Дело № 2-6905/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года г. Владивосток Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи: Пяловой Л.Н. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Владивостока: Хижинской Е.В., при секретаре: Гайчук С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Передня ФИО6 на действия Администрации ФИО7 в лице Управления регулирования рекламной деятельности о защите избирательных прав, Установил: Передня А.А. обратился в суд с заявлением к Администрации гФИО8, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен гражданско-правовой договор с ООО «ФИО9» на оказание услуг по размещению его агитационных материалов в форме плакатов на средствах наружной рекламы, принадлежащих ООО «ФИО10». Согласно приложению к указанному договору исполнитель предоставил рекламные конструкции, размещенные по адресам: <адрес> Размещение агитационных материалов было произведено ДД.ММ.ГГГГ. Содержание и выбранная форма проведения агитации полностью соответствует действующему законодательству и не ущемляет прав других кандидатов. Обычаем делового оборота организаций, осуществляющих рекламные услуги, является досрочное расторжение договоров оказания рекламных услуг, в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, к которым в том числе относится издание распоряжений и иных нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления. Данное условие было включено в п. 7.2 заключенного им и ООО «ФИО11». ДД.ММ.ГГГГ ООО «ФИО12» в письме № от ДД.ММ.ГГГГ уведомило его о том, что по распоряжению Администрации ФИО13 предоставленные ранее по договору рекламные площади изымаются для размещения социальной рекламы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном ООО «ФИО14» управление регулирования рекламной деятельности <адрес>, ссылаясь на уведомление Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, просит предоставить для размещения информации о выборах депутатов Государственной Думы и депутатов Законодательного <адрес> 15 (пятнадцать) рекламных конструкций с определенными сторонами, 9 (девять) из которых – стороны предоставленные ему ООО «ФИО15». Передня А.А. считает указанные действия умышленными, направленными на воспрепятствование осуществлению его избирательных прав. Свидетельством этому является то, что в <адрес> существует 2565 законно установленных рекламных конструкций (именно такая цифра была озвучена ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте КГБУ «ФИО16» со ссылкой на управление регулирования рекламной деятельности <адрес>). Из всех рекламных конструкций <адрес> только 15 были испрошены управлением для размещения социальной рекламы предвыборного характера. И большая часть из них содержит весь его агитационный материал, предназначенный для наружного размещения, при том, что перечисленные рекламные конструкции имеют еще одну сторону для размещения. Действия управления регулирования рекламной деятельности гФИО17 нарушили его избирательные права, что поставило его в неравное положение с другими кандидатами в депутаты. Передня А.А. просит возложить обязанность на управление регулирования рекламной деятельности г. ФИО18 прекратить действия, нарушающие его избирательные права; отменить решение управления регулирования рекламной деятельности <адрес> о размещении баннеров Избирательной комиссии <адрес> на рекламных конструкциях, расположенных по адресам: <адрес>. на другие рекламные конструкции; обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что действия управления регулирования рекламной деятельности <адрес> направленные на изъятие всех рекламных площадей, на которых расположены его агитационные материалы, поставили его в неравное положение с остальными кандидатами, осуществляющими предвыборную агитацию в такой же форме. В судебном заедании заявитель уточнил заявленные требования, просил признать действия Администрации в лице структурного подразделения – Управление регулирования рекламной деятельности, именно: направлении письма от ДД.ММ.ГГГГ № в ООО «ФИО19» о предоставлении рекламных поверхностей щитов для размещения баннеров избирательной комиссии <адрес>, незаконными; обязать Администрацию в лице структурного подразделения – Управление регулирования рекламной деятельности, прекратить действия, нарушающие мои избирательные права, а именно: препятствующие размещению моих агитационных материалов на рекламных конструкциях по указанным в заявлении адресам; обязать Администрацию в лице структурного подразделения – Управление регулирования рекламной деятельности, направить в адрес ООО «ФИО20» письмо, исключающие рекламные конструкции из списка конструкций, необходимых для размещения информации о дате проведения выборов в Государственную Думу и Законодательное <адрес>, обратить решение суда немедленному исполнению. Также заявитель пояснил, что свои обязательства по оплате договора с ООО «ФИО22» за размещение агитационного материала на рекламных конструкциях он исполнил в полном объеме. ООО «ФИО21» без его согласия демонтировало данные рекламные конструкции. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учетом уточнений, дополнительно пояснив, что действия Управления регулирования рекламной деятельности, заключающиеся в направлении письма с просьбой предоставить рекламные щиты для размещения избирательной комиссией информации о предстоящих выборах, носят намеренно умышленный характер. На рекламных щитах, на которых расположен агитационный материал заявителя, имеют обратную сторону, на которой и могла быть размещена информации избирательной комиссии о предстоящих выборах. ООО «ФИО23» - единственная организация, с которой с заявителем был заключен договор о размещении агитационной программы на рекламных конструкциях. Представитель Администрации г. ФИО24 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что Управление регулирования рекламной деятельности не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением Администрации г. ФИО25. Управлением регулирования рекламной деятельности письмо с просьбой предоставить рекламные конструкции для размещения информации избирательной комиссии о выборах было направлено не только в ООО «ФИО26», но и в другие рекламные агентства. Указанное письмо было направлено Управлением после получения письма от избирательной комиссии. Письмо Управления, направленное в ООО «ФИО27 не является обязательным к исполнению. Письмо Управления не является ни решением, ни распоряжением Администрации, и поэтому не носит обязательный характер. Письмо, направленное в ООО «ФИО28», содержало адреса рекламных конструкций, поскольку указанные рекламные конструкции принадлежат ООО «ФИО30». Управлению не было известно, что на указанных рекламных щитах размещен агитационный материал заявителя, ООО «ФИО29» не ставило об этом в известность. Действий, нарушающих избирательные права заявителя, Администрацией не производилось. Администрацией выдается лишь разрешение на размещение рекламных конструкций обратившимся рекламным агентствам. Данное разрешение имеет срок действия. Администрация в лице Управления регулирования рекламной деятельности своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ не возлагала обязанность по демонтажу рекламных конструкций по указанным в письме адресам. Представители Управления регулирования рекламной деятельности, ООО «ФИО31» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения были извещены надлежащим образом. Представитель избирательной комиссии <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что избирательная комиссия письмом от ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию г. ФИО32 с просьбой предоставить места для наружной рекламы для размещения информации о выборах. Было согласовано пять мест. Однако в последующем возникла необходимость в увеличении количества таких мест. Размещение рекламной информации от имени избирательной комиссии производилось за счет федерального бюджета. Изменение адресов мест наружной рекламы привело бы к необоснованной трате бюджетных средств, поскольку рекламные баннеры уже были изготовлены. Ответчиком по заявленным требованиям должен выступать ООО «ФИО33». Заявителем аналогичная жалоба была направлена в избирательную комиссию. По жалобе началась проверка, но после того, как стало известно, что заявитель обратился в суд, проверка была приостановлена. В действиях Администрации не было нарушения избирательных прав заявителя. Суд, выслушав стороны, помощника прокурора, полагающего заявленные требования законными и обоснованными, находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что согласно договора № оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного заявителем («Заказчик») и ООО «ФИО34» («Исполнитель»), исполнитель обязуется оказать услуги по размещению согласованных в Приложении № к договору, агитационных материалов политической партии в форме плакатов в рамках агитационного периода по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Законодательного собрания <адрес>. Письмом избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был сделан запрос на имя главы ФИО35 о предоставлении сведений об имеющихся на территории <адрес> возможностях размещения на безвозмездной основе на рекламных конструкциях информации о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Законодательного собрания <адрес>. В ответе №Д от ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя Избирательной комиссии <адрес> Администрация ФИО36 указала на то, что готова оказать содействие в размещении готовых информационных баннеров о дате голосования на рекламных поверхностях щитов в количестве 5 штук. Согласно ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В силу ч. 16 ст. 20 указанного закона государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий. В своем письме управление регулирования рекламной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ на имя руководителя ООО «ФИО37» просило предоставить рекламные поверхности щитов под размещение баннеров Избирательной комиссии <адрес> с информацией о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Законодательного собрания <адрес> по адресам: <адрес>, сославшись на письмо председателя Избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Уведомлением за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ на имя заявителя ООО «ФИО38» было сообщено, что по распоряжению администрации города на сторонах по адресам: <адрес> планируется размещение социальной рекламы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем размещение рекламы заявителя будет демонтировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ Право гражданина РФ быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления закреплено ч. 2ст. 32 Конституции РФ. В силу положений ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Положениями ч. 2 ст. 45 закона содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Согласно ч. 1 ст. 50 закона государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии со ст. 54 организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов. Заявитель, воспользовавшись своим правом, как кандидат в депутаты, проводить предвыборную агитацию, заключил договор договора № оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ФИО39», согласно которому последние обязались предоставить места для размещения агитационного материала. Заявитель в полном объеме выполнил свои обязательства по договору, оплатив ООО «ФИО40» денежные средства за оказанные услуги. Согласно положениям ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. ООО «Праймсайт», в нарушение договора, без согласования с заявителем произвел демонтаж рекламных конструкций, содержащих агитационный материал заявителя. Согласно п.п. 7.1, 7.2 договора стороны освобождаются от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору, если это ненадлежащее исполнение или неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить. К обстоятельствам непреодолимой силы договором отнесены: война, землетрясение, наводнение, ураган, пожар или подобные явления, а также законы, распоряжения, иные нормативные документы компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, принятые после подписания настоящего договора и препятствующие его исполнению. ООО «ФИО41» произвел демонтаж рекламных конструкций, сославшись на письмо управления регулирования рекламной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, и расценив его как обязательное к исполнению Согласно пояснениям представителя Администрации <адрес> указанное письмо не является ни распоряжением, ни решением и не носит обязывающий характер. Довод представителя Администрации гФИО42 о том, что Управлению регулирования рекламной деятельности не было известно о том, что на рекламных конструкциях по запрошенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ адресам содержится агитационный материал заявителя, необоснован. В письме № от ДД.ММ.ГГГГ к ООО «ФИО43» управление регулирования рекламной деятельности выразило просьбу предоставить рекламные поверхности щитов под размещение баннеров Избирательной комиссии <адрес> с информацией о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и депутатов Законодательного собрания <адрес> по адресам с указанием стороны щитов рекламных конструкций. Согласно пояснениям представителя заявителя, щиты рекламных конструкций имеют две стороны. Руководство ООО «ФИО44» имело возможность предоставить Администрации обратные стороны щитов рекламных конструкций для размещения информации избирательной комиссии. Таким образом, ООО «Праймсайт», нарушив условия договора № оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, лишило заявителя возможности в равной степени с другими кандидатами в депутаты реализовать свои избирательные права в период предвыборной агитации. Суд полагает, что Администрация г. ФИО45, направляя письмо в ООО «ФИО46» с просьбой предоставить места для наружной рекламы с указанием конкретных сторон щитов рекламных конструкций, обязана была убедиться в том, будут ли нарушены права других лиц, рекламный материал которых размещен на указанных местах наружной рекламы. Кроме того, управление регулирования рекламной деятельности ведёт статистику по количеству законно установленных на территории <адрес> рекламных конструкций. Представитель Администрации г. ФИО47 в судебном заседании пояснил, что Администрация вправе вынести предписание собственнику рекламной конструкции в случае нарушения требований законодательства при размещении наружной рекламы. На основании изложенного суд находит заявленные требования законными и обоснованными, поскольку действиями Администрации г. ФИО48, заключающимися в направлении письма в адрес ООО «ФИО55» о предоставлении мест наружной рекламы с точным указанием адресов и сторон щитов рекламных конструкций, нарушены избирательные права заявителя. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Признать действия администрации г. ФИО49, выразившиеся в в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ФИО50» <адрес> о предоставлении рекламной поверхности щитов под размещение баннеров Избирательной комиссии <адрес> с информацией о дате проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и депутатов Законодательного <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по следующим адресам: <адрес> Обязать Администрацию ФИО51, нарушающие избирательные права Передняя ФИО52, а именно: препятствующие размещению его агитационных материалов на рекламных конструкциях по указанным выше адресам. Обязать Администрацию в ФИО53 направить в адрес ООО «ФИО54» письмо, исключающие рекламные конструкции, расположенные по адресам: <адрес> из списка конструкций, необходимых для размещения информации о дате проведения выборов в Государственную Думу и Законодательное <адрес> согласно письма. Настоящее решение подлежит немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока Л.Н. Пялова