о признании Положения о муниципальном земельном контроле



Мотивированное решение Изготовлено 19.12.2011 года. Дело № 2-6608/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владивосток 13 декабря 2011 года

Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Ю.В. Ундольской,

при секретаре Т.В. Халецкой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора <адрес>, заинтересованное лицо: Дума <адрес> о признании Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , несоответствующим закону в части определения условий и порядка осуществления муниципального контроля, а также прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля со дня вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений» в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что в «Вестнике Думы <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>». Истец полагает, что указанный нормативный правовой акт не соответствует действующему федеральному законодательству. Просит признать Положение о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , несоответствующим закону в части определения условий и порядка осуществления муниципального контроля, а также прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истцом заявленные требования были уточнены, просила признать абзац 3 пункта 3.2 в части слов «государственный земельный контроль», абзац 4 пункта 3.2, абзац 6 пункта 3.2 в части слов «объяснения», пункт 6.2 в части слов «государственного земельного контроля» Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , противоречащими закону и недействующими со дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (л.д. 15-19).

В настоящем судебном заседании помощник прокурора настаивала на удовлетворении заявленных требований, подтвердив основания и доводы, указанные в заявлении и уточнениях к нему.

Представитель Думы <адрес> в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, предоставила письменный отзыв. (л.д. 37). По существу пояснила, что в соответствии со статьей 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, поэтому нецелесообразно вносить соответствующие изменения в муниципальный правовой акт. Положения абзаца 6 пункта 3.2 в части слов «объяснения» подразумевает право должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль, задавать вопросы землепользователям относительно использования земельных участков с целью осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в «Вестнике Думы <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ было опубликовано решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>».

Разделом 1 настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>.

Пунктом 1.2 раздела 1 указанного Положения предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченным главой <адрес> органом (далее - Уполномоченный орган) в целях обеспечения соблюдения организациями независимо от организационной правовой формы, должностными лицами, а также физическими лицами требований земельного законодательства по использованию земель на территории <адрес>.

В соответствии с разделом 2 вышеуказанного Положения в рамках муниципального земельного контроля Уполномоченный орган осуществляет полномочия по организации проверок по соблюдению землепользователями установленных нормативными правовыми актами правил использования земельных участков, осуществлению контроля за устранением землепользователями нарушений земельного законодательства и иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3.2 Положения должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль в соответствии с их компетенцией, имеют право в числе прочего составлять акты проверок соблюдения земельного законодательства и передавать их и другие материалы, подтверждающие допущенные нарушения, на рассмотрение должностным лицам, осуществляющим «государственный земельный контроль» на территории <адрес>.

Кроме того, пунктом 6.2 Положения предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, ведут журнал учета актов о проведении проверок, представляют информацию о проделанной работе органу, уполномоченному в области осуществления «государственного земельного контроля», для подготовки ежегодного отчета о контроле за использованием городских земель, главе <адрес> и Думе <адрес>.

Проанализировав данные пункты Положения, суд не установил, что в части слов «государственный земельный контроль» и «государственного земельного контроля» они вступили в противоречие с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в действующей редакции (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ).

Действительно, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статью 71 ЗК РФ внесены изменения, согласно которым институт осуществления государственного земельного контроля заменен государственным земельным надзором.

Согласно ч. 1 ст. 71 ЗК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством…

В тоже время, п.2 вышеуказанной статьи ЗК РФ установлено, что государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти … в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о государственном земельном контроле. Аналогичная норма о государственном земельном контроле закреплена и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст.23.21 КоАП РФ).

Таким образом, действующим федеральным законодательством установлен порядок осуществления, а также полномочия органов государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля (надзора).

Также суд не может согласиться и с доводом прокурора <адрес> о несоответствии Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ) абзаца 6 пункта 3.2 Положения в части слов «объяснения» в силу следующего.

Согласно абзацу 6 пункта 3.2 Положения, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль в соответствии с их компетенцией, имеют право получать от землепользователей объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков.

Поскольку Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ не регулирует земельные отношения, т.е. отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации), а регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ), то осуществление муниципального земельного контроля не является сферой его регулирования.

Кроме того, муниципальный земельный контроль за использованием земель на
территории муниципального образования осуществляется применительно ко всем участникам земельных отношений, к категории которых согласно ч. 1 ст. 5 ЗК РФ относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии же со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ проверки уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления осуществляются только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Различия в объектном составе проводимых проверок не позволяют сделать вывод о противоречии действующему законодательству Российской Федерации абзаца 3 пункта 3.2 Положения, поскольку установление соответствующих полномочий применительно к физическим лицам не противоречит ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ.

При этом, суд учитывает, что в соответствии со статьей 72 ЗК РФ порядок осуществления муниципального земельного контроля устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что абзац 3 пункта 3.2 в части слов «государственный земельный контроль», пункт 6.2 в части слов «государственного земельного контроля», абзац 6 пункта 3.2 в части слов «объяснения» Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ соответствуют требованиям действующего законодательства.

Абзацем 4 пункта 3.2 Положения предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль в соответствии с их компетенцией имеют право составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их на рассмотрение в органы, уполномоченные по рассмотрению дел об административных правонарушениях, с целью привлечения совершивших правонарушение лиц к ответственности.

Однако, суд полагает обоснованным требование прокурора <адрес> о признании противоречащим Земельному кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях, Положению о государственном земельном контроле, утвержденному постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) абзаца 4 пункта 3.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес> по следующим основаниям.

Так, пунктом 3.2 абзаца 4 Положения предусмотрено право уполномоченного органа при осуществлении муниципального земельного контроля составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 72 Конституции Российской Федерации гласит, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в статьях 26.1, 26.3, 26.3-1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями), а вопросы местного значения - в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Ответственность за нарушения законодательства в сфере охраны собственности, в том числе землепользования предусмотрена главами 7, 8 (статьи 7.1, 7.2, 7.10, 8.8) КоАП РФ.

В соответствии со статьями 23.21, 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях указанной категории составляются и впоследствии рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.

В развитие указанной нормы подпунктом «г» пункта 9 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право при проведении проверок составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

Ст. 1.3.1 КоАП РФ установлено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи (создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации), с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами <адрес>, муниципальными нормативными правовыми актами, а также определение органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотрены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об административных правонарушениях в <адрес>» (принят Законодательным <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ возможность составления органами муниципального контроля по итогам проведенной проверки протоколов об административных правонарушениях в отношении землепользователей -юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусмотрена.

Таким образом, наделение решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, правом составления протоколов об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере противоречит закону, в связи с чем, абзац 4 пункта 3.2 Положения вступил во внутреннее противоречие с нормами указанного нормативного правового акта.

Так, абзацем 3 пункта 3.2 Положения закреплен конечный юридический результат проведения проверки органом муниципального земельного контроля: составление актов проверок соблюдения земельного законодательства и передача их и других материалов, подтверждающих допущенные нарушения, на рассмотрение должностным лицам, осуществляющим государственный земельный контроль на территории <адрес>.

Таким образом, согласно данной норме, а также в соответствии с вышеназванными нормами федерального законодательства применение мер административного воздействия к нарушителям, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях отнесено к компетенции органов государственного земельного надзора.

Таким образом, наделение должностных лиц уполномоченного (муниципального) органа правом составления протоколов об административных правонарушениях в рассматриваемой сфере противоречит действующему законодательству.

Согласно абз. 3, 4 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Положение о муниципальном земельном контроле применяется на территории Владивостокского городского округа с декабря 2005 г.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать абзац 4 пункта 3.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, а в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Прокурора <адрес> удовлетворить в части.

Признать абзац 4 пункта 3.2 Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований о признании абзаца 3 пункта 3.2 в части слов «государственный земельный контроль», пункт 6.2 в части слов «государственного земельного контроля», абзац 6 пункта 3.2 в части слов «объяснения» Положения о муниципальном земельном контроле на территории <адрес>, утвержденное решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней с момента составления мотивированного.

Судья Ленинского районного

суда г. Владивостока Ю.В. Ундольская