Дело № 2-5007/11 «04» октября 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Т.А. Лушер при секретаре Ю.А. Тезевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмелевой Марины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации <адрес>, Управлению по учету и распределению жилья администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с названным требованием, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела на основании договора купли-продажи две комнаты в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о разделе долей в натуре имущество было разделено между ней и Голубевой JLB. Таким образом, она стала являться собственником одной комнаты в трехкомнатной квартире площадью 17,3 кв.м. и 30/100 доли в праве общей совместной собственности на места общего пользования. В квартире проживает с малолетним сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Её жилье расположено на первом этаже двухэтажного дома барачного типа из рубленного бруса, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Решением Думы г. Владивостока от 27 марта 2003 года № 178 «Об утверждении Программы переселения граждан города Владивостока из ветхого и аварийного жилищного фонда» их дом был внесен в Реестр ветхих и аварийных домов города Владивостока по состоянию на 01 января 2001 года. В соответствии с программой расселение их дома должно было быть осуществлено в первый этап 2003-2004 годов. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании непригодным для постоянного проживания <адрес>» был утвержден акт городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании их дома непригодным для постоянного проживания. В акте ДД.ММ.ГГГГ года было указано, что дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии, ремонт дома экономически нецелесообразен. Согласно актов обследования дома управляющими компаниями, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в <адрес>, условия проживания в доме не соответствуют требованиям СанПиН, дом требует капитального ремонта, однако последний экономически нецелесообразен. На протяжении восьми лет на дверях подъезда дома неоднократно появлялись объявления от сотрудников администрации <адрес> (Управления по учету и распределению жилой площади) о предоставлении необходимого пакета документов в администрацию с целью решения вопроса о расселении, ею трижды собирались необходимые бумаги, однако вопрос не решен по настоящее время. Последнее обращение на имя главы администрации города ею направлено ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о предоставлении ей и ее сыну иного жилья, отвечающего требованиям безопасности и пригодности для проживания. На что она получила ответ о том, что администрация испытывает острый дефицит в свободном жилом фонде, поэтому ей предлагается временное жилье из специализированного (маневренного) жилого фонда. Ее такой вариант решения не устраивает. Ею соблюден порядок признания дома в целом аварийным и подлежащим сносу. На основании заявления жильцов межведомственной комиссией было проведено обследование и составлен акт, который утвердил глава администрации <адрес>. Их дом является муниципальной собственностью, администрация <адрес> не отрицает своих обязанностей по расселению, но при этом продолжает бездействовать. Дальнейшее проживание в принадлежащей ей комнате <адрес> является опасным для ее здоровья и здоровья ее ребенка. Она добросовестно оплачивает коммунальные услуги, поддерживает жилое состояние своей комнаты, но ее усилий не достаточно, дом разрушается. Иного жилья ни она, ни ее ребенок не имеют, приобрести другую квартиру она не может в силу финансовых возможностей, так как заработная плата составляет всего 7000 рублей в месяц. Отец ребенка с ними не проживает, совместное хозяйство не ведут, от него она ежемесячно получает алименты в размере 1000-1500 рублей. Большая часть дохода в семье идет на оплату коммунальных услуг, питание и лекарства. Продажа ее комнаты не позволит ей приобрести иное улучшенное жилье. Просит обязать Администрацию <адрес>, Управление по учету и распределению жилой площади Администрации <адрес> предоставить ей и ее малолетнему сыну ФИО3 в собственность другую квартиру, отвечающую требованиям безопасности и пригодности для проживания, площадью не менее 22,52 кв.м. В судебном заседании, уточнив требования, истец и ее представитель просили суд возложить на администрацию <адрес> обязанность по предоставлению ей и ее малолетнему ребенку ФИО3 благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям безопасности и пригодности для проживания, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 22,52 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам в черте <адрес>, пояснив следующее. Предъявляя данный иск истец не заявляет о выкупе, имеющейся жилой площади, а настаивает на предоставлении другого благоустроенного жилья, так как предложенная выкупная цена является низкой и не позволит истцу решить вопрос о приобретении другого жилья. Условия проживания в <адрес> в <адрес> являются опасными, дом непригоден для постоянного проживания. Истец в полном объеме выполняет обязанности по своевременной оплате коммунальных услу<адрес> является муниципальной собственностью, администрация <адрес> бездействует и не принимает мер по расселению жильцов. Представитель Администрации <адрес> ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представив письменный отзыв, указав, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> было издано распоряжение №-р «О признании многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу». Согласно п. 2 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ принято решение исключить из числа жилых <адрес> после переселения граждан. В соответствии с п. 4 распоряжения управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры поручено исключить из реестра муниципальной собственности аварийный многоквартирный <адрес>.. . после переселения граждан, в соответствии с п. 7 распоряжения – обеспечить разборку данного строения после переселения граждан. До настоящего времени переселение граждан из вышеуказанного дома не произведено, а, следовательно, отсутствуют предпосылки и основания для сноса <адрес> в <адрес>. Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (Шмелевой М.В.). В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской ФИО4, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Частью 10 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам (Шмелевой М.В.) помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Одной из особенностей прекращения права собственности на жилое помещение в связи с изъятием земельного участка для публичных нужд является то, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято только посредством его выкупа. ЖК РФ также предусматривает предоставление собственнику изымаемого жилого помещения взамен компенсации убытков, причиненных таким изъятием, предоставление другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом другое жилое помещение взамен изымаемого предоставляется собственнику только по достижении соглашения об этом. Это означает, что орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, может, но не обязан предоставить собственнику другое жилое помещение. Собственник, в свою очередь, не может быть принудительно переселен в другое жилое помещение, но и не имеет права требовать предоставления другого жилья в обязательном порядке. Исходя из представленных Шмелевой М.В. документов, ей на праве собственности принадлежит 1 комната в 3-комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 17,3 кв.м. Действующее законодательство (в частности, Жилищный кодекс РФ) не распространяет своё действие на предоставление жилых помещений, в собственность с зачетом её стоимости в выкупную цену. Кроме того, в ст. 12 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень защиты права, однако заявленные требования не отвечают признаками, приведенными в настоящей статье. Подобный способ защиты права законодательством не предусмотрен. Дополнительно пояснила, что ответчик не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений в собственность граждан. Жилые помещения предоставляются по правилам жилищного кодекса и только путем заключения договора социального найма. Переход жилых помещений в собственность граждан регулируется Законом о приватизации. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ Шмелева М.В. приобрела на основании договора купли-продажи, заключенного с ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 две комнаты площадью 29,30 кв.м., в том числе жилой площадью 29,30 кв.м. и 59/100 доли от мест общего пользования в 3-х комнатной коммунальной квартире, находящейся адресу: <адрес> Как следует из условий п. 2 договора, указанные две комнаты и 59/100 доли мест общего пользования в 3-комнатной коммунальной квартире, принадлежат продавцам на основании договора на передачу комнат в коммунальной квартире в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. Сторонами договора две комнаты и 59/100 доли мест общего пользования в 3-комнатной коммунальной квартире оцениваются 74 250 рублей, инвентаризационная оценка всей 3-комнатной квартиры составляет 47 031 рубль. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Шмелева М.В. и ФИО12 заключили соглашение о разделе долей в натуре, по условиям которого Шмелева М.В. приобретает в собственность одну комнату площадью 17,30 кв.м., в том числе жилой 17,30 кв.м. и 30/100 доли в праве общей совместной собственности на места общего пользования, ФИО12 приобретает в собственность одну комнату площадью 12,00 кв.м., в том числе жилой 12,00 кв.м. и 29/100 доли в праве общей совместной собственности на места общего пользования в 3-комнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес> площадью 67,30 кв.м., в том числе жилой 49,90 кв.м. Таким образом, в настоящее время Шмелева М.В. является собственником 1 комнаты (площадью 17,30 кв.м., в том числе жилая 17,30 кв.м.) в 3-комнатной квартире (площадью 67,30 кв.м., в том числе жилая 49,90 кв.м.) по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств (п. 22 Постановления). В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (п. 22 Постановления). Решением Думы г. Владивостока № 178 от 27 марта 2003 года утверждена программа переселения граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда, в соответствии с которой <адрес> включен в план переселения. Согласно акта межведомственной комиссии при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения жилого <адрес> в <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания (п. № Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании непригодным для постоянного проживания <адрес>» утвержден акт городской межведомственной ДД.ММ.ГГГГ о признании указанного дома непригодным для постоянного проживания (п.п. 2.2., 2.4д Положения по оценке непригодности жилых зданий и жилых помещений муниципального государственного и общественного жилищного фонда). Ремонт дома экономически нецелесообразен. В соответствии с п. 2 указанного постановления Управлению по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> поручено утвердить в установленном законом порядке списки жильцов <адрес> на общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес>. Согласно п. 3 постановления Управлению муниципальной собственности администрации <адрес> предписан исключить из числа жилых, из реестра муниципальной собственности и снять с учета <адрес> после расселения жильцов. При этом, суд полагает необоснованным довод истца о применении по аналогии ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, поскольку дом по <адрес> в <адрес> не был признан подлежащим сносу. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, гражданам, выселяемым из жилого помещения, если оно подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, предоставляется наймодателем другое благоустроенное жилое помещение только в случае занятия первоначального жилого помещения по договору социального найма. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что признание <адрес> в <адрес> непригодным для постоянного проживания в соответствии с постановлением администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ не порождает у администрации <адрес> обязанности по предоставлению Шмелевой М.В., владеющей 1комнатой в 3-комнатной коммунальной <адрес> в <адрес> на праве собственности, другого благоустроенного жилого помещения, поскольку действующее законодательство предусматривает такую обязанность только для наймодателя при выселении лиц, занимающих жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. При этом согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. В данном случае, поскольку Шмелева М.В. является собственником 1 комнаты в 3-комнатной коммунальной <адрес> в <адрес>, она самостоятельно несет бремя содержания данного имущества и риск его случайного уничтожения. В соответствии со ст. 557 ГК РФ, в случае передачи продавцом покупателю недвижимости, не соответствующей условиям договора продажи недвижимости о ее качестве, применяются правила статьи 475 ГК РФ, за исключением положений о праве покупателя потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору. В тоже время, действующее законодательство не предусматривает какой-либо обязанности по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения собственнику в случае приобретения им жилого помещения непригодного для проживания. Положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. Исходя из положений ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, выкупная цена жилого помещения определяется исходя из его рыночной стоимости. Согласно п. 1, 3 договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ сторонами две комнаты и 59/100 доли мест общего пользования в 3-комнатной коммунальной квартире оцениваются 74 250 рублей, инвентаризационная оценка всей 3-комнатной квартиры составляет 47 031 рубль. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения. Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Согласно разъяснений п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном порядке. По информации Управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении при администрации <адрес> Шмелева М.В. не состоит. Истец при рассмотрении требований не предъявлял и не предъявляет требований о выкупе имеющейся собственности, считая, что предложенная выкупная цена не позволит решить вопрос о приобретении другого, благоустроенного жилья. При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения требований Шмелевой М.В. к администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения, судом не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Шмелевой Марины Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка ФИО3 2006 года рождения, к администрации <адрес>, Управлению по учету и распределению жилья администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Судья Т.А. Лушер