Дело № 2-5424/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Владивосток 11 октября 2011 г. Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Т.А. Лушер при секретаре Ю.А. Тезевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Мутовиной ФИО9, Зыряновой ФИО10, Вдовенко ФИО11, Брусиловской ФИО12, Еременко ФИО13, Радина ФИО14 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> о признании незаконным действий органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Мутовина О.И., Зырянова О.А., Вдовенко Е.С., Брусиловская В.В., Еременко Л.А., Радин А.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным действий органа местного самоуправления, указав в обоснование, что они обратились в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков для ведения дачного хозяйства – Мутовина О.И. площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, Радин А.В. площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>, Еременко Л.А. площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в <адрес>, Брусиловская В.В. площадью <данные изъяты> кв.м<адрес>, Вдовенко Е.С. площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> Лиман в <адрес>, Зырянова О.А. площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил указанные обращения в администрацию <адрес> для принятия решения в соответствии с компетенцией о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством. ДД.ММ.ГГГГ также в администрацию <адрес> было направлено обращение Радина А.В. В процессе формирования земельного участка были уточнены адрес и площадь участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ в отношении Радина А.В.) заявители были уведомлены о том, что их заявления направлены в орган местного самоуправления для принятия решения. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ в отношении Радина А.В.) УГА администрации <адрес> сообщило, что обращения заявителей рассмотрены и возвращены с полным пакетом документов в Департамент. Просят признать незаконным письмо администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в невыполнении действий предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства, обязать администрацию <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, принять решение по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства. В судебном заседании представитель заявителей, действующая на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в заявлении, при этом заявил ходатайство об уточнении требований, указав, что просит признать незаконным действие администрации <адрес>, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства, которое изложено в письме от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение по обращению департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а именно: утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства. Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в судебном заседании пояснил, что из содержания департамента следует, что целью его обращения является совершение органом местного самоуправления, действий предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельных участков, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме либо содержанию обращения исполнительного органа государственной власти направляемого в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ в орган местного самоуправления, в том числе к способу волеизъявления органа исполнительной власти. По смыслу п. 4 ст. 34 ЗК РФ при получении обращения орган местного самоуправления должен в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утвердить заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо отказать в ее утверждении при наличии к тому оснований. Отказ в рассмотрении такого обращения законом не предусмотрен. Представитель администрации <адрес> в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что направленное Департаментом в адрес администрации <адрес> письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Таким образом, указанное выше сопроводительное письмо, не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении указанных выше схем по смыслу п. 4 ст. 34 ЗК РФ. В связи с чем утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории на основании данного письма будет являться незаконным, согласно предостережению прокуратуры <адрес> о недопустимости нарушения закона от ДД.ММ.ГГГГ. Также заявители просит суд обязать УГА администрации <адрес> утвердить и выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка. Однако, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, орган местного самоуправления можно обязать принять решение, а не обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ документы заявителя, поступившие в адрес администрации <адрес>, были возвращены в Департамент без рассмотрения, в связи с чем полагаем требование об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка является преждевременным. На основании изложенного просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Выслушав доводы представителя заявителей, представителя третьего лица, возражения представителя УГА <адрес>, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ директору Департамента земельный отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> поступили заявления Мутовиной О.И., Зыряновой О.А., Вдовенко Е.С., Брусиловской В.В., Еременко Л.А. о предоставлении в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельных участков площадью <данные изъяты>.м., расположенных <адрес> для ведения дачного хозяйства, которые были зарегистрированы за вх. №, №, №, №, № соответственно. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент земельный отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> поступило аналогичное заявление ФИО6 о предоставлении в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных <адрес> для ведения дачного хозяйства, которое было зарегистрирован за вх. №. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> для принятия в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ решения в соответствии с собственной компетенцией в отношении обращении граждан о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства) по реестру от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе обращения Мутовиной О.И., Зыряновой О.А., Вдовенко Е.С., Брусиловской В.В., Еременко Л.А. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> также было направлено обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> для принятия в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ решения в соответствии с собственной компетенцией в отношении обращений граждан о предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (садоводство и ведение дачного хозяйства) по реестру от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе обращение ФИО6 Положениями ст. 34 Земельного кодекса РФ урегулирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В соответствии с п. 2 названной статьи граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ. Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании вышеуказанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий обязан в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на: кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, после чего заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Установленный приведенными выше нормами земельного законодательства срок для утверждения заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории истек, однако до настоящего времени администрацией <адрес> возложенная п. 4 ст. 34 ЗК РФ обязанность не исполнена. Письмом первого заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №д указанные выше обращения граждан возвращены в Департамент без утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в связи с тем, что поступившее в администрацию <адрес> обращение по вопросу утверждения схемы границ земельных участков не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории и поэтому не может служить основанием для совершения органом местного самоуправления предусмотренных п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ действий. Вместе с тем, из содержания обращения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что его целью является совершение органом местного самоуправления действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ, а именно утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Указанное также следует и из приложенного к данному обращению реестра обращений граждан. В тоже время, действующее законодательство не устанавливает каких-либо специальных требований к форме, либо содержанию обращения исполнительного органа государственной власти, направляемого в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ, в том числе к способу волеизъявления органа исполнительной власти. По смыслу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ следует, что при получении обращения исполнительного органа государственной власти орган местного самоуправления должен утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории либо отказать в ее утверждении при наличии к тому оснований. Отказ в рассмотрении такого обращения законом не предусмотрен. Поскольку администрацией <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> не исполнены возложенные законом обязанности по утверждению заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, доводы заявителя о допущенном со стороны органа местного самоуправлении незаконном бездействии являются обоснованными. В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В данном случае, нарушенные права заявителя подлежат защите путем возложения на администрацию <адрес> обязанности в течение 15 дней рассмотреть по существу вопрос об утверждении схемы расположения истребуемых земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Мутовиной ФИО15, Зыряновой ФИО16, Вдовенко ФИО17, Брусиловской ФИО20 Еременко ФИО18, Радина ФИО19 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации <адрес> о признании незаконным действий органа местного самоуправления – удовлетворить. Признать незаконным действие администрации <адрес>, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по утверждению Мутовиной ФИО21, Зыряновой ФИО22, Вдовенко ФИО23, Брусиловской ФИО24, ФИО5 схем расположения земельного участка в районе с/т Лиман в <адрес> на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства. Признать незаконным действие администрации <адрес>, выразившееся в невыполнении действий, предусмотренных п. 4 ст. 34 ЗК РФ по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по утверждению Радину ФИО25 схемы расположения земельного участка в районе с/т Лиман в <адрес> на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении Мутовиной ФИО26 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении Зыряновой ФИО27 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в районе с/т Лиман в <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении Вдовенко ФИО28 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении Брусиловской ФИО29 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении Еременко ФИО30 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Обязать администрацию <адрес> в лице Управления градостроительства и архитектуры <адрес> в течение 15 дней рассмотреть вопрос об утверждении ФИО6 схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес> в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 34 ЗК РФ. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Т.А. Лушер