Дело № 2-6572/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края В составе: председательствующего судьи Пяловой Л.Н., При секретаре Гайчук С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреевой Н.Ю. о признании действий администрации ФИО6 незаконными, УСТАНОВИЛ: Андреева Н.Ю. обратилась в суд с заявлением на действия администрации ФИО7, Управления градостроительства и архитектуры администрации ФИО8. В обоснование заявления Андреева Н.Ю. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ФИО9 с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для целей отдыха. ДД.ММ.ГГГГ Департамент направил её заявление в Управление градостроительства и архитектуры администрации ФИО10 для принятия решения в соответствии с компетенцией. Однако, УГА ФИО11, посчитав, что обращение Департамента земельных отношений не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, сообщило о невозможности рассмотрения данного обращения и его возврате в Департамент. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о направлении в орган местного самоуправления надлежащим образом оформленного обращения об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Департамент земельных отношений сообщил ей о повторном направлении ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в орган местного самоуправления для принятия решения. ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к указанному обращению Департамента ею в УГА ФИО12 с дополнением к заявлению была представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м (4 оригинальных экземпляра), оригинал топосъемки с нанесенными ограничениями, кадастровый план территории. Однако, письмом администрации ФИО13 исх.№Д от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ, ей вновь было сообщено о возврате поданного ею заявления о предоставлении земельного участка в Департамент земельных отношений, поскольку «направленное в орган местного самоуправления обращение Департамента не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории». Если основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют, Департамент направляет его в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Действия по утверждению схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора отнесены к полномочиям Управления градостроительства и архитектуры. Обращение Департамента земельных отношений и дополнительно представленные заявителем, в соответствии с Регламентом по предоставлению администрацией ФИО14 услуги по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, документы, являлись достаточными для утверждения органом местного самоуправления схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Решением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении требований Андреевой Н.Ю. о признании незаконными действий Департамента по направлению в орган местного самоуправления заявления, не соответствующего требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, и возложении на Департамент земельных отношений обязанности направить в орган местного самоуправления заявление в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ - для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в районе <адрес>. Суд посчитал, что направленное Департаментом земельных отношений обращение было оформлено надлежащим образом и являлось достаточным для утверждения органом местного самоуправления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. УГА ФИО17, в соответствии с Положением, применительно к рассматриваемому делу не имело никаких полномочий, кроме утверждения схемы расположения земельного участка, в отношении которого Департаментом было направлено обращение. Администрация ФИО18 умышленно повторно возвращает в Департамент земельных отношений направленные им обращения, ссылаясь лишь на их формулировку. Указанные действия администрации ФИО19 направлены на затягивание процедуры оформления земельного участка и создания препятствий в его оформлении заявителем. Если администрации гФИО20, даже с учетом дополнительно представленных заявителем документов, было неясно, для какой цели направлено обращение, у органа местного самоуправления, помимо прочего, имелась возможность самостоятельно уточнить намерения Департамента. Заявитель просит признать незаконным решение администрации г.ФИО21, оформленное письмом исх.№Д от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в утверждении схемы расположения сдельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного в районе ФИО22, для целей отдыха, и возврате документов, а также обязать УГА ФИО23 утвердить Андреевой Н.Ю. схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе ФИО24, для целей отдыха в течение 7 дней с даты вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержала, дополнительно пояснила суду, что требования к оформлению обращения не регламентированы, Департамент сам определяет форму обращения. Представитель администрации ФИО25, Управления градостроительства и архитектуры администрации ФИО26 с заявлением не согласился, представил письменный отзыв на заявление в котором указал, что утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте осуществляется только по обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ФИО27 ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ФИО28 поступило обращение Департамента земельных отношений о рассмотрении возможности предоставления земельных участков гражданам, нуждающимся в получении садовых или дачных земельных участков в рамках формирования и утверждения данных списков. ДД.ММ.ГГГГ обращение Департамента было рассмотрено и был направлен ответ, в соответствии с которым направленный пакет документов был возвращен, поскольку граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Исполнительный орган государственной власти направляет в орган местного самоуправления обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории, и в двухнедельный срок со дня предоставления заявителем кадастрового плана земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю. С ДД.ММ.ГГГГ земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории <адрес> распоряжается Департамент. В обязанности органа местного самоуправления входит утверждение и выдача схем расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) соответствующей территории. Направленное Департаментом в адрес администрации гФИО29 письмо не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории, в данном письме содержатся волеизъявления о предоставлении конкретных земельных участков. Орган местного самоуправления осуществляет регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков. Затем орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. Сопроводительное письмо, не может являться обращением исполнительного органа государственной власти об утверждении указанной выше схемы. В связи с чем утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории на основании данного письма будет являться незаконным, согласно предостережению Прокуратуры г. ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГН о недопустимости нарушения закона. При обращении Департамента было установлено отсутствие волеизъявления органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, о чем было сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ. В данном письме сообщается о возврате документов, а не об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка. Возможность утверждения схемы расположения земельного участка не была рассмотрена в связи с указанными выше обстоятельствами, таким образом, администрации гФИО31 в лице УГА администрации г. ФИО32 не может быть обязана к утверждению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>. В судебное заседание не явились Андреева Н.Ю., представитель Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ФИО34 – о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом. Причина не явки суду не известна. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. С учетом положения ч. 3 ст. 167 Гражданско процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся лиц. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие)…органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч. 2,3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. П.1 ст.<адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» указывает, что «граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной собственности и (или) ведении <адрес>, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти <адрес>». В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О переименовании департамента земельных ресурсов и землеустройства <адрес> и об утверждении Положения о департаменте земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>" в <адрес> таким органом является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>. Согласно ст. 34 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется органом местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти. ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.Ю. обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ФИО35 с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком 49 лет земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для целей отдыха. Согласно сообщению Департамента земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанное заявление направлено в орган местного самоуправления для принятия решения. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> письмом №Д направила в адрес Андреевой Н.Ю. ответ, согласного которого ее обращение о предоставлении земельного участка в районе <адрес> земельных отношений. Согласно данному ответу обращение Департамента земельных отношений не содержало волеизъявление исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков. Кроме того, в данном сообщении указано, что Андреевой Н.Ю. не предоставлены оригиналы схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, оригинал топографической съемки земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Андреева Н.Ю. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением об оформлении ее обращения надлежащим образом. Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента земельных отношений Андреевой Н.Ю., ее обращение направлено в администрацию ФИО36 Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> ФИО2 в дополнение к обращению Департамента земельных отношений направила схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. на кадастровом плане территории в районе <адрес> (оригиналы) – 4 экземпляра на печатном носителе, 1 экземпляр на электроном носителе, топографическую съемку М1:500 с нанесенными УГА ФИО37 ограничениями; КПТ кадастрового квартала № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №Д администрации гФИО38, направленного Андреевой Н.Ю, ее обращение возвращено в Департамент земельных отношений, поскольку не содержит волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории. Суд признает надуманным и не обоснованным довод представителя администрации ФИО39 о том, что обращение было возвращено из-за отсутствия в нем волеизъявления исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков, поскольку содержало волеизъявление о предоставлении конкретных земельных участков, по следующим основаниям. В силу ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Согласно обращению Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № главе администрации гФИО40 Департамент земельных отношений просит рассмотреть возможность предоставления земельных участков в рамках формирования утверждения списков. Согласно реестру № от ДД.ММ.ГГГГ обращений граждан о предоставлении в аренду земельных участков для целей не связанных со строительством Андреева Н.Ю. включена в список под номером №. Суд считает, что обращение Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № содержит волеизъявление исполнительного органа государственной власти об утверждении гражданам схем расположения земельных участков, поскольку Департамент земельных отношений просит рассмотреть возможность предоставления земельных участков гражданам в рамках формирования и утверждения списков, то есть в рамках полномочий. Действующее законодательство не содержит норму, устанавливающую конкретную форму обращения исполнительного органа государственной власти. Администрации ФИО41 в силу ст. 34 ЗК РФ следовало рассмотреть вопрос по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка. Других действий от органа местного самоуправления закон не требовал. Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявление Андреевой Н.Ю., признать действия администрации ФИО42 незаконными, поскольку обращение Департамента содержит просьбу администрацию гФИО43 рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельных участков гражданам в рамках их полномочий, поскольку действующим законодательством не предусмотрена форма обращения, установить нарушение оспариваемого обращения невозможно. Признавая действия администрации гФИО44 незаконными, суд считает необходимым обязать администрацию гФИО45 восстановить нарушенные права Андреевой Н.Ю. Заявитель просит обязать Управление градостроительства и архитектуры администрации г. ФИО46 утвердить схему расположения земельного участка. Однако, суд не может возложить такую обязанность, поскольку, по – существу, таким решением суд подменяет орган, обязанный принять решение в соответствии со своими полномочиями, возложенными на него законом. В связи с чем, суд считает, необходимым обязать администрацию г. ФИО47 принять заявление от Андреевой Н.Ю. об утверждении схемы земельного участка и принять по нему решение. Подлежит удовлетворению требование об исполнение решения суда в течение 7 дней со дня вступления решения в законную силу в соответствии со ст. 206 ГПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст. 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение администрации гФИО48 исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в утверждении схемы расположения сдельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе ул. <адрес>, для целей отдыха. Обязать администрацию г. ФИО49 принять от Андреевой ФИО50 заявление об утверждении схемы земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в районе <адрес>, и рассмотреть его в течение 7 дней с даты вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней. Судья Л.Н. Пялова