Дело № 2-4073/2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 июня 2011 г. Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю., При секретаре Байбародовой М.Ю. Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Касьяновой ФИО13 о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за №сп об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязании рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка УСТАНОВИЛ: Заявитель Касьянова ФИО14 в лице представителя по доверенности ФИО9, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за №сп об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка; обязании УГА Администрации <данные изъяты> в 5-тидневный срок утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане гражданам Касьяновой ФИО15, ФИО1, ФИО2. В обоснование своего заявления заявитель ссылается на тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ она, в лице представителя ФИО16 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ 25АА № обратилась в Управление градостроительства и архитектуры (УГА) Администрации <данные изъяты> с заявлением (регистрационный №) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ей и ее дочерям ФИО1 и ФИО2, площадью 486 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для дальнейшей эксплуатации жилого дома (лит.А). ДД.ММ.ГГГГ письмом № Управление градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> отказало ей в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав в обоснование отказа, что ею не представлены сведения о фактическом использовании земельного участка в предоставленном комплекте документов. УГА в своем отказе ссылалось на ст.36 Земельного кодекса РФ, согласно которой местоположение границ земельного участка и его площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и указывало на то, что для определения размера и границ земельного участка необходимо использовать сведения о фактическом использовании земельного участка, содержащиеся в техническом паспорте жилого дома сроком давности не более <данные изъяты> лет. Она с таким отказом не согласна, поскольку в письме УГА от ДД.ММ.ГГГГ не указано, на каких нормах права основана позиция о том, что фактическое землепользование должно определяться именно из содержания технического паспорта строения, а не другого документа. К заявлению, поданному ею в УГА Администрации <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, приложен весь комплект документов, требуемых в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к письменному заявлению по вопросам адресации объектов и другим вопросам, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Заместителем главы Администрации <данные изъяты> ФИО8 и согласованным ДД.ММ.ГГГГ начальником управления градостроительства и архитектуры. В п.п.6 п.10 данного Перечня указано, что предоставляются «копия технического паспорта на здание, строение, сооружение или копия кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке). Установленные требования к Перечню документов, необходимых для утверждения схемы расположения, были выполнены ею в полном объеме, поскольку заявление со всем пакетом документов, указанных в приложении к заявлению, было у нее принято в УГА ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ; копия кадастрового паспорта здания была ею приложена. Полагает, что требование УГА предоставить дополнительный документ сверх предоставленных, препятствует ей и дочерям в приобретения в собственность земельного участка, на котором с <данные изъяты> расположен жилой дом, принадлежащий им на праве долевой собственности (по 1/3 доли), а также приводит к необоснованному увеличению финансовых затрат на изготовление технического паспорта строения. Кроме этого, считает не основанным на законе определение размера и границ земельного участка на основе сведений о фактическом использовании земельного участка, содержащихся в техническом паспорте жилого дома. Полагает отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и требование предоставления технического паспорта жилого дома незаконным и просит обязать УГА Администрации <данные изъяты> рассмотреть ее заявление и утвердить ФИО3 земельного участка. В судебном заседании представитель Касьяновой – ФИО9, настаивал на поданном в суд заявлении; уточнил письменно требования заявителя и просил признать незаконным отказ УГА Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за №, и обязать УГА в установленный законом срок (30 дней) рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории гражданам Касьяновой ФИО17 ФИО1, ФИО2 по существу. Так же представил в суд письменные заявления дочерей заявителя: ФИО1, ФИО2, о том, что они поддерживают требования ФИО4, доверяют ей и просят рассматривать заявление в их отсутствие. Представитель просил признать дочерей заявителя заинтересованными лицами на стороне заявителя, поскольку заявление в УГА Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ было подано им в интересах всех трех сособственников. На вопрос представителя УГА пояснил, что и технический паспорт и кадастровый паспорт оплачиваются при их изготовлении тем лицом, которое их заказывает, то есть гражданином. Так же оба паспорта изготавливаются одной организацией ФГУ «<данные изъяты>», поэтому в техническом паспорте в случае его заказа заявителем Касьяновой могут быть те же сведения, что и в кадастровом паспорте, а изготовление такого паспорта обойдется в <данные изъяты> рублей, что очень дорого для Касьяновой ФИО18 Так же представитель пояснил, что им вновь ДД.ММ.ГГГГ подан в УГА весь требуемый пакет документов, аналогичный тому, который был подан ДД.ММ.ГГГГ и возвращен ДД.ММ.ГГГГ Представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. <данные изъяты> в судебном заседании в заявлением Касьяновой ФИО19 не согласилась, представила отзыв, согласно которого, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <данные изъяты> поступило заявление Касьяновой ФИО20 ФИО1, ФИО2 (в лице гр. ФИО21 действующего по доверенности) по вопросу утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №сп УГА Администрации <данные изъяты> вернуло документы заявителю в связи с тем, что границы запрашиваемого участка документально не подтверждены, а технический паспорт на жилой дом в пакете документов отсутствует. В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В ч.7 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Из смысла данной нормы следует, что определение границ земельного участка осуществляется не произвольно, а исходя из фактического месторасположения границ земельного участка. Для определения границ земельного участка используются сведения о фактическом использовании земельного участка, которые содержатся в техническом паспорте жилого дома. В приложении к заявлению ФИО9 в интересах Касьяновых от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте отсутствует документ, подтверждающий фактическое месторасположение границ земельного участка. Заявитель указал, что к заявлению была приложена схема расположения земельного участка, изготовленная кадастровым инженером, имеющим соответствующую лицензию на определение координат характерных точек земельного участка, в которой отражены границы земельного участка и контуры жилого дома, с учетом фактического использования земельного участка. Однако, изготовление схемы расположения земельного участка, топографической съемки и кадастрового плана территории относится к видам кадастровых работ (ст.1 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ), которые согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ заявитель осуществила за свой счет. Таким образом, представленные документы отражают границы не фактического землепользования, а границы земельного участка, отображаемые по волеизъявлению заявителя. На момент подачи Касьяновой ФИО22 заявления в УГА Администрации <данные изъяты> по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка был принят и введен в действие административный Регламент предоставления Администрацией <адрес> муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденный Постановлением Администрации <данные изъяты> от 27.12.2010 № 1596. В п. 2.6. Регламента содержится перечень документов, необходимых для получения муниципальной услуги, подпункт 9 данного пункта указывает на копию технического паспорта на здание, строение, сооружение или копию кадастрового паспорта объекта недвижимости. Кроме того, согласно представленной схеме расположения земельного участка, на земельном участке располагаются хозяйственные пристройки, необходимые для эксплуатации жилого дома, а сведениями кадастрового паспорта на объект недвижимости их наличие на земельном участке не подтверждено. В связи с этим полагает, что технический паспорт на здание, строение, сооружение является необходимым документом, доказывающим фактические границы используемого земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на данном земельном участке, в связи с чем отказ УГА в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане от ДД.ММ.ГГГГ являлся законным и обоснованным. Выслушав представителей, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд полагает требования заявителя с учетом уточнения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Судом установлено, подтверждается имеющимися в деле документами, представленными заявителем, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление градостроительства и архитектуры (УГА) Администрации <данные изъяты> поступило заявление Касьяновой ФИО23 ФИО1, ФИО2 (в лице гр. ФИО24 действующего по доверенности) регистрационный № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Касьяновой ФИО25 ФИО1 и ФИО2, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, для дальнейшей эксплуатации жилого дома (лит.А). Согласно письма №сп от ДД.ММ.ГГГГ, Управление градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> отказало ФИО4, ФИО1 и ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав в обоснование отказа, что заявителем не представлены сведения о фактическом использовании земельного участка в предоставленном комплекте документов, а именно, не приложен к пакету документов технический паспорт на жилой дом. В соответствии с ч.5 ст.19 ЖК РФ, технический паспорт - документ, содержащий техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В ч.7 ст.36 ЗК РФ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Согласно п.2.6 «Регламента предоставления Администрацией <данные изъяты> услуги "утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории"», утвержденного Постановлением Администрации <данные изъяты> от 03.02.2011 N 57, перечень возможных для получения услуги документов включает в себя … в п.9: копию технического паспорта на здание, строение, сооружение или копию кадастрового паспорта объекта недвижимости (при наличии строений на земельном участке); копию литерной схемы, в случае расположения нескольких объектов капитального строительства на одном земельном участке. Судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем в УГА Администрации <данные изъяты> был сдан весь требуемый пакет документов, согласно утвержденного Регламентом перечня. Пункт 2.6 Регламента не содержит обязательное требование в Перечне предоставить в УГА и технический, и кадастровый паспорт на строение; в нем в п.п.9 указано, что предоставляется или технический, или кадастровый паспорт строения. В ст. 36 ЗК РФ так же не указано, что сведения о фактическом использовании земельного участка содержатся именно в техническом паспорте строения. Судом так же установлено, что и кадастровый паспорт на строение, и технический паспорт на строение заказываются за плату за счет заявителя в одной организации – ФГУП «<данные изъяты>». На вопрос суда представитель заявителя Касьяновой пояснил, что при составлении за плату технического паспорта там же в БТИ, где был за плату составлен кадастровый паспорт строения, работниками БТИ тоже могут быть не указаны границы земельного участка. Им, в числе требуемых Регламентом и Перечнем документов, были представлены в УГА: топосъемка земельного участка, заверенная соответствующими отделами УГА Администрации <данные изъяты>, а так же кадастровый план территории, схема расположения земельного участка заявителей, на которую специалистом, имеющим образование и разрешение (лицензию) на производство такого вида работ, нанесены границы участка заявителей, а так же границы соседних земельных участков, утвержденных УГА и оформленных их владельцами в установленном законом порядке. Поскольку земельный участок Касьяновых окружен другими земельными участками, принадлежащими иным лицам, фактическое пользование Касьяновых именно их земельным участком, границы которого имеются на топосъемке и на схеме, не вызывают сомнения. Таким образом, отказ УГА Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в связи с непредоставлением Касьяновыми технического паспорта не основан на законе. Руководствуясь ст.ст. 192-199, 254-256 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования заявителя удовлетворить Признать решение Управления градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров, незаконным. Обязать Управление градостроительства и архитектуры Администрации <данные изъяты> в установленный законом 30-тидневный срок рассмотреть заявление Касьяновой ФИО26, поданное представителем по доверенности ФИО9 в интересах (Касьяновой ФИО27, ФИО1, ФИО2), об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в районе <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. метров, по существу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательном виде, с 06.07.2011 г. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока В.Ю. Тарбеева <данные изъяты> <данные изъяты> Именем Российской Федерации <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>