№ 2-7204/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю. при секретаре Байбародовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Швадченко ФИО5 к ФБУ «<данные изъяты>» о взыскании недоплаченного ежегодного отпуска УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, указав в обоснование заявленных требований, что работает в должности главного документоведа в Управлении <данные изъяты>, который находится на финансовом обеспечении в ФБУ «<данные изъяты>»; является гражданским персоналом. Согласно приказа начальника службы защиты <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ он убыл в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ему были начислены и выплачены денежные средства в оплату отпуска на основании среднего дневного заработка в сумме <данные изъяты> руб. При этом, ФБУ «<данные изъяты>» при исчислении его среднедневного заработка не включило в расчет квартальные премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и отраженные с справках Ф- <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г.г. Премии, предусмотренные приказом <данные изъяты> №, установлены системой оплаты труда, формируются за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала, относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя, не являются выплатой, производимой по отдельным решениям Министра <данные изъяты>, поскольку отдельные решения должны касаться определенного круга лиц, по определенным вопросам. Приказ <данные изъяты> № распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей <данные изъяты> и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, выплаты по отдельным решениям <данные изъяты> могут быть только единовременными и не могут быть системными. Однако п.1 Приказа МО РФ № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально, что подтверждается представленными справками <данные изъяты>. Просит взыскать с ФБУ «<данные изъяты>» в его пользу недоначисленнных отпускных с учетом выплаченных ежеквартальных премий в размере <данные изъяты> руб. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. На вопрос суда истец пояснил, что о недоначислениях узнал путем сравнения полученных им отпускных и отпускных такого же сотрудника, ушедшего в отпуск в ДД.ММ.ГГГГ г. и получившего отпускные на <данные изъяты> руб. больше. Полагает такое ущемление его прав работодателем незаконным и просит доплатить ему отпускные согласно представленных им справок и расчета иска. Представитель ФБУ «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом; представил отзыв на исковое заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу указал, что премии, выплачиваемые на основании приказа Министра <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г. №, действующей системой оплаты труда работников органов военного управления не предусмотрены, являются дополнительными и не носят обязательный характер. Суммы этих премий в расчеты фондов оплаты труда гражданского персонала отдельных органов не включаются, доводятся указаниями вышестоящих центральных органов военного управления. Производство указанных выплат не определено трудовым договором работника. Прекращение включения премий, выплаченных на основании приказа Министра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав учитываемых выплат при определении среднего заработка стало возможным по причине поступления в адрес Управления финансового обеспечения <данные изъяты> письма Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 10.12.2010 г. № 22-2-4618, в соответствии с которым, указанные премии не включаются в расчет среднего дневного заработка, поскольку, они были выплачены по отдельным решениям Министра <данные изъяты> В соответствии с п.1 ст.35, п.1 ст.48 и п.1 ст.167 ГПК РФ на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, обязанность обеспечить участие своего представителя в судебном заседании лежит на ответчиках, поэтому неявка представителя не лишает суд права рассмотреть дело в отсутствие ответчика. Кроме этого, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела является волеизъявлением этого лица, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005). В силу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч.4 ст.15 Конституции РФ составной частью правовой системы РФ, а также Федеральным законом от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на разбирательство дела в разумные сроки. При указанных обстоятельствах, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, ходатайствовавшего об этом. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, подтверждается имеющимися в деле приказами, истец работает в должности документоведа 1 категории службы защиты <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ Служба защиты <данные изъяты> находится на финансовом довольствии в ФБУ «<данные изъяты>». В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в службе защиты <данные изъяты> начисление заработной платы производится в соответствии с приказом Министра <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом начальника связи <данные изъяты> – заместителем начальника штаба <данные изъяты> по связи № от ДД.ММ.ГГГГ Швадченко ФИО8 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ Согласно представленных суду справок формы <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г.г., с ДД.ММ.ГГГГ истцу начислялись и выплачивались премии в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Согласно расчетному листку, за ДД.ММ.ГГГГ. истцу были начислены денежные средства для оплаты отпуска на основании среднего дневного заработка. При этом, ФБУ «<данные изъяты>» при исчислении среднего дневного заработка не включило премии, полученные им по результатам работы, предусмотренные приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и указанные в представленных справках <данные изъяты> Однако, отказ работодателя во включении премии в расчет среднего заработка при предоставлении отпуска, по мнению суда, является незаконным в силу следующего. Согласно ст. 139 ТК РФ, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с п.2,3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя. Для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие). Согласно ст.129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В нее входят так же компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. В силу ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих выплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Установление премиальных выплат является правом работодателя, но не его обязанностью. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала. В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации, гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений. Частью 5 ст.11 Трудового кодекса РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. В силу положения ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…., иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества. На основании ст.12 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие имеют право на ежемесячное получение денежного довольствия в установленных размерах, которое состоит из месячных окладов по воинской должности и воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат, а порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ. Согласно п.9 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», кроме предусмотренных в нем выплат, Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Так, п.1 приказа МО РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ. Премии по результатам службы выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях флота (отдельных органов флота), сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны (п.2). На основании указанных нормативных актов истцу в 2010-2011 г.г. были начислены и выплачены премии, не включенные работодателем в расчет среднего дневного заработка для начисления отпускных, согласно которым премии выплачены за счет экономии денежных средств, выделенных Тихоокеанскому флоту на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала. Вышеуказанным Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п.1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание (п.11). Таким образом, премии предусмотренные приказом МО РФ № 1010, установлены системой оплаты труда работников органов военного управления, поскольку формируются за счет экономии бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала. Кроме того, данные премии относятся к видам выплат по заработной плате, применяемой у соответствующего работодателя. Данная премия, предусмотренная приказом МО РФ № 1010, не является выплатой, производимой по отдельным решениям Министра Обороны РФ. Приказ МО РФ № 1010 распространяет свое действие на всех военнослужащих и лиц гражданского персонала частей ВС РФ и касается неопределенного круга лиц. Кроме того, п.1 приказа МО РФ за № 1010 предусматривает производство дополнительной выплаты ежеквартально. Согласно расчета, представленного истцом, проверенного судом и признанного верным, в связи с не включением премий в расчет среднего заработка истца при предоставлении ему отпуска, Швадченко ФИО9 недополучил отпускные в размере <данные изъяты> руб. В связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ФБУ «<данные изъяты>» в пользу Швадченко ФИО10 указанную сумму <данные изъяты> руб. с учетом вычтенного 13 % налога. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Швадченко ФИО6 к ФБУ «Управление <данные изъяты>» о взыскании недоплаченных отпускных удовлетворить. Взыскать с ФБУ «<данные изъяты>» в пользу Швадченко ФИО7 недовыплаченные отпускные в размере <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного Суда г.Владивостока В.Ю. Тарбеева