Дело № 2-7047/11 Р Е Ш Е Н И Е г. Владивосток 26.12.2011 года Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи: Ящук С.В., с участием : помощника прокурора Кравченко К.А., представителя администрации <данные изъяты> Бадаевой А.В. представителя МБДОУ <данные изъяты> Берг В.В. при секретаре: Ченцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Прокурор <данные изъяты> в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратившись в суд к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности указал, что прокуратурой <данные изъяты> совместно с представителями МБДОУ <данные изъяты> проведено обследование территории данного детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на 10 детских площадках теневых навесов. Согласно п.3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка. Для групп с численностью не менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 м?. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. МБДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением. Исходя из ч.9 ст.9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответственно муниципальное образование. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопрос местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В свою очередь санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно правовых форм и форм собственности. (п.1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10). Таким образом, неисполнение администрацией <данные изъяты> обязанности по благоустройству теневыми навесами территории дошкольного учреждения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц малолетних детей на охрану здоровья в период их воспитания, обучения, развития, что в свою очередь может повлечь соответствующую ответственность дошкольного учреждения, в случае причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, и тем самым не соблюдается принцип гуманистического характера образования, приоритет общечеловеческих ценностей. Просит суд обязать администрацию <данные изъяты> установить на 10 детских площадках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>, по адресу: <адрес> теневые навесы, соответствующие требованиям п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с администрации <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> на исковых требованиях настаивал, просил суд удовлетворить иск в полном объеме. Суду пояснил, что поскольку места в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории <данные изъяты>, предоставляются детям в течение всего календарного года, эксплуатация теневых навесов осуществляется постоянно, неограниченное количество лет, в связи с чем установить круг лиц, из числа малолетних, чьи права нарушаются, а также, в отношении которых имеется угроза нарушения их прав при поступлении в МБДОУ, не представляется возможным. Представитель Администрации <данные изъяты> по доверенности с иском не согласился, в судебном заседании просил суд исковые требования прокурора <данные изъяты> не удовлетворять, представил в суд письменный отзыв, согласно которому прокуратура не имеет право проводить проверки исполнения законов без обращений граждан о фактах нарушения законодательства. В соответствии с п.5.10 Устава детский сад вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Детского сада и принадлежат ему на праве оперативного управления. П.5.12 Устава МБДОУ <данные изъяты> детский сад вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. В том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Кроме того, установка теневых навесов по причине ограниченности территории дошкольного учреждения является нецелесообразной. В связи с изложенным, Администрация <данные изъяты> является ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии с вышеизложенными пунктами Устава МБДОУ <данные изъяты> обязанность по содержанию, а также по проведению капитального и текущего ремонта закрепленного, на праве оперативного управления, имущества лежит на МБДОУ <данные изъяты>. Представитель 3 лица МБДОУ <данные изъяты> по доверенности в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил суд удовлетворить иск в полном объеме. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела и оценивая доказательства в их совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга. Кроме того, затронуты интересы образования неопределённого круга лиц малолетних. В судебном заседании было установлено, что прокуратурой <данные изъяты> совместно с представителями МБДОУ <данные изъяты> проведено обследование территории данного детского сада, в результате чего выявлено отсутствие на 10 детских площадках теневых навесов. Согласно акта о проведении проверки наличия теневых навесов на прогулочных площадках от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной и.о. заведующей МБДОУ <данные изъяты> ФИО9 и помощником прокурора <данные изъяты> ФИО10 на территории детского сада расположено 10 детских прогулочных площадок для каждой возрастной группы. На всех прогулочных площадках теневых навесов не имеется. Согласно акта № от ДД.ММ.ГГГГ составленного специалистом 1 разряда отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением законодательства РФ в МБДОУ <данные изъяты>. В результате проведенных мероприятий было установлено, что остаются невыполненными мероприятия, требующие значительных материальных затрат и внесенные в предписание «Об устранении нарушений санитарных правил в муниципальных образовательных учреждениях <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ и направленное в адрес главы администрации <данные изъяты>: оборудование теневых навесов и малых игровых форм на детских площадках… Согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного Главным государственным санитарным врачом <данные изъяты> в отношении Администрации <данные изъяты> принять меры в пределах установленной компетенции по улучшению условий воспитания и обучения в муниципальных образовательных учреждениях <данные изъяты>. План мероприятий по улучшению материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений представить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> не позднее ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.3 ст.18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона РФ «Об образовании» за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Ч.1 ст.51 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно п.3.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. №91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 м? на одного ребенка. Для групп с численностью не менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 м?. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей. Навесы для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность. Исходя из действующего законодательства суд полагает, что обязанность по установке теневых навесов в МБДОУ <данные изъяты> лежит на Администрации <данные изъяты>. Так МБДОУ <данные изъяты> является муниципальным бюджетным учреждением. Исходя из ч.9 ст.9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответственно муниципальное образование. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В свою очередь санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно правовых форм и форм собственности. (п.1.1 СанПиН 2.4.1.2660-10). Статьей 39 Закона РФ «Об образовании» установлено, что земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством РФ. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Согласно статьям 30, 32, 46 Устава <данные изъяты> администрация <данные изъяты> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, управляет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью. Кроме того, на органы местного самоуправления возложено как обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений (ст.9.2 ФЗ №7 от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях»), так и обустройство прилегающих к ним территорий (п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании»). Установка теневых навесов на детских прогулочных площадках образовательных учреждений по своему смыслу является действием по обустройству прилегающей территории, о чем и свидетельствуют Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. за №91 (СанПиН 2.4.1.2660-10). В связи с изложенным, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <данные изъяты> в полном объеме. В части исковых требований прокурора <данные изъяты> о взыскании с Администрации <данные изъяты> государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей суд полагает необходимым отказать в удовлетворении по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Однако в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> о возложении обязанности – удовлетворить. Обязать администрацию <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить теневые навесы на 10 детских площадках муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты>, по адресу: <адрес>, соответствующие требованиям п.3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней. Судья Ленинского районного суда г. Владивостока С.В. Ящук