ст. 43). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 259 "Об учреждении управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> и утверждении Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации <адрес>" на Управление градостроительства и архитектуры администрации <адрес> возложены полномочия по утверждению схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Законодатель не наделяет орган местного самоуправления, на которого возложены функции по утверждению схемы расположения земельного участка, принимать решение о распоряжении земельным участком. При этом, Положения п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления в установленном законом случае на основании заявления гражданина, юридического лица, обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; не освобождают этот орган от обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующе территории только при установлении в ходе проверки в течение установленного срока законности и обоснованности заявленного требования. Согласно этой же нормы местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона о государственной регистрации под недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, понимаются - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Объектом недвижимости, право на которое подлежит государственной регистрации, является объект, отвечающий всем признакам недвижимого имущества и возведенный в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, что следует из статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, Пинчук является собственником жилого дома лит.А инв. № по адресу <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; площадь объекта не указана. Как следует из договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ Даритель ФИО7 подарил Пинчук Ю.К. 1/2 долю в праве собственности на домовладение, по адресу <адрес>, в целом состоящее из жилого дома площадью 34,0 кв.м., жилой площадью 26,1 кв.м., пристройки ( 2 тес), двух сараев (доски), навеса (2 стены тес), сарая (тес), уборной(тес), ограждения (тес решетч.), расположенном на земельном участке мерою по землеотводным документам 3280 кв. метров. По договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 передал Пинчук Ю.К. 1/4 долю в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом площадью 34,0 кв. м., в том числе жилой 26,10 кв. метров. Также по договору купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 передала Пинчук Ю.К. 1/4 долю в праве общей долевой собственности на одноэтажный жилой дом площадью 34,0 кв. м., в том числе жилой 26,10 кв. метров. Согласно технического паспорта, составленного ФГУП «ФИО12» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом по адресу <адрес> инв. №:№А общая площадь дома составляет 43,1 кв. метров, стены каркасно-засыпные, на плане указан один объект, обозначение жилой дом (1 ДЖ). На схеме расположения спорного земельного участка, топографическом плане территории отражено наличие объекта, имеющие обозначения капитальное жилое «2КЖ», а также объекты, имеющие обозначения капитальное нежилое «КН», т.е. являющиеся объектами недвижимости, право собственности или другие вещные права на который в силу статьи 131 Гражданского кодекса РФ подлежат государственной регистрации. Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Кроме того, необходимость прохождения капитальным строением технической инвентаризации предусмотрена Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N921. Пунктом 7 этого Положения предусмотрено, что результаты технической инвентаризации отражаются в техническом паспорте. Таким образом, заявитель не подтвердил надлежащими документами права на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, вопрос об утверждении схемы расположения которого он ставил перед органом, чьи действия им обжалуются. Отсутствие сведений о правах заявителя на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, по <адрес> в <адрес>, препятствуют Администрации <адрес> установить пределы фактического использования земельного участка, необходимого для обслуживания домовладения, принадлежащего заявителю на праве собственности; поскольку именно наличие данного права является основанием для принятия законного решения. Также суд считает необоснованными требования Пинчук Ю.К. о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> ул. <адрес> площадью 3043 кв.м. с целью приобретения права аренды для дальнейшей эксплуатации жилого дома в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. При изложенных обстоятельствах у Пинчук Ю.К. не возникло право требовать утверждения схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, в силу чего отказ Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес>, оформленный письмом от Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №сп, не может быть признан незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Пинчук ФИО13 о признании незаконными действий Администрации <адрес>, Управления Градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> в части отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по адресу <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №сп, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Круковская Е.Н.